Рак полости рта ранней стадии

Эта информация поможет вам понять, что такое рак полости рта ранней стадии, включая его симптомы, способы диагностики и лечения.

О полости рта

Рисунок 1. Полость рта

Рисунок 1. Полость рта

Полость рта (или просто рот) используется для речи, пережевывания пищи, глотания и дыхания. Полость рта состоит из:

  • губ;
  • передних двух третей языка;
  • нёба (твердого и мягкого);
  • дна полости рта (под языком);
  • выстилки внутренней поверхности щек (слизистой оболочки щек);
  • десен;
  • небольшой области позади зубов мудрости на нижней челюсти (ретромолярного треугольника).
Вернуться к началу

Факторы риска возникновения рака полости рта

  • Пол. Рак полости рта развивается у мужчин в два раза чаще, чем у женщин.
  • Употребление табака. Люди, которые курят сигареты, сигары или трубку либо жуют табак, имеют повышенный риск развития рака полости рта.
  • Употребление алкоголя. Люди, которые употребляют алкоголь, имеют повышенный риск развития рака полости рта. Риск у людей, которые употребляют алкоголь и табак, увеличивается еще больше.
  • Воздействие солнца. В результате чрезмерного воздействия солнца может развиться рак губы.
  • Вирус папилломы человека (human papilloma virus (HPV)). HPV может поразить кожу и слизистую оболочку рта (а также горла, половых органов и области анального отверстия) и привести к раку.
  • Возраст. У людей в возрасте от 65 до 74 лет риск развития рака полости рта выше. Причина этого заключается в более длительном воздействии других факторов риска.

При употреблении табака или алкоголя повышается риск рака полости рта. Мы можем помочь вам отказаться от них. Если вы нуждаетесь в помощи, обратитесь к своему медицинскому сотруднику. Вы также можете записаться на прием в рамках программы лечения табакозависимости (Tobacco Treatment Program) по телефону 212-610-0507.

Вернуться к началу

Признаки и симптомы рака полости рта

Приведенные ниже изменения в полости рта и вокруг нее могут быть признаками рака. Они также могут быть вызваны другими факторами. Тем не менее, вам следует обратиться к своему медицинскому сотруднику, если у вас появилось что-либо из следующего:

  • незаживающая рана, узел или утолщение (область, которая кажется толще или тверже) на губе или во рту;
  • инфекция во рту, которую не удается вылечить в течение 1 месяца;
  • белые или красные пятна на деснах, языке или слизистой оболочке рта;
  • шатающиеся зубы или зубные протезы, которые перестали подходить;
  • хронические боли во рту или горле;
  • кровотечение или онемение губ или рта.
Вернуться к началу

Диагностика рака полости рта

Биопсия

При проведении биопсии берется небольшой фрагмент ткани из области, которая может быть поражена раком. Ткань отправляется патологоанатому, который изучает ее под микроскопом на наличие раковых клеток. Обычно результаты биопсии готовы не раньше чем через 5 дней.

Если вы еще не прошли биопсию, ее могут сделать на первом приеме у врача в центре MSK. Если вы уже прошли биопсию, патологоанатом в центре MSK проверит образцы ткани, взятые в ходе биопсии, для подтверждения диагноза.

Медицинская визуализация

Вам могут назначить медицинскую визуализацию, например исследование методом компьютерной томографии (computed tomography (CT)), магнитно-резонансную томографию (magnetic resonance imaging (MRI)) или панорамный рентгеновский снимок верхней и нижней челюстей. Панорамный рентгеновский снимок полностью показывает верхнюю и нижнюю челюсти, включая носовые пазухи. Эти изображения дают подробные сведения об очаге (области пораженной или поврежденной ткани). Это может показать, насколько глубоко проникла опухоль и распространилась ли она в другие органы.

Вернуться к началу

Операция для лечения рака полости рта

Операция — это наиболее распространенный способ лечения предраковых очагов (очагов, которые еще не переродились в рак) и рака ранних стадий (раковых очагов, которые еще не распространились в другие органы). Предраковые очаги удаляются, чтобы предотвратить их перерождение в рак.

Цели лечения рака полости рта на ранней стадии включают:

  • излечение рака;
  • сохранение вашего внешнего вида и работы полости рта;
  • предотвращение распространения рака.

Тип и масштаб операции зависит от локализации очага. Ваш медицинский сотрудник сообщит вам, какая область поражена, после чего вы сможете прочитать ниже о назначенных вам процедурах.

Перед операцией вы получите анестезию (лекарство, под действием которого вы уснете). Все эти операции проводятся через открытый рот.

Некоторым людям может потребоваться питательный зонд на некоторое время после операции. Ваш врач обсудит с вами этот момент перед операцией. Для получения дополнительной информации вы также можете прочитать раздел «Изменения в рационе» в этом материале.

□ Губа

Очаг и близлежащая кожа будут удалены. На разрез (хирургический надрез) будут наложены швы.

Швы, используемые внутри полости рта и на губе, рассосутся (разрушатся и отпадут) самостоятельно. Другой вид швов, который не рассасывается, будет использоваться на коже. Для их удаления вам назначат последующий прием.

□ Язык

Очаг будет удален. Масштаб операции зависит от размера очага. Операция по удалению части языка называется частичной глоссэктомией.

На разрез могут наложить рассасывающиеся швы. Иногда вместо этого может использоваться лоскут из искусственной (синтетической) кожи, чтобы временно закрыть ту область, откуда был удален очаг. Этот лоскут пришьют рассасывающимися швами; он отпадет самостоятельно через 1–2 недели.

□ Твердое нёбо и верхняя десна

Масштаб операции зависит от размера и глубины очага. Небольшие очаги, находящиеся на поверхности (поверхностные опухоли), удаляются без последующего наложения швов. На этом месте вырастет новая ткань и заживит рану.

Если очаг крупный и глубокий, возможно, потребуется удалить часть нёба. После этого область закроют лоскутом из естественной или искусственной кожи. При использовании лоскута из естественной кожи его накроют марлей, закрепленной на месте с помощью зубной пластины. Зубную пластину изготовит ваш стоматолог в центре MSK, с которым вы встретитесь перед операцией. Марлю и зубную пластину снимут через 5–7 дней. При использовании искусственной кожи ее пришьют рассасывающимися швами; она отпадет самостоятельно через 1–2 недели.

 

□ Мягкое нёбо

Очаг будет удален. Если очаг очень маленький, на разрез наложат рассасывающиеся швы. В противном случае швы накладывать не будут.

□ Дно полости рта

Масштаб операции зависит от размера и глубины очага. Небольшие очаги, находящиеся на поверхности, удаляются без последующего наложения швов. На этом месте вырастет новая ткань и заживит рану.

Более крупные очаги удалят и закроют лоскутом из естественной или искусственной кожи. При использовании лоскута из естественной кожи его накроют марлей, закрепленной на месте с помощью швов. Марлю снимут через 5–7 дней. При использовании искусственной кожи ее пришьют рассасывающимися швами; она отпадет самостоятельно через 1–2 недели.

□ Слизистая оболочка щек

Очаг будет удален. Разрез закроют с помощью лоскута из естественной или искусственной кожи. При использовании лоскута из естественной кожи его накроют марлей, закрепленной на месте с помощью швов. Марлю снимут через 5–7 дней. При использовании искусственной кожи ее пришьют рассасывающимися швами; она отпадет самостоятельно через 1–2 недели.

□ Нижняя десна и область позади зубов мудрости на нижней челюсти

Очаг будет удален. В зависимости от глубины очага вам также могут удалить небольшой кусочек костной ткани из нижней челюсти. Операция по удалению небольшого кусочка нижней челюсти называется маргинальной мандибулэктомией.

Разрез закроют с помощью лоскута из естественной или искусственной кожи. При использовании лоскута из естественной кожи его накроют марлей, закрепленной на месте с помощью швов. Марлю снимут через 5–7 дней. При использовании искусственной кожи ее пришьют рассасывающимися швами; она отпадет самостоятельно через 1–2 недели. Челюстная кость не будет нуждаться в реконструкции, и форма челюсти не пострадает.

 
Вернуться к началу

Уход после операции при раке полости рта

Изменения в рационе питания

Если у вас установлен питательный зонд

В зависимости от операции вам может потребоваться питательный зонд. Питательный зонд проведут вам в желудок через нос во время операции, пока вы спите.

После операции вас научат получать жидкое питание через трубку. Если у вас установлен питательный зонд, ничего не ешьте и не пейте через рот, пока этого не разрешит врач. Врач извлечет питательный зонд, как только вы сможете есть и пить самостоятельно.

Первое время после извлечения питательного зонда вы сможете есть только жидкую и пюреобразную пищу. Врач и медсестра/медбрат будут наблюдать за вашим состоянием и сообщат вам, когда вы сможете начать есть твердую пищу.

Если у вас не установлен питательный зонд

Если вам не потребовался питательный зонд, вы сможете пить жидкости сразу после операции. Многие люди могут начать принимать пюреобразную пищу на следующий день после операции. Вы можете начать принимать мягкую пищу, когда это разрешит ваш врач.

Ознакомьтесь с материалом «Рекомендации по питанию с соблюдением пюрированных и механически щадящих диет» (Eating Guide for Puréed and Mechanical Soft Diets), где приведены рекомендации по питанию. Вы можете найти этот материал на сайте www.mskcc.org/pe или попросить его у медсестры/медбрата. Вы также можете принимать жидкие добавки с высоким содержанием белка и калорий. Например, Ensure®, Boost® и Carnation Instant Breakfast®. Не употребляйте обычную пищу, пока этого не разрешит врач.

Если вам провели операцию на слизистой оболочке рта или на нижней десне, пережевывайте пищу на другой стороне рта, пока не побываете на первом после операции приеме у врача.

Уход за полостью рта

  • Ваш врач скажет, можно ли вам чистить зубы после операции.
  • Поддерживайте чистоту ротовой полости с помощью полосканий или устройства для орошения полости рта. Медсестра/медбрат выдаст вам устройство для орошения полости рта и научит, как им пользоваться.
  • Чтобы приготовить раствор для полоскания, смешайте 1 кварту (250 мл) теплой воды с 1 чайной ложкой соли и 1 чайной ложкой пищевой соды. Вы можете хранить его при комнатной температуре.
    • Не пользуйтесь ополаскивателями для полости рта, содержащими спирт. Они могут вызвать раздражение полости рта и замедлить заживление.
  • Полощите или орошайте полость рта не менее 4 раз в день. Полощите или орошайте полость рта после каждого приема пищи или перекуса. Продолжайте полоскать или орошать полость рта, пока место проведения операции не заживет. Ваш врач скажет вам, когда это произойдет.

Уход за разрезом

  • Не мочите швы на губе или шее первые 48 часов. Спустя 48 часов вы можете принять душ как обычно. Не направляйте поток воды на сам разрез. Вместо этого дайте воде стечь по разрезу и промокните его насухо чистым полотенцем.
  • Наносите мазь с bacitracin дважды в день, если врач даст вам такие указания. Перед выпиской из больницы вам выдадут bacitracin, если он вам потребуется.
  • Рассасывающиеся швы разрушатся и отпадут через 6–8 недель после операции. Когда вы почувствуете их во рту, просто их выплюньте. Пока они остаются на месте, им не требуется особого ухода кроме поддержания чистоты ротовой полости.
  • Нерассасывающиеся швы снимут на первом после операции приеме у вашего врача.
  • Если у вас была операция на губе, избегайте растяжения губы, например при улыбке, пока область не заживет.

Изменения речи

  • Если у вас была операция на языке, дне полости рта или мягком нёбе, ваша речь может измениться. Ваш язык может распухнуть и онеметь, и вы не сможете свободно шевелить им. Это будет проходить по мере заживления области. Если у вас произошли значительные изменения в речи, вас направят к логопеду для оказания дальнейшей помощи.

Обезболивание

  • Большинство людей испытывают болевые ощущения или дискомфорт после операции. Перед выпиской из больницы вам выдадут рецепт на обезболивающее лекарство. Принимайте его в соответствии с рецептом.
  • Если обезболивающее лекарство не помогает, позвоните своему врачу.
  • Обезболивающие лекарства могут вызывать запоры (опорожнение кишечника происходит реже, чем обычно). Для предотвращения запоров принимайте размягчители стула, например docusate sodium (Colace®) 3 раза в день. Если это не помогает, примите слабительное (например, 2 таблетки Senokot®) перед сном. Оба препарата продаются без рецепта. Если запор сохраняется после приема этих лекарств, позвоните своему врачу.

Последующий прием

На следующий день после операции позвоните своему врачу, чтобы записаться на последующий прием.

Вернуться к началу

Позвоните своему врачу или медсестре/медбрату, если у вас:

  • температура 100,4 °F (38,0 °C) или выше;
  • повышенный дискомфорт, покраснение или припухлость вокруг разреза;
  • выделения из разреза;
  • либо у вас возникли какие-то вопросы или опасения.
Вернуться к началу

Последнее обновление

Early Stage Oral Cavity Cancer

This information will help you understand early stage cancer of the oral cavity (mouth), including symptoms, diagnosis, and treatment.

About Your Oral Cavity

Figure 1. Your oral cavity

Your oral cavity (mouth) is designed for speaking, chewing, swallowing, and breathing. Your oral cavity includes:

  • Your lips
  • The front two-thirds of your tongue
  • The roof of your mouth (your hard and soft palate)
  • The floor of your mouth (under your tongue)
  • The lining of the inside of your cheeks (your buccal mucosa)
  • Your gums (gingiva)
  • The small area behind your wisdom teeth in your lower jaw (your retromolar trigone)
Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Risk Factors for Oral Cavity Cancer

  • Gender. Men are twice as likely as women to develop oral cavity cancer.
  • Tobacco use. People who smoke cigarettes, cigars, or pipes or chew tobacco have a higher risk of oral cavity cancer.
  • Alcohol use. People who drink alcohol have a higher risk of oral cavity cancer. People who both drink alcohol and use tobacco increase their risk even more.
  • Sun exposure. Too much sun exposure can cause skin cancer of your lip.
  • Human papilloma virus (HPV). HPV can infect the skin and lining of your mouth (as well as your throat, genitals, and anal area) and can lead to cancer.
  • Age. People aged 65 to 74 have a higher risk of oral cavity cancer. This is because of their longer exposure to other risk factors.

If you use tobacco or alcohol, you’re at higher risk for oral cavity cancers. We can help you to stop. If you would like help, talk with your healthcare provider. You can also make an appointment with our Tobacco Treatment Program by calling 212-610-0507.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Signs and Symptoms of Oral Cavity Cancer

The following changes in and around your oral cavity may be signs of cancer. They may also be caused by other things. However, you should see your healthcare provider if you have any of the following:

  • A sore, lump, or thickening (area that feels thicker or harder) on your lip or in your mouth that doesn’t heal.
  • An infection in your mouth that doesn’t get better with treatment within 1 month.
  • A white or red patch on your gums, tongue, or lining of your mouth.
  • Loose teeth or dentures that no longer fit well.
  • Chronic pain in your mouth or throat.
  • Bleeding or numbness in your lip or mouth.
Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Diagnosing Oral Cavity Cancer

Biopsy

During a biopsy, a small amount of tissue is taken from the area that may be cancer. The tissue is sent to the pathologist, who will examine it under a microscope to look for cancer cells. The biopsy results usually take at least 5 days to come back.

If you haven’t already had a biopsy, you may have one during your first visit with your doctor at MSK. If you have already had a biopsy, your tissue samples (slides) from the biopsy will be checked by a pathologist at MSK to confirm the diagnosis.

Imaging scans

You may have imaging scans done, such as a computed tomography (CT) scan, magnetic resonance imaging (MRI), or Panorex x-ray. A Panorex x-ray shows your full upper and lower jaw, including your sinuses. These scans give more details about the lesion (area of diseased or damaged tissue). It can show how deep it is and if it has spread.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Surgery to Treat Oral Cavity Cancer

Surgery is the most common treatment for pre-cancerous lesions (lesions that haven’t yet developed into cancer) and early cancers (lesions that are cancer but haven’t spread). Pre-cancerous lesions are removed to keep them from developing into cancer.

The goals of treatment for early oral cavity cancer are to:

  • Cure the cancer.
  • Preserve the way you look and how your mouth works.
  • Prevent spread of the cancer.

The type and extent of surgery depends on the lesion’s location. Your healthcare provider will tell you which area is affected, then you can read below about the procedure you will have.

You will receive anesthesia (medication to make you sleep) before your surgery. All of these surgeries are done through your open mouth.

Some people may need a feeding tube for some time after their surgery. Your doctor will talk with you about this before your surgery. You can also read the “Diet Changes” section of this resource for more information.

□ Lip

The lesion and the nearby skin will be removed. The incision (surgical cut) will be closed with sutures (stitches).

The sutures used inside your mouth and on your lip will dissolve (break down and fall out) on their own. A different type of suture that doesn’t dissolve will be used on your skin. You will have a follow-up appointment to have them removed.

□ Tongue

The lesion will be removed. The extent of surgery depends on the size of the lesion. A surgery to remove part of your tongue is called a partial glossectomy.

The incision may be closed with dissolvable sutures. Sometimes, a graft of man-made (synthetic) skin may be used instead to temporarily cover the area where the lesion was removed. This graft will be sewn in with dissolvable sutures and will fall out on its own in 1 to 2 weeks.

□ Hard palate and upper gums

The extent of surgery will depend on the size and depth of the lesion. Small lesions that are on the surface (superficial tumors) will be removed and left open without sutures. New tissue will grow over and heal the opening.

If you have a larger and deeper lesion, part of your palate may need to be removed. After, the area will be covered with a graft of skin or synthetic skin. If a skin graft is used, it will be covered with gauze that’s held in place with a dental plate. The dental plate will be made by your dentist at MSK, who you will see before your surgery. The gauze and dental plate will be removed after 5 to 7 days. If synthetic skin is used, it will be sewn in with dissolvable sutures and will fall out on its own in 1 to 2 weeks.

 

□ Soft palate

The lesion will be removed. If the lesion is very small, the incision will be closed with dissolvable sutures. Otherwise, it will be left open without sutures.

□ Floor of the mouth

The extent of surgery depends on the size and depth of the lesion. Small lesions that are on the surface will be removed and left open without sutures. New tissue will grow over and heal the area.

Larger lesions will be removed and covered with a graft of skin or synthetic skin. If a skin graft is used, it will be covered with gauze that’s sutured to hold it in place. The gauze will be removed after 5 to 7 days. If synthetic skin is used, it will be sewn in with dissolvable sutures and will fall out on its own in 1 to 2 weeks.

□ Lining of the cheek

The lesion will be removed. The incision will be closed using a graft of skin or synthetic skin. If a skin graft is used, it will be covered with gauze that’s sutured to hold it in place. The gauze will be removed after 5 to 7 days. If synthetic skin is used, it will be sewn in with dissolvable sutures and will fall out on its own in 1 to 2 weeks.

□ Lower gums and area behind your wisdom teeth in your lower jaw

The lesion will be removed. Depending on how deep the lesion is, a small slice of your underlying jaw bone (mandible) may also be removed. A surgery to remove a small part of your mandible is called a marginal mandibulectomy.

The incision will be covered with a graft of skin or synthetic skin. If a skin graft is used, it will be covered with gauze that’s sutured to hold it in place. The gauze will be removed after 5 to 7 days. If synthetic skin is used, it will be sewn in with dissolvable sutures and will fall out on its own in 1 to 2 weeks. Your jaw bone won’t need to be reconstructed and the shape of your jaw won’t be affected.

 
Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Care after Surgery for Oral Cavity Cancer

Diet changes

If you have a feeding tube

Depending on your surgery, you may need a feeding tube. The feeding tube will be passed into your stomach through your nose during the surgery while you’re asleep.

After your surgery, you will be taught how to take liquid nutrition through the tube. If you have a feeding tube, don’t eat or drink anything by mouth until your doctor says you’re ready. Your doctor will remove the feeding tube when you’re able to eat and drink on your own.

After the feeding tube is removed, you will first have only liquids and pureed foods. Your doctor and nurse will keep track of how you’re doing and will tell you when you can begin eating soft solid foods.

If you don’t have a feeding tube

If you don’t need a feeding tube, you can drink liquids right after your surgery. Many people can start eating pureed foods the day after their surgery. You can begin to eat soft foods when your doctor gives you permission and you’re able to.

Review the resource Eating Guide for Pureed and Mechanical Soft Diets for suggestions on what to eat. You can search for it on www.mskcc.org/pe or ask your nurse. You can also drink liquid supplements that are high in protein and calories. Examples are Ensure®, Boost®, and Carnation Instant Breakfast®. Don’t eat regular foods until your doctor says it’s okay.

If you had surgery of the lining of your mouth or lower gums, you will need to chew on the opposite side of your mouth until you return for your first doctor’s visit.

Mouth care

  • Your doctor will tell you if it’s okay to brush your teeth after your surgery.
  • Keep your mouth clean by rinsing or using an oral irrigation set. Your nurse will give you an oral irrigation set and teach you how to use it.
  • To make your rinsing solution, mix 1 quart of warm water with 1 teaspoon of salt and 1 teaspoon of baking soda. You can store it at room temperature.
    • Don’t use mouthwash that contains alcohol. It can irritate your mouth and slow down your healing.
  • Rinse or irrigate frequently, at least 4 times a day. Rinse or irrigate after each meal or snack. Continue to rinse or irrigate until your surgical site is well healed. Your doctor will tell you when this is.

Caring for your incision

  • Keep the sutures on your lip or neck dry for the first 48 hours. After 48 hours, you can shower as usual. Avoid direct water pressure on your incision. Instead, let the water run over your incision and use a clean towel to pat your incision dry.
  • Apply bacitracin ointment twice daily, if your doctor instructs you to do so. You will be given bacitracin before you leave the hospital if you need it.
  • Dissolvable sutures will loosen and fall off around 6 to 8 weeks after your surgery. When you feel them in your mouth, you can spit them out. There is no special care while these are in place other than keeping your mouth clean.
  • Non-dissolvable sutures will be removed at your first visit with your doctor after surgery.
  • If you had surgery on your lip, avoid stretching your lip, such as by smiling, until the area is healed.

Speech changes

  • If you had surgery on your tongue, floor of mouth, or soft palate, your speech may be different. Your tongue may feel swollen and numb and may not move freely. This will improve as the area heals. If you have significant speech changes, you will be referred to a speech therapist for further help.

Pain management

  • Most people have some pain or discomfort after their surgery. You will get a filled prescription for pain medication before you go home. Take it as prescribed.
  • If the pain medication isn’t helping you, call your doctor’s office.
  • Pain medication can cause constipation (having fewer bowel movements than what’s normal for you). To prevent this, take a stool softener such as docusate sodium (Colace®) 3 times a day. If this doesn’t help, take a laxative (such as 2 tablets of Senokot®) at bedtime. Both are available without a prescription. If you still have constipation after using these medications, call your doctor’s office.

Follow-up visit

The day after your surgery, call your doctor’s office to schedule a follow-up appointment.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Last Updated