Как справиться с потерей любимого человека

В этом материале приводятся некоторые советы о том, как пережить потерю любимого человека. Мы надеемся, что этот материал поможет вам и вашей семье.

Вернуться к началу

Переживание горя

Горе является нормальной реакцией на утрату. Горе имеет психологические, эмоциональные и физические проявления.

После смерти любимого человека вы можете испытывать шок или не верить в произошедшее. Некоторые люди чувствуют оцепенение или им кажется, что они находятся во сне. Возможны ситуации, когда вами овладеет чувство грусти, опустошенности или одиночества. Вы даже можете злиться, испытывать чувство вины или почувствовать облегчение. Нормально испытывать несколько из названных чувств одновременно.

Горе также может сопровождаться физическими проявлениями, в том числе изменением аппетита, веса или привычного режима сна. У вас может болеть голова или живот. Кроме того, вам может быть тяжело думать о возвращении к повседневным делам или к работе. В некоторые дни у вас может быть больше сил, чем в другие. Помните, что нет правильного или неправильного способа пережить горе. Каждый человек проходит через это по-своему.

Самыми болезненными могут быть первые месяцы после утраты, но со временем чувства будут меняться. Некоторые люди скажут вам, что горе от утраты любимого человека не покидало их в течение года. На самом деле нет никаких четких временных рамок для этого чувства. Каждый случай утраты уникален, и все переживают его по-своему.

 

Вернуться к началу

Как справиться с изменениями, связанными с потерей любимого человека

Мы назовем несколько аспектов, о которых необходимо помнить по мере течения времени.

Почитание памяти любимого человека

В различных культурах и вероисповеданиях есть ритуалы почитания памяти человека после его смерти. Иногда семьи создают свои собственные ритуалы, такие как зажигание свечей или особая семейная трапеза. Если вы хотите почтить память своего близкого человека более открыто, можно провести торжественное поминовение и выложить видео события в Интернет, заказать мемориальную табличку с именем любимого или посадить памятное дерево или сад. Все это будет способствовать формированию чувства общности и родства. Возможно вы захотите обсудить со священнослужителем или друзьями и родственниками, как именно вы хотите почтить память любимого человека.

Как распорядиться личными вещами

Одежда и личные вещи вашего близкого человека могут иметь для вас особое значение. Некоторые люди чувствуют острую необходимость освободить шкафы и полки от вещей сразу же после смерти любимого человека. Другие предпочитают сохранить все так, как было до утраты. Кто-то находит утешение, надевая что-то из одежды умершего или читая его книги. Вы также можете отдать эти вещи родственникам и друзьям. Эти решения можете принять только вы. Не спешите что-то решать и сделайте так, как будет наиболее приемлемо для вас и для вашей семьи.

Общение с семьей и друзьями

В это время вас могут поддержать родственники и друзья. Однако, у них будут возникать свои собственные чувства и реакции, связанные со смертью любимого человека. Некоторые люди не знают, что сказать скорбящему, и могут сказать что-то бестактное, когда пытаются посочувствовать. Ваши потребности могут не всегда быть очевидными для вашего партнера, ваших родителей или друзей. Поэтому важно найти способы сохранить связь с другими, даже если для вас это тяжело. Если вы не готовы к разговору, возможно, вам будет легче написать им письмо по электронной почте или послать текстовое сообщение. Вам также может помочь присутствие рядом с вами друга или родственника, который окажет вам помощь в общении с другими людьми в этот период.

 

Принятие решений

В настоящий момент вам может быть сложно принимать решения. Поэтому после утраты любимого человека такие важные вопросы, как переезд, переход на новую работу или пересмотр финансовых дел возможно лучше отложить на несколько месяцев или на год. Когда придет время или станет невозможно откладывать решение этих вопросов, попросите своих друзей и родственников помочь вам принять эти решения.

Праздники и годовщины

Наступят различные значимые даты, такие как дни рождения и праздники, которые напомнят вам об утрате. Вам может быть тяжело впервые отмечать эти особые дни без любимого человека. Немного облегчить организацию праздников поможет заблаговременное планирование.

Возможно вы захотите на этот раз отметить эти дни по-другому. Одним из вариантов может стать пересмотр старых семейных традиций или установление новых. Вы можете найти утешение в общении с друзьями и родственниками или предпочесть сделать что-то в одиночку. Каким бы ни было ваше решение, помните, что нет правильного или неправильного способа провести эти особые дни. Постарайтесь делать то, что будет для вас наиболее приемлемым.

Как помочь ребенку пережить утрату

Смерть близкого человека сказывается на детях любого возраста. Если у вас есть дети, переживающие утрату вместе с вами, желательно оградить их от той печали и растерянности, которую испытываете вы. Вместе с тем важно честно обсудить с ними произошедшее. Каждый ребенок чувствует утрату по-своему.

То, как ваши дети будут переживать горе, зависит от их возраста, от представления о смерти и от поведения окружающих, служащих детям примером. Вместе с тем важно честно обсудить с ними произошедшее, используя подходящие по их возрасту слова. Фразы типа «больше не с нами» или «скончался» могут быть непоняты маленькими детьми. Они могут переживать горе разными способами и в разные моменты времени. Если вы будете честны с детьми и ответите на их вопросы, это поможет им почувствовать, что их любят, что они находятся в безопасности и участвуют в процессе возвращения к «нормальной жизни по-новому».

Если вы испытываете затруднения в общении с детьми, попросите о помощи члена семьи, друга или профессионального социального консультанта. Ваш социальный работник может предоставить вам дополнительную информацию об поддержке, доступной для вас и вашей семьи.

 

Вернуться к началу

Уход за собой

Горе может вызвать физический и эмоциональный стресс. Важно уделять внимание своим потребностям. В этот период уход за собой может быть для вас не главным. Вы можете быть сосредоточены на заботе о других членах семьи. Вы даже можете испытывать чувство вины по поводу того, что уделяете внимание себе. Если вы разрешите себе ухаживать за собой и выделите для этого время, это поможет вам справиться с утратой.

Вот некоторые примеры того, как вы можете заботиться о себе, переживая смерть любимого человека.

Находите время для себя

Каждый из нас заботится о себе по-своему. Некоторым людям помогает физическая активность, например прогулки или выполнение упражнений. Другие предпочитают общение с друзьями и родственниками или совместные трапезы и беседы. Вы можете освоить новые навыки, например приготовление пищи или садоводство. Уделяя время поиску новых способов утешения и получения удовольствия, вы можете быстрее оправиться от горя.

Создайте систему поддержки

Переживать горе в одиночку может быть очень сложным испытанием. Важно создать систему поддержки для вас и вашей семьи. Это может включать:

  • проведение времени с друзьями и семьей;
  • участие в группе поддержки;
  • обращение за консультацией к специалистам;
  • волонтерская работа или участие в общественных мероприятиях.

Продолжайте открытое и постоянное общение с теми, кто может поддержать и поговорить с вами о ваших переживаниях, — это поможет вам оставаться на связи пока вы переживаете горе.

Признавайте необходимость профессиональной помощи

Если ваши переживания не утихают или даже усиливаются через 6 месяцев или больше, возможно вам следует рассмотреть возможность обращения за помощью к специалистам. Вот некоторые признаки того, что вы нуждаетесь в профессиональной помощи:

  • вы испытываете глубокую печаль и чувствуете, что жизнь уратила смысл;
  • вы потеряли интерес к тому, что вам нравилось, или перестали получать от этого удовольствие;
  • вы избегаете общественные мероприятия;
  • вам сложно принимать решения или решать повседневные задачи;
  • вы не в состоянии ухаживать за собой или своими детьми, или же не можете делать ни то, ни другое;
  • у вас проблемы со сном или приемом пищи, или же и с тем, и с другим;
  • вы испытываете сильное чувство вины или гнев;
  • у вас появились вредные привычки, например злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • у вас появляются мысли о самоубийстве или о причинении себе вреда.

Вам могут помочь различные консультанты. К ним относятся социальные работники, психологи, психиатры, религиозное духовенство, а также арт-терапевты и музыкальные терапевты. Консультант может помочь вам справиться с изменением восприятия вашей жизни, с уходом за собой и своими родными и с выполнением повседневных дел.

Наша жизнь не обходится без потерь, но благодаря времени, терпению и поддержке мы можем их пережить.

Вернуться к началу

Ресурсы

Memorial Sloan Kettering (MSK) предлагает ряд ресурсов для переживающих горе семей и их друзей. Более подробная информация о перечисленных ниже ресурсах приводится на странице www.mskcc.org/cancer-care/counseling-support/support-grieving-family-friends

Чтобы узнать об услугах, предоставляемых в центре MSK лицам, понесшим тяжелую утрату, обратитесь к своему врачу или позвоните в Отдел социальной работы по номеру 646-888-4889.

Центр по предоставлению консультаций MSK (Counseling Center)
646-888-0200
Некоторые семьи, пережившие тяжелую утрату, находят, что им помогли консультации специалистов. Наши психиатры и психологи работают в клинике для понесших тяжелую утрату, где они консультируют и поддерживают отдельных лиц, пары и семьи. Они также могут назначать лекарства, которые помогут вам выйти из подавленного состояния.

 

Услуги капеллана
212-639-5982
Наши капелланы готовы выслушать, поддержать членов семьи, помолиться, обратиться к местному духовенству или религиозным группам, просто утешить и протянуть руку духовной помощи. За духовной поддержкой может обратиться любой человек вне зависимости от его формальной религиозной принадлежности.

Отдел социальной работы
646-888-4889
Программа Отдела социальной работы, направленная на поддержку лиц, понесших тяжелую утрату, предусматривает бесплатные телефонные консультации, работу групп поддержки и обучающие лекции, а также рекомендует местные ресурсы социальной помощи населению. Социальные работники для онкологических (раковых) пациентов оказывают квалифицированную помощь в решении психологических, социальных, духовных и практических проблем понесшим утрату лицам, их семьям и друзьям.

Служба интегративной медицины (Integrative Medicine Service)
646-888-0800
Наша Служба интегративной медицины предлагает разнообразные варианты терапии в дополнение к традиционному медицинскому уходу и услугам эмоциональной поддержки. Наши услуги включают музыкальную терапию, терапию души/тела, танцевальную, двигательную и тактильную терапию, йогу, физические упражнения и занятия по медитации. Эти услуги могут помочь переживающим горе людям справиться с возможным физическим и эмоциональным стрессом. Центр интегративной медицины Бендхейма (Bendheim Integrative Medicine Center) находится по адресу 1429 First Avenue на пересечении с East 74th Street.

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Dealing With the Loss of a Loved One

This information explains how you can cope with the loss of a loved one. We hope it’s helpful to you and your family.

The Grieving Process

Grief is a normal response to loss. There are psychological, emotional, and physical effects of grief.

After the death of a loved one, you may feel shocked or in disbelief. Some people feel numb or as if they’re in a dream. There may be times when you’re overwhelmed with sadness, emptiness, and loneliness. You may even feel angry, guilty, or relieved. Having more than 1 of these feelings at a time is normal.

Grief may also come with physical effects, including changes in your appetite, weight, or sleeping habits. You may get headaches or stomachaches. You may also find it difficult to think about going back to your daily routine or returning to work. Some days you may have more energy than others. Remember, there is no right or wrong way to grieve. Each person grieves in their own way.

Your grief may feel most painful in the first few months after your loss, but it will change as the months go by. Some people may tell you that it takes a year to grieve the loss of a loved one. In truth, there is no set amount of time for grieving. Each loss is unique and we all deal with it in our own ways.

 

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Coping With the Challenges of Losing a Loved One

Here are some things to keep in mind as you approach the days to come.

Honoring your loved one

Different cultures and faiths have rituals to honor someone after they have died. Sometimes, families create their own rituals like lighting candles or getting together for a special meal. If you want to honor your loved one in a more public way, you can make an online memorial, purchase a plaque to be named in their memory, or plant a tree or garden. These efforts can help you create a sense of community and connection. You may want to talk with your clergy or friends and family about how you would like to honor your loved one.

Dealing with personal belongings

Your loved one’s clothing and personal items may have special meaning to you. Some people feel a strong need to clean out closets and shelves soon after the death of their loved one. Other people prefer to keep things exactly as they were before their loss.

Some people may find comfort in wearing a piece of clothing or reading a book that belonged to the person who died. You may also decide to share these belongings with family and friends. These decisions are yours to make. Take your time making them and do what is best for you and your family.

Interacting with family and friends

Family and friends can be a great source of support during this time. However, they will have their own feelings and reactions to your loved one’s death. People may have difficulty approaching you, and may say the wrong thing once they do. Your needs may not always be obvious to your partner, your family, or your friends, so it’s important to find ways to feel connected to others even when it feels hard to do so. If you’re not ready to talk, you may feel more comfortable writing an email or text. You may also find it helpful to pick a friend or family member who can help you communicate with others during this time.

 

Making decisions

You may find it difficult to make decisions right now. As a result, you may want to consider delaying any major decisions, such as moving, starting a new job, or rearranging your finances, until months or a year after your loss. When the time comes or if you can’t put them off, talk with your friends and family to help you make these decisions.

Holidays and special days

There will be milestones, like birthdays and holidays, that remind you of your loss. Experiencing these special days for the first time without your loved one can be hard. Planning ahead can make holidays a little easier to manage.

You may want to recognize these days differently this year. Revisiting family traditions, or making new ones, is one way you can stay connected to your memories. You may find comfort in spending time with friends and family, or you may choose to do something by yourself. Whatever choices you make, remember that there is no right or wrong way to respond to these special days. Try to do what feels most comfortable for you.

Helping your children cope with loss

Children of all ages will be affected by the death of someone close to them. If you have children that are grieving with you, you may want to protect them from the sadness and confusion that you’re feeling. Still, it’s important to speak honestly about what has happened.

The way your children grieve will depend on their age, understanding of death, and the examples set by those around them. They may deal with loss in different ways and at different times. Being honest with your children and answering their questions can help them feel loved, secure, and included as you all work together to find a “new normal.”

If you’re having trouble talking to your children, ask a family member, friend, or professional counselor to help you with this. Your social worker can give you more information on supportive services available to you and your family.

 

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Caring for Yourself

Grief can cause physical and emotional stress. It’s important to pay attention to your own needs. Taking care of yourself during this time may not be your first priority. You may be focused on caring for others in your family. You may even feel guilty about caring for yourself. Giving yourself permission and time for self-care can help you cope with your loss.

Here are some ways you can care for yourself as you grieve.

Make time for yourself

We all have different ways of caring for ourselves. For some people, physical activity, such as taking a walk or exercising, is helpful. Other people may prefer being with friends and family or sharing a meal. You may want to learn new skills, such as cooking or gardening. Making time to learn new ways of finding comfort and pleasure can help you heal.

Create a support system

Grieving alone can be very difficult. Creating a support system for you and your family is important. This can include:

  • Spending time with friends and family.
  • Joining a support group.
  • Seeking out professional counseling.
  • Volunteering or participating in community events.

Maintaining open and ongoing communication with those who are able to support and talk with you about your experience can help you stay connected as you grieve.

Recognize when you need professional help

If your grief doesn’t decrease or has gotten worse after 6 months or more, you may want to consider getting professional help. Some signs that you may need professional help are:

  • You’re experiencing deep sadness and feelings that life holds no meaning.
  • You’ve lost interest or pleasure in things you used to enjoy.
  • You’re avoiding social activities.
  • You’re having difficulty making decisions or solving everyday problems.
  • You’re not able to care for yourself, your children, or both.
  • You’re having trouble sleeping, eating, or both.
  • You’re experiencing a lot of guilt or anger.
  • You’re engaging in harmful behaviors such as abusing alcohol or drugs.
  • You have thoughts of suicide or of hurting yourself.

There are many types of counselors that can help you. These include social workers, psychologists, psychiatrists, religious clergy, and art and music therapists. Talking with someone outside your circle of family or friends can be comforting. A counselor can help you cope with caring for yourself, your family, and your daily affairs.

We can’t avoid loss in our lives, but with time, patience, and support, we can move through it.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Resources

Memorial Sloan Kettering (MSK) offers a range of resources for grieving families and friends. You can learn more about the resources listed below atwww.mskcc.org/cancer-care/counseling-support/support-grieving-family-friends

To learn about bereavement services at MSK, ask your doctor or call the Department of Social Work at 646-888-4889.

MSK Counseling Center
646-888-0200
Some bereaved families find counseling helpful. Our psychiatrists and psychologists lead a bereavement clinic that provides counseling and support to individuals, couples, and families who are grieving. They can also prescribe medications to help if you feel depressed.

 

Chaplaincy Services
212-639-5982
Our chaplains are available to listen, help support family members, pray, contact community clergy or faith groups, or to simply be a comforting person and a spiritual presence. Anyone can request spiritual support, regardless of formal religious affiliation.

Department of Social Work
646-888-4889
The Department of Social Work’s bereavement program offers free telephone consultations, support groups, educational lectures, and referrals to community resources. Oncology (cancer care) social workers have expertise in the psychological, social, spiritual, and practical concerns that come up for individuals, families, and friends who are grieving.

Integrative Medicine Service
646-888-0800
Our Integrative Medicine Service offers many therapies to complement traditional medical care and emotional services. Some services include music, mind/body, dance, movement and touch therapies and yoga, exercise, and meditation classes. People experiencing grief may find these services helpful when coping with the physical and emotional stresses that may come up. The Bendheim Integrative Medicine Center is located at 1429 First Avenue, East 74th Street.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Last Updated