Новая информация: вакцины против COVID-19 эффективны в предотвращении тяжелого течения заболевания у маленьких детей

Русский
Поделиться
Ребенок в маске смотрит немного мимо объектива камеры

Во время клинических испытаний у детей в возрасте от 5 до 11 лет были выявлены только легкие побочные эффекты от вакцины против COVID-19.

Специалисты Центра контроля и профилактики заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention (CDC)) рекомендуют детям в возрасте от 5 до 11 лет пройти вакцинацию с использованием вакцины Pfizer-BioNTech против COVID-19 (Comirnaty®). Это решение соответствует разрешению на экстренное применение вакцины, выданному Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (US Food and Drug Administration (FDA)) 29 октября 2021 г.

Специалисты CDC заявили следующее: «‎Хотя COVID-19, как правило, протекает легче у детей по сравнению со взрослыми, он может вызвать у детей сильное заболевание и привести к госпитализации. В некоторых случаях осложнения от инфекции могут привести к смерти».

28 февраля 2022 г. в Интернете были опубликованы результаты исследования, которые показали, что у вакцинированных детей уровень защиты от инфекции COVID-19 ниже из-за омикрон-штамма, но заболевание редко переходило в тяжелую стадию. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с материалом ниже.

Мини Камбодж (Mini Kamboj), главный врач-эпидемиолог центра Memorial Sloan Kettering, отвечает на вопросы о вакцинах против COVID-19 для детей.

Ниже приведена информация о вакцине против COVID-19 для детей в возрасте 5–11 лет.

Узнать больше о вакцине для детей в возрасте 12–17 лет можно здесь »

Какую вакцину можно вводить маленьким детям?

Сейчас детям в возрасте от 5 до 11 лет разрешено вводить вакцину Pfizer. Дети в возрасте от 12 лет и старше уже имели право на получение вакцины Pfizer.

Вернуться к началу страницы

Как мне записать моего ребенка на получение вакцины против COVID-19, если ребенок является пациентом центра MSK?

Вы можете записаться на вакцинацию, поговорив с основным лечащим врачом вашего ребенка в центре MSK.

Вернуться к началу страницы

Предлагают ли в центре MSK вакцину для детей сотрудников MSK, рядовым гражданам или братьям и сестрам пациентов центра MSK?

Нет, мы предоставляем вакцину только пациентам центра MSK детского возраста.

Вернуться к началу страницы

Откуда мы знаем, что вакцины безопасны и эффективны для этой возрастной группы?

Согласно данным, отправленным в FDA в октябре 2021 г., до появления омикрон-штамма эффективность вакцины в предотвращении заражения COVID-19 среди детей в возрасте от 5 до 11 лет составляла более 90%. Это исследование также показало, что вакцина безопасна, а серьезные побочные эффекты возникают редко. Кроме того, исследование, проведенное для отслеживания безопасности вакцины после введения почти 8 миллионов доз среди этой группы населения, показало, что серьезных проблем не было. Это исследование было проведено после выдачи FDA разрешения на использование.

Особенно важно, что случаи поражения сердечной мышцы среди вакцинированных детей этой возрастной группы были редки.

Вакцины менее эффективны в предотвращении заражения омикрон-штаммом для всех возрастных групп, однако защита от тяжелого протекания заболевания остается сильной. Недавнее исследование, проведенное Департаментом здравоохранения штата Нью-Йорк (New York State Department of Health), показало, что у вакцинированных детей уровень защиты от инфекции COVID-19 ниже из-за омикрон-штамма, но заболевание редко переходило в тяжелую стадию. Результаты исследования были опубликованы в Интернете. По состоянию на 28 февраля 2022 г. эти результаты проходили экспертную оценку.

Доктор Камбодж: «Отрадно знать, что вакцинированные дети в возрасте от 5 до 11 лет защищены от тяжелой формы COVID-19. Это самое главное. Эти результаты похожи на то, что мы наблюдали среди взрослых людей во время вспышки омикрон-штамма: вакцинированные люди могли заразиться, но у большинства из них не возникала тяжелая форма заболевания.

Вернуться к началу страницы

Отличаются ли побочные эффекты у детей от побочных эффектов у взрослых?

Нет, побочные эффекты не отличаются. У детей в возрасте от 5 до 11 лет, участвовавших в исследовании, возникали только слабо выраженные побочные эффекты, причем они чаще возникали после второй дозы. К наиболее распространенным относятся боль в месте инъекции, усталость и головная боль. Побочные эффекты обычно возникают в течение двух дней после вакцинации и чаще всего проходят в течение одного–двух дней.

Вернуться к началу страницы

Если риск возникновения серьезных осложнений от COVID-19 у детей ниже, зачем им нужно вакцинироваться?

Риск тяжелого течения заболевания COVID-19 у детей в целом ниже, чем у взрослых, однако специалисты CDC сообщают, что дети все-таки могут тяжело заболеть. Как и у взрослых, у детей могут быть краткосрочные и долгосрочные осложнения после COVID-19.

Особенно важно то, что вероятность заражения и распространения COVID-19 (в том числе дома и в школе) у детей в возрасте от 5 до 11 лет не ниже, чем у взрослых.

Мультисистемный воспалительный синдром у детей (Multisystem inflammatory syndrome in children (MIS-C)) — это тяжелое, но редкое осложнение, возникающее у маленьких детей при заболевании COVID-19. Исследования, проведенные среди вакцинированных подростков, показали, что эффективность вакцины Pfizer в предотвращении MIS-C составляет 91%. Согласно данным исследования, опубликованным в январе 2022 г., 95% детей, госпитализированных с MIS-C, не были вакцинированы, а все пациенты, которым требовалось поддержание жизнедеятельности поврежденных вследствие MIS-C органов, не были вакцинированы. 

Вернуться к началу страницы

Существует ли риск возникновения проблем с сердцем после вакцинации?

Исследования показали, что риск возникновения проблем с сердцем выше при заражении, чем после вакцинации. 

В ходе исследований, проведенных в Израиле и США, была выявлена связь между некоторыми вакцинами против COVID-19 и редким заболеванием сердца, называемым миокардитом или перикардитом (воспаление сердечной мышцы или его оболочки). Это осложнение в основном возникает у молодых людей и редко встречается у детей в возрасте 12–15 лет после вакцинации против COVID-19 (примерно в 60 случаях на 1 миллион доз). Хотя степень риска возникновения этого осложнения у детей в возрасте от 5 до 11 лет неизвестна, ожидается, что она будет еще меньше, исходя из более низкой вероятности возникновения подобных проблем с сердцем в целом и использования меньшей дозы вакцины против COVID-19 для этой возрастной группы.

Надежные системы отслеживания Центра контроля и профилактики заболеваний (CDC) внимательно следят за возникновением случаев поражения сердечной мышцы после вакцинации. Эта информация регулярно публикуется на их веб-сайте и предается огласке.

Вернуться к началу страницы

Необходима ли третья доза вакцины Pfizer детям со средним или сильным подавлением иммунного ответа?

Дети в возрасте от 5 до 11 лет, соответствующие определенным критериям, могут получить третью дозу через 28 дней после получения второй дозы вакцины Pfizer. 4 января 2022 г. специалисты CDC обновили свои рекомендации касательно третьей дозы, включив в них эту более младшую возрастную группу.

Вернуться к началу страницы

Чем доза вакцины для детей отличается от дозы вакцины для взрослых?

Дети в возрасте от 5 до 11 лет будут получать дозу в размере одной трети от дозы для взрослых иглами меньшего размера. Такие дозы хранятся в других флаконах, чтобы их не перепутали с дозами для взрослых. Уменьшенная доза сокращает побочные эффекты, но при этом достаточна для выработки сильного иммунного ответа. Дети в этой возрастной группе получат вторую дозу через три недели после получения первой дозы.

Что нужно знать о миокардите, редком побочном эффекте вакцины COVID-19 у молодых людей
Вы могли читать в новостях о редких случаях возникновения опасного побочного эффекта от вакцин против COVID-19. Кардиолог Мишель Джонсон (Michelle Johnson) утверждает, что эти проблемы с сердцем очень редки и поддаются лечению.
Вернуться к началу страницы

А как насчет детей младше 5 лет? Для них вакцина доступна?

Пока нет. В ходе клинических исследований детям младше 5 лет вводилась очень маленькая доза вакцины — десятая часть от дозы для взрослых. Однако для определения эффективности и безопасности вакцины для этой возрастной группы пока что недостаточно данных.

Вернуться к началу страницы

Нужно ли вакцинировать ребенка, который уже переболел COVID-19?

Да, специалисты CDC рекомендуют вакцинировать детей, которые полностью выздоровели от COVID-19. Примерно у 9% детей, участвовавших в клиническом исследовании Pfizer, были найдены доказательства перенесенной болезни. Вакцина оказалась безопасной и эффективной для этой группы детей. Ожидается, что она повысит защиту от заболеваний в будущем.

Вернуться к началу страницы

Могут ли дети получить вакцину наряду с другими детскими вакцинами?

Да, только возможно, что другие прививки будет нужно поставить в другое место. Для детей нет особого рекомендованного временного интервала между введением обычных вакцин и вакцины против COVID-19.


1 марта 2022 г.


Дополнительные ресурсы

Вернуться к началу страницы

New Information: COVID-19 Vaccines Are Effective at Preventing Severe Illness in Young Children

Child wearing a mask and looking slight off camera

In clinical trials, children ages 5 through 11 experienced only mild side effects from the COVID-19 vaccine.

The Centers for Disease Control and Prevention (CDC) recommends that children ages 5 through 11 be vaccinated with the Pfizer-BioNTech COVID-19 vaccine (Comirnaty®). The decision follows an emergency use authorization for the vaccine issued on October 29, 2021, by the US Food and Drug Administration (FDA).

“While COVID-19 tends to be milder in children compared with adults, it can make children very sick and cause children to be hospitalized,” according to the CDC. “In some situations, the complications from infection can lead to death.”

On February 28, 2022, research was published online showing that vaccinated children had less protection against COVID-19 infection due to the Omicron variant but that severe disease was rare. See below for more information.

Mini Kamboj, Memorial Sloan Kettering Cancer Center’s Chief Medical Epidemiologist, has answers to your questions about COVID-19 vaccines for children.

This information is about the COVID-19 vaccine for children age 5-11.

Read about the vaccine for children age 12-17 »

Which vaccine can young children receive?

Children ages 5 through 11 are now eligible to be immunized with the Pfizer vaccine. Children 12 and older were already eligible to receive the Pfizer vaccine.

Back to top

How do I schedule a COVID-19 vaccine for my child if they are an MSK patient?

You can schedule a vaccination by talking to your child’s primary doctor at MSK.

Back to top

Is MSK offering COVID-19 vaccines to children of MSK staff, members of the public, or siblings of MSK patients?

No, we are providing the vaccines only to pediatric patients at MSK.

Back to top

How do we know the vaccine is safe and effective in this age group?

According to data submitted to the FDA in October 2021, before the emergence of the Omicron variant, the vaccine was over 90% effective in preventing COVID-19 cases in children ages 5 through 11. That research also showed that the vaccine was safe and that serious side effects were rare. In addition, a study to monitor vaccine safety after almost 8 million doses were given to this group showed no major safety concerns. This study was conducted after FDA authorization.

Most importantly, cases of heart inflammation have been rare among vaccinated children in this age group. 

Vaccines have been less effective in preventing Omicron cases in all age groups, but protection against severe disease remains strong. A recent study conducted by the New York State Department of Health reported that vaccinated children had less protection against COVID-19 infection due to the Omicron variant but that severe disease was rare. As of February 28, 2022, that study was published online and was in the peer review process.

“It is encouraging to know that vaccinated children age 5 through 11 are protected from severe COVID-19 illness — that is what matters most,” says Dr. Kamboj. “These results are similar to what we saw among adults during the Omicron surge: Vaccinated people were getting infected, but most did not experience severe illness.”

Back to top

Are the side effects in children different from those in adults?

No, the side effects are not different. Children ages 5 through 11 in the trial experienced only mild side effects, which were more frequent after the second dose. The most common were pain at the injection site, fatigue, and headache. Side effects typically occurred within two days after vaccination, and most went away within one to two days.

Back to top

If children are at lower risk of serious complications from COVID-19, why should they get vaccinated?

Children are at a lower risk overall of becoming severely ill with COVID-19 compared with adults; however, the CDC also reports children can still become very sick. Like adults, children can also have both short-term and long-term health complications after COVID-19.

Most important, children ages 5 to 11 are at least as likely to be infected as adults and spread COVID-19 to others, including in the household and at school.

Multisystem inflammatory syndrome in children (MIS-C) is a severe but rare complication of COVID-19 infection in young children. Studies among vaccinated adolescents have shown that the Pfizer vaccine is 91% effective at preventing MIS-C. In a study published in January 2022, 95% of children hospitalized for MIS-C had not been vaccinated, and all patients who required life support for organ damage due to MIS-C were unvaccinated. 

Back to top

Is there risk from heart problems after the vaccine?

Research has shown that there is a greater risk of heart problems from being infected with COVID-19 than from being vaccinated. 

Studies from Israel and the United States link some COVID-19 vaccines to a rare heart condition called myocarditis or pericarditis (inflammation of the heart muscle or its lining). This complication is primarily seen in young males and has rarely been described in 12- to 15-year-old children after COVID-19 vaccination (estimated 60 cases per million doses). Although the risk of this complication for 5- to 11-year-olds is unknown, it is expected to be even smaller based on the lower likelihood of similar heart problems in general and the use of a lower COVID-19 vaccine dose in this age group.

The CDC has a very robust tracking system that closely follows the occurrence of heart inflammation cases following vaccination, and this information is routinely reported on their website and shared with the public.

Back to top

Do children with moderate to severe immunosuppression require a third dose of the Pfizer vaccine?

Children 5 through 11 who meet eligibility criteria can receive a third dose 28 days after the second Pfizer dose. The CDC updated its recommendation for a third dose to include this younger age group on January 4, 2022.

Back to top

How is the vaccine dose for young children different from the one for adults?

Children ages 5 through 11 will receive a dose that is one-third the size of an adult dose, delivered with smaller needles and stored in different vials to avoid mix-ups with adult doses. The smaller dose was chosen to minimize side effects while still producing a strong immune response. Children in this age group will receive a second shot three weeks after the first dose.

What To Know About Myocarditis, a Rare COVID-19 Vaccine Side Effect in Young People
You may have read about a troubling potential side effect from the COVID-19 vaccines. Cardiologist Michelle Johnson says these heart issues are very rare and treatable.
Back to top

What about children younger than 5? Is the vaccine available to them?

Not yet. In children younger than 5, very small doses of the vaccine — one-tenth of the adult dose — are being tested in clinical trials. But not enough data is yet available for this age group to determine effectiveness and safety.

Back to top

Should a child who has already had the COVID-19 infection take the vaccine?

Yes, the CDC recommends vaccination for children who have fully recovered from COVID-19 infection. Approximately 9% of children in Pfizer’s clinical trial had evidence of past infection. The vaccine was safe and effective for this group of children and is expected to increase the protection from future infection.

Back to top

Can children take the vaccine with other scheduled childhood vaccinations?

Yes, the other vaccines may need to be administered at a different site. No specific time interval is recommended between routine vaccinations and the COVID-19 vaccine for children.


March 1, 2022


Additional Resources

Back to top