Как помочь ребенку пережить утрату брата или сестры

Эта информация позволит вам узнать, как вы можете помочь своему ребенку пережить смерть брата или сестры. Мы надеемся, что этот материал поможет вам и вашей семье.

Понимание горя ребенка

Семья навсегда меняется после смерти ребенка. Как родителю, вам пришлось испытать самую страшную боль. Ваш ребенок или ваши дети тоже чувствуют эту боль. Детям, как и взрослым, может потребоваться помощь в осознании утраты и приспособлении к жизни после нее.

Дети по разному выражают свое горе. У всех детей, вне зависимости от возраста, могут случаться короткие и сильные выбросы эмоций после смерти брата или сестры. Кроме того, у них могут возникать физические реакции, такие как болевые ощущения в организме или изменения в режиме сна. Некоторые дети могут выражать горе через изменения в своем поведении. Они могут испытывать трудности с выполнением повседневных задач или вести себя так, как не вели никогда раньше. Другие дети могут не показывать никаких признаков печали или горя. То как ваш ребенок будет переживать горе зависит от его возраста, представления о смерти и поведения окружающих, служащих ребенку примером.

Если дети младшего возраста могут не полностью осознавать смерть, дети школьного возраста имеют об этом более зрелое представление. Они могут испытывать чувство вины из-за того, что не умерли вместо своего брата или сестры. Они могут быть также беспокоиться, что они или вы умрете. Некоторые дети могут чувствовать, что их место в семье изменилось, и могут взять на себя обязанности взрослых.

Для того чтобы пережить горе и приспособиться к смерти брата или сестры, вашему ребенку потребуется время. Не все дети мгновенно реагируют на известие о смерти брата или сестры. Помните, что каждый человек переживает горе по-своему. Лучший способ понять боль вашего ребенка — это внимательно следить за тем, как ребенок ее выражает. Слушайте, что он говорит и как он это говорит.

Вернуться к началу

Как поддержать вашего ребенка

Вам может быть непросто помочь своему ребенку, поскольку вы сами вынуждены справляться с горем. Это нормально, если вы не готовы взяться за решение этой проблемы. Возможно, вам стоит обратиться к кому-то, кто сможет надежно поддержать вас и вашего ребенка. Вместе вы сможете помочь ребенку почувствовать себя любимым, находящимся в безопасности и задействованным в вашу совместную работу над возвращением к нормальной жизни.

Вот несколько способов того, как вы можете помочь своему ребенку справиться с утратой.

Информируйте вашего ребенка

У вашего ребенка могут появиться вопросы о том, как умерли брат или сестра и что это означает. Важно дать понять ребенка, что такие вопросы можно задавать. Постарайтесь отвечать на них максимально честно. Это нормально, если вы скажете, что не знаете ответа.

По мере того как дети взрослеют и становятся более зрелыми, у них могут возникать и другие типы вопросов. Отвечайте на эти вопросы по мере их появления. Смотрите на каждый из них, как на возможность продолжения разговора о понесенной утрате.

Постарайтесь по возможности сохранить привычный для ребенка распорядок дня, но подготовьте его к возможным изменениям. Объясните ребенку, какие изменения могут произойти и какие действия могут потребоваться в ближайшие недели. Возможно, это поможет ребенку несколько избавиться от чувства неуверенности в будущем.

Поговорите с учителями и тренерами вашего ребенка

Если ваш ребенок учится в школе, сообщите учителям о вашей утрате. Это может помочь ребенку ощутить поддержку и там. Возможно, учитель или социальный консультант сможет предоставить ребенку пространство для выражения чувств в течение дня. Возможно вам стоит поговорить и с другими представителями социальных групп, к которым относится ваш ребенок, например с тренерами, преподавателями или религиозными деятелями. Вашему ребенку может быть трудно приспособиться к жизни без брата или сестры, но возможно созданная вами сеть поддержки сможет чем-то помочь.

Уделяйте ребенку время

Из-за горя ваш ребенок может ощущать печаль и одиночество. Постарайтесь уделять ребенку некоторое время каждый день, это создаст ощущение безопасности и поддержки. Вы можете выделить время для общения в процессе творчества, игры или любой другой деятельности по желанию ребенка.

Когда вы будете готовы, вы можете помочь своему ребенку почтить память брата или сестры, предложив для этого новый ритуал или повторив старый. Некоторые семьи разводят сад, чтобы почтить чью-либо память. Вы также можете помочь своему ребенку сделать «коробку воспоминаний», наполнив ее предметами, принадлежавшими брату или сестре, или памятными сувенирами. Подобные ритуалы могут помочь вам наладить связь с ребенком, а ребенку - выразить свои чувства и задать вопросы.

Будьте готовы выслушать и принять чувства ребенка

Дайте ребенку знать, что его чувства важны для вас. Старайтесь вести честный диалог, если ребенок готов говорить с вами. Каждый человек по разному реагирует на смерть в разные моменты времени.

Вы можете не всегда понимать, как справляется с утратой ваш ребенок. Его поведение может меняться, например он может стать привередливым в еде или переживать приступы гнева. Помните, что поведение вашего ребенка может быть признаком борьбы со сложными чувствами. И хотя это может быть непросто, постарайтесь принимать эмоции вашего ребенка с любовью и пониманием. Это поможет ребенку увереннее рассказать вам о своих чувствах.

Ваш ребенок может никак не реагировать на горе недели, месяцы или даже годы. Когда это произойдет, дайте понять ребенку, что вы рядом и готовы выслушать и ответить на любые вопросы. Помните, что вы всегда можете попросить о помощи близкого друга или социального консультанта.

Позаботьтесь о себе

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, — это позаботиться о себе. Вы пережили невообразимую утрату. Выберите человека, с которым вам комфортно говорить, даже если вы не уверены в том, что хотите сказать. Позвольте друзьям и близким помочь вам с повседневными делами. Важно создать систему поддержки для вас и вашей семьи. Помните, что люди готовы прийти вам на помощь, также как и вы готовы прийти на помощь своему ребенку.

 
Вернуться к началу

Ресурсы для вас и вашей семьи

Ресурсы MSK

Поддержка доступна для вас и вашей семьи вне зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь. Memorial Sloan Kettering (MSK) предлагает ряд ресурсов для переживающих горе семей и их друзей. Вы можете узнать больше об этих ресурсах на странице www.mskcc.org/experience/caregivers-support/support-grieving-family-friends

Программа «Вперед, в завтрашний день» (Towards Tomorrow Program)
Программа «Вперед, в завтрашний день» (Towards Tomorrow Program) отделения педиатрии (Department of Pediatrics) предлагает поддержку и ресурсы для столкнувшихся с тяжелой утратой семей, включая:

Личные встречи
Наша группа личных встреч для поддержки родителей, столкнувшихся с тяжелой утратой, находится под управлением социального работника и медсестры/медбрата. Мы приглашаем присоединиться к ней всех родителей, которые потеряли ребенка из-за рака в центре MSK.

Взаимная поддержка родителей (Parent-to-Parent Outreach)
Взаимная поддержка родителей (Parent-to-Parent Outreach) — это программа, которая позволяет вам удаленно общаться с родителями, также потерявшими ребенка из-за рака.

Для получения дополнительной информации об этих программах или для регистрации в них, обратитесь в программу «Вперед, в завтрашний день» (Towards Tomorrow) по телефону 212-639-6850 или по адресу электронной почты towardstomorrow@mskcc.org

Центр по предоставлению консультаций MSK
646-888-0200
Некоторые семьи, пережившие тяжелую утрату, находят, что им помогли консультации специалистов. Наши психиатры и психологи работают в клинике для понесших тяжелую утрату, где они консультируют и поддерживают отдельных лиц, пары и семьи, а также могут прописать лекарства, которые помогут справиться с депрессией.

Услуги капеллана
212-639-5982
Наши капелланы готовы выслушать, поддержать членов семьи, помолиться, обратиться к местному духовенству или религиозным группам, просто утешить и протянуть руку духовной помощи. За духовной поддержкой может обратиться любой человек, вне зависимости от его формальной религиозной принадлежности.

Дополнительные ресурсы

Для понесших утрату родителей, братьев и сестер доступны книги, образовательные ресурсы и местные программы поддержки. Для получения дополнительной информации об этих программах или для того, чтобы поговорить о вашей утрате, позвоните своему социальному работнику.

Детские лагеря «Зона комфорта» (Comfort Zone Camps)
866-488-5679
www.comfortzonecamp.org
Лагеря для детей, которые пережили смерть близкого человека.

SIBSPLACE®
516-374-3000
www.sibsplace.org
Бесплатная программа для детей в возрасте от 5 до 17 лет, у которых один из родителей, братьев или сестер болен раком. Предлагает поддержку сверстников и творческие мероприятия.

Вернуться к началу

Последнее обновление

Helping Your Child Cope With the Loss of Their Sibling

This information explains how you can help your child cope with the death of their sibling. We hope it is helpful to you and your family.

Understanding Your Child’s Grief

A family is forever changed by the death of a child. As a parent, you have been forced to experience the greatest pain imaginable. Your child or children feel this pain too. Like adults, children may need help understanding and adjusting to life after loss.

Children express grief in different ways. All children, regardless of age, may have short and intense bursts of emotion following the death of their sibling. They may also have physical reactions, like pain and aches in their body or changes in their sleep schedule. Some children may express their grief through changes in their behavior. They may have a hard time following through with routine tasks or behave in ways they never have before. Other children may not show any signs of sadness or grief. How your child grieves will depend on their age, understanding of death, and the examples set by those around them.

While younger children may not fully understand death, school-aged children will have a more mature understanding. They may feel guilty that they didn’t die instead of their sibling. They may also become worried about themselves or even you dying. Some children may feel that their identity within the family has changed and may take on adult responsibilities.

It will take time for your child to grieve and adjust to the death of their sibling. Not all children will have an immediate reaction to learning their sibling has died. Remember that everybody grieves differently. The best way to understand your child’s pain is to be mindful of the way they choose to express it. Listen to what they say and how they say it.

Back to top

Supporting Your Child

Helping your child may be challenging for you as you cope with your own grief. It’s okay if you aren’t ready to take on this challenge. You may find it helpful to ask someone that you and your child can depend on for support. Together, you can help your child feel loved, secure, and included as you all work together to find a “new normal.”

Here are some ways you can help your child cope with their loss.

Keep your child informed

Your child may have questions about how their sibling died and what that means. It’s important to let them know that they can ask these questions. Do your best to answer them honestly. It’s okay to tell them if you don’t know the answer.

As children grow older and more mature, they may have different types of questions. Respond to these questions as they come. Approach each one as an opportunity to continue the conversation about their loss.

Try to keep your child’s normal routine as best you can but prepare them for any changes they should expect. Explain to them how things may be different and what they may need to do in the coming weeks. This can help reduce their feelings of uncertainty about the future.

Talk to their teachers and coaches

If your child is in school, let their teachers know about their loss. This can help them feel supported there too. A teacher or counselor may be able to provide a space for your child to express their feelings throughout the day. You may also want to talk to other members of social groups that your child is a part of, such as coaches, instructors, or religious figures. Adjusting to life without their sibling will be difficult but building a network of support may be helpful to your child.

Spend time with them

Grief can make your child feel sad and alone. Try to spend some of each day with them so that they feel safe and supported. You can make time to connect with them through art, play, or another activity of their choice.

When you’re ready, you can help your child honor the memory of their sibling by coming up with a new ritual or revisiting an old one. Some families plant a garden to honor someone. You can also help your child make a memory box filled with objects belonging to or representing their sibling. Rituals like these can help you connect with your child and help your child express their feelings and questions.

Be available to listen and accept their feelings

Let your child know that their feelings matter to you. Try to support honest conversations when they’re ready to talk. Everyone has different reactions to death at different times.

You may not always relate to how your child is coping. They may have changes in their behavior, such as becoming picky eaters or having angry outbursts. Remember that your child’s behavior can be a sign that they are struggling with challenging feelings. While it may be difficult to do so, try to welcome your child’s emotions with love and acceptance. This will help them feel more comfortable sharing their feelings with you.

Your child may not react to grief until weeks, months, or even years have passed. When this happens, let them know you are there for them to listen and answer any questions. Remember that you can always involve a trusted friend or counselor to help.

Take care of yourself

The best thing you can do for your child is to take care of yourself. You have experienced an unimaginable loss. Identify someone you feel comfortable talking to, even if you’re not sure what to say. Let family and friends help you with your daily tasks. Creating a support system for you and your family is important. Remember that people are there for you just as you are there for your child.

Back to top

Resources for You and Your Family

MSK Resources

No matter where you are in the world, there is support available to you and your family. Memorial Sloan Kettering (MSK) offers a range of resources for grieving families and friends. You can learn more about these resources at

Towards Tomorrow Program
The Department of Pediatrics’ Towards Tomorrow Program offers support and resources to bereaved families, including:

In-Person Meetings
Our in-person parent bereavement support group is led by a social worker and nurse. We invite all parents who have lost a child to cancer at MSK to join.

Parent-to-Parent Outreach
Parent-to-Parent Outreach is a program that can connect you with parents across the country that have also experienced the loss of a child to cancer.

For more information about these programs or to sign up, call Towards Tomorrow at 212-639-6850 or email

MSK Counseling Center
Some bereaved families find counseling helpful. Our psychiatrists and psychologists lead a bereavement clinic that provides counseling and support to individuals, couples, and families who are grieving, as well as medications to help if you feel depressed.

Chaplaincy Services
Our chaplains are available to listen, help support family members, pray, contact community clergy or faith groups, or to simply be a comforting person and a spiritual presence. Anyone can request spiritual support, regardless of formal religious affiliation.

Additional Resources

There are books, educational resources, and community support programs available to parents and siblings. For more information about these programs, or to talk about your loss, call your social worker.

Comfort Zone Camps
Camps for children who have experienced the death of a loved one.

Free program for children ages 5 to 17 who are living with a parent or sibling with cancer. Offers peer support and creative arts activities.

Back to top

Last Updated