Злокачественная мезотелиома

Эта информация поможет вам получить представление о злокачественной (раковой) мезотелиоме, а также о факторах риска, диагностике, хирургическом удалении и лечении.

О мезотелиоме

Мезотелиома — это редкая форма рака тканей, выстилающих внутренние органы. В большинстве случаев мезотелиома поражает плевру — сумку, окружающую легкие (см. рисунок 1). Такой тип мезотелиомы называется плевральной мезотелиомой.

Рисунок 1.  Грудная клетка

Рисунок 1. Грудная клетка и плевральная полость

Мезотелиома также может поражать перитонеальную мембрану — ткань, окружающую органы брюшной полости. Такой тип мезотелиомы называется перитонеальной мезотелиомой. В редких случаях мезотелиома также может поражать кишечник или сердце.

Вернуться к началу

Факторы риска развития мезотелиомы

Основным фактором риска развития мезотелиомы является воздействие асбеста. Асбест — это минеральное волокно, которое встречается в некоторых старых зданиях.

Люди, занятые в горнодобывающей отрасли, в металлургии и строительстве, выполняющие слесарные, теплотехнические, изоляционные, плотницкие и электромонтажные работы или работающие на судостроительных предприятиях, обычно больше других контактируют с асбестом. Эти люди подвергаются более высокому риску развития мезотелиомы. Родственники таких людей также входят в группу повышенного риска, так как могут контактировать с асбестом, находящимся в одежде и волосах работающих.

Мезотелиома может развиваться и при отсутствии контакта с асбестом.

Вернуться к началу

Диагностика мезотелиомы

Чтобы проверить наличие мезотелиомы, вам проведут биопсию. В ходе биопсии врач извлечет небольшой кусочек ткани из той области, где может находиться раковая опухоль. Патологоанатом исследует образец ткани под микроскопом и проверит его на наличие рака.

Существует несколько способов проведения биопсии, включая плевроцентез, торакальную операцию с видеоподдержкой (video-assisted thoracic surgery (VATS)) или открытую биопсию легкого. Ваш врач объяснит вам, какой из них подходит вам больше всего.

Плевроцентез

Плевроцентез — это процедура, в ходе которой с помощью иглы извлекается жидкость из пространства между слоями плевры. Она проводится в кабинете вашего врача или в больнице.

Торакальная операция с видеоподдержкой (VATS)

VATS — это малоинвазивная операция. В ходе VATS ваш врач сделает от 1 до 3 небольших разрезов на грудной клетке. В эти разрезы он введет тонкую телескопическую трубку с прикрепленной к ней видеокамерой, а также 2 длинных хирургических инструмента. С помощью телескопической трубки и инструментов будет извлечен образец ткани для исследования.

VATS обычно проводится в операционной.

Открытая биопсия легкого

В ходе открытой биопсии легкого врач сделает вам небольшой разрез между ребрами и извлечет небольшой кусочек плевры. Эта процедура проводится в операционной.

Другие исследования

Врач может попросить вас пройти и другие исследования. Вам могут провести исследование методом компьютерной томографии (computed tomography (CT)) или позитронно-эмиссионной томографии (positron emission tomography (PET)), чтобы выяснить, не распространился ли рак.

Также вас могут направить на функциональные легочные пробы (pulmonary function test (PFT)), вентиляционно-перфузионное сканирование легких или на оба эти исследования, чтобы выяснить, как работают ваши легкие. Врач также может направить вас на электрокардиограмму с нагрузкой. Все эти исследования помогут вашему врачу составить наиболее эффективный план лечения.

Если вам нужно пройти какие-то другие виды исследования, врач обсудит это с вами.

Вернуться к началу

Стадии мезотелиомы

Стадии рака описывают его расположение, а также указывают, распространился ли он и поразил ли другие органы. Определение стадии позволит врачу подобрать для вас наиболее подходящее лечение.

  • При мезотелиоме I стадии опухоли располагаются только в плевре на одной стороне тела.
  • При мезотелиоме II стадии опухоли распространяются с плевры на одно легкое.
  • При мезотелиоме III стадии опухоли распространяются на стенку грудной клетки или на лимфоузлы.
  • При мезотелиоме IV стадии опухоли разрастаются, проникая в более глубокие слои стенки грудной клетки, или распространяются на другие участки организма.
Вернуться к началу

Лечение

Лечение может включать операцию, радиотерапию и химиотерапию. Ваша медицинская бригада составит вместе с вами план лечения, исходя из стадии вашего заболевания, работы легких и общего состояния здоровья.

Операция

Операция — это наиболее распространенный метод лечения мезотелиомы. Ее цель состоит в том, чтобы удалить все пораженные раком ткани. В зависимости от вида операции вам могут полностью или частично удалить плевру, легкое или выстилающую оболочку диафрагмы и перикарда (окружающей сердце сумки).

Радиотерапия

Радиотерапия предполагает использование мощного рентгеновского излучения для уничтожения раковых клеток и снижения риска рецидива (возвращения рака). Ваша медицинская бригада ознакомит вас с процессом планирования радиотерапии, с прохождением лечения и возможными побочными эффектами.

Химиотерапия

Химиотерапия — это лекарство или сочетание лекарств, применяемых для лечения рака. К двум самым распространенным препаратам химиотерапии для лечения мезотелиомы относятся pemetrexed (Alimta®) и cisplatin. Специалисты вашей медицинской бригады обсудят с вами преимущества и риски химиотерапии.

Ваш врач также может посоветовать вам и другие лекарства или предложить возможность участия в клиническом исследовании.

Устранение плеврального выпота

У некоторых пациентов может появляться плевральный выпот — жидкость, накапливающаяся между слоями плевры. Это может ограничивать расширение легких и вызывать одышку.

Ваш врач может провести процедуру, которая называется плевроцентезом. В ходе этой процедуры врач введет иглу в плевральную полость, чтобы удалить жидкость. После этого вам станет легче дышать, и вы почувствуете себя более комфортно.

Если жидкость будет накапливаться снова, врач может провести процедуру, которая называется плевродезом. В ходе этой процедуры врач введет вам в плевральную полость лекарство, препятствующее повторному образованию жидкости.

Если это не поможет, возможно, вам потребуется ввести в плевральное пространство катетер Pleurx®. Жидкость будет отводиться через него ежедневно. В случае необходимости медсестра/медбрат предоставит вам дополнительную информацию о катетерах Pleurx.

Вернуться к началу

Эмоциональная поддержка

Диагностика и лечение рака могут ввести вас в стрессовое и подавленное состояние. Вы можете находиться в подавленном состоянии, испытывать тревогу, растерянность, страх или злость. Вам может быть непросто смириться с необратимыми изменениями. Эти изменения могут негативно сказаться на вашем эмоциональном здоровье. Вы всегда можете обратиться за помощью. Если вы хотите получить консультацию, медсестра/медбрат может дать вам направление к социальному работнику, психиатру или специальному консультанту.

Программа центра Memorial Sloan Kettering Cancer Center (MSK) «Ресурсы для жизни после рака» (Resources for Life After Cancer (RLAC) Program) предлагает пациентам поддержку после окончания лечения. Чтобы получить дополнительную информацию об этих услугах, позвоните по номеру 646-888-8106.

Вас также может поддержать беседа с перенесшим рак пациентом или лицом, ухаживавшим за больным, который проходил подобное лечение. С помощью нашей программы взаимной поддержки пациентов (Patient-to-Patient Support Program) у вас есть возможность поговорить с бывшими пациентами и лицами, ухаживающими за больными. Чтобы подробнее узнать об этой программе, позвоните по номеру 212-639-5007.

Вернуться к началу

Ресурсы

Американское общество по борьбе с раком (American Cancer Society)
www.cancer.org

Национальный институт рака (National Cancer Institute)
www.cancer.gov

Для получения дополнительной информации воспользуйтесь библиотекой LIBGUIDES на вебсайте MSK library.mskcc.org или посмотрите раздел о мезотелиоме на сайте www.mskcc.org. Кроме того, вы можете обратиться за помощью к сотрудникам библиотеки по телефону 212-639-7439.

Вернуться к началу

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers.

Questions Yes Somewhat No

Последнее обновление

Malignant Mesothelioma

This information will help you understand malignant (cancerous) mesothelioma, including risk factors, diagnosis, surgery, and treatment.

About Mesothelioma

Mesothelioma is a rare type of cancer of the tissue that lines the body’s internal organs. The most common type of mesothelioma affects the pleura, which is the sac that surrounds your lungs (see Figure 1). This type of mesothelioma is called pleural mesothelioma.

Figure 1. Your chest

Mesothelioma may also affect the peritoneal membrane, which is the tissue that surrounds your abdominal organs. This type of mesothelioma is called peritoneal mesothelioma. In rare cases, mesothelioma can also affect your intestines or heart.

Back to top

Risk Factors for Mesothelioma

The main known risk factor for mesothelioma is exposure to asbestos. Asbestos is a mineral fiber that’s found in some older buildings.

People who work in mining, milling, construction, plumbing, heating, insulation, carpentry, electrical, or shipyard work generally have the most exposure to asbestos. They’re at higher risk of developing mesothelioma. Family members of these workers are also at higher risk because they may have been exposed to asbestos in the clothes and hair of the workers.

People can also develop mesothelioma without being exposed to asbestos.

Back to top

Diagnosing Mesothelioma

To see if you have mesothelioma, you will have a biopsy. During the biopsy, your doctor will remove a small piece of tissue from the area where the cancer may be located. A pathologist will look at the sample of tissue under a microscope to see if it’s cancer.

There are several ways to do a biopsy, including thoracentesis, video-assisted thoracic surgery (VATS), or open lung biopsy. Your surgeon will talk with you about which one is best for you.

Thoracentesis

Thoracentesis is a procedure in which a needle is used to remove fluid from between the layers of your pleura. It can be done in your doctor’s office or in a hospital.

Video-assisted thoracic surgery

VATS is a type of minimally invasive surgery. During VATS, your doctor will make 1 to 3 small incisions in your chest. They will insert a thin telescope attached to a video camera and 2 long, thin surgical instruments into the incisions. They will use the telescope and instruments to remove tissue to be tested.

VATS is usually done in an operating room.

Open lung biopsy

In an open lung biopsy, your doctor will make a small incision between your ribs and remove a piece of your pleura. This procedure is done in the operating room.

Other tests

Your doctor may want you to have other tests. You may have a computed tomography (CT) scan or a positron emission tomography (PET) scan to see if the cancer has spread.

You may also have a pulmonary function test (PFT), a ventilation perfusion scan, or both to see how your lungs are working. Your doctor may also order a stress test to check your heart. All of these tests will help your doctor plan the best treatment for you.

If you need to have any other tests, your doctor will discuss this with you.

Back to top

Staging Mesothelioma

Staging a cancer is a way of describing its location, if it has spread, and if it affects other organs. Staging will help your doctor make the best treatment choice for you.

  • Stage I mesothelioma is when tumors are only in the pleura on one side of the body.
  • Stage II mesothelioma is when tumors have spread from the pleura to 1 lung.
  • Stage III mesothelioma is when tumors have spread into your chest wall or into your lymph nodes.
  • Stage IV mesothelioma is when tumors have grown into deeper layers of your chest wall or have spread to other sites in the body.
Back to top

Treatment

Your treatment may include surgery, radiation therapy, and chemotherapy. Your healthcare team will work with you to make a treatment plan that’s based on the stage of your cancer, how well your lungs are functioning, and your overall health.

Surgery

Surgery is the most common treatment for mesothelioma. The goal of surgery is to remove all of the cancer. Depending on your surgery, you may have part or all of your pleura, lung, or linings of your diaphragm and pericardium (the sac surrounding your heart) removed.

Radiation therapy

Radiation is the use of high energy x-rays to kill cancer cells and to help lower the risk of recurrence (the cancer coming back). Your healthcare team will go over radiation planning, treatment, and possible side effects with you.

Chemotherapy

Chemotherapy is a medication or a combination of medications that’s used to treat cancer. The most commonly used chemotherapy to treat mesothelioma includes 2 medications: pemetrexed (Alimta®) and cisplatin. Your healthcare team will discuss the benefits and risks of chemotherapy with you.

Your doctor may also recommend other medications or the possibility of joining a clinical trial.

Managing pleural effusions

Some people may have a pleural effusion, which is when there’s a buildup of fluid between the layers of your pleura. This can limit how much your lungs can expand, and can make you feel short of breath.

Your doctor may do a procedure called a thoracentesis. In this procedure, your doctor will insert a needle into your pleural space to remove the fluid. This will help you breathe and feel more comfortable.

If the fluid builds up again, your doctor may do a procedure called pleurodesis. In this procedure, your doctor will put some medication into your pleural space to keep the fluid from coming back.

If this does not keep the fluid from coming back, you may need to have a Pleurx® catheter placed in your pleural space. It will drain the fluid every day. Your nurse will give you more information about Pleurx catheters, if needed.

Back to top

Emotional Support

The diagnosis and treatment of cancer can be a very stressful and overwhelming event. You may feel depressed, anxious, confused, afraid, or angry. You may have strong feelings about any permanent changes. These changes can have an impact on your emotional well-being. Help is available for you at any time. If you would like counseling, your nurse can give you a referral to see a social worker, psychiatrist, or counselor.

The Memorial Sloan Kettering Cancer Center (MSK) Resources for Life After Cancer (RLAC) Program provides support services after your treatment is finished. To learn more about these services, call 646-888-8106.

You may also find it comforting to speak with a cancer survivor or caregiver who has been through a similar treatment. Through our Patient-to-Patient Support Program, you have a chance to speak with former patients and caregivers. To learn more about this service, call 212-639-5007.

Back to top

Last Updated