Контроль когнитивных изменений у пациентов, перенесших рак

Изучив данную информацию вы узнаете, какие когнитивные изменения могут возникнуть после лечения рака и как с ними справиться.

О когнитивных изменениях

У многих пациентов до, во время и после лечения рака происходят когнитивные изменения. Это могут быть проблемы с:

  • концентрацией внимания;
  • быстротой мышления (скоростью обработки информации);
  • упорядочением мыслей и задач;
  • кратковременной памятью.

Большинство людей описывают такие изменения как «затуманенное сознание».

Такие изменения иногда обозначают термином «химический мозг», поскольку считается, что они связаны с химиотерапией. В настоящее время врачам известно, что подобные изменения могут быть вызваны и другими видами лечения, помимо химиотерапии.

Вернуться к началу

Причины возникновения когнитивных изменений

Когнитивные изменения могут быть вызваны различными причинами, включая:

  • определенные виды химиотерапии;
  • радиотерапию головы и шеи;
  • тотальное облучение организма;
  • операцию на головном мозге;
  • прием лекарств, например препаратов гормональной терапии, иммунотерапии, средств от тошноты, антибиотиков, обезболивающих лекарств, иммуносупрессоров, антидепрессантов, успокоительных средств, сердечных препаратов и лекарств для лечения расстройств сна;
  • инфекции;
  • рак головного мозга;
  • другие виды рака с метастазами (распространением) в головной мозг;
  • другие заболевания или симптомы, связанные с раком или его лечением, включая анемию (низкий уровень эритроцитов), нарушения сна, слабость, гиперкальцемию (высокий уровень кальция в крови) и электролитный дисбаланс (при слишком высоком или слишком низком уровне минеральных веществ в организме);
  • эмоциональные реакции, такие как стресс, тревожность или депрессию;
  • дефицит витаминов и минеральных элементов, например нехватка железа, витамина В или фолиевой кислоты;
  • другие нарушения функций головного мозга или нервной системы, не связанные с раком.
Вернуться к началу

Симптомы когнитивных изменений

К симптомам «химического мозга» относятся:

  • нарушения памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • сложности с подбором нужных слов;
  • сложности с усвоением новой информации;
  • проблемы с выполнением повседневных дел и совмещением нескольких занятий (многозадачность);
  • замедление мыслительных процессов.

Вы можете заметить эти изменения во время лечения. Через год после лечения многие отмечают, что когнитивные изменения становятся намного менее выраженными. Тем не менее, у некоторых пациентов когнитивные изменения могут сохраняться в течение нескольких лет.

Вернуться к началу

Контроль когнитивных изменений

Если у вас возникли проблемы с памятью, или вы заметили другие изменения, касающиеся мышления или своих способностей, сообщите об этом медицинскому сотруднику. Он может помочь устранить некоторые факторы, вызывающие нарушение когнитивных функций. Например, лекарство от тошноты может вызывать рассеянность внимания и влиять на способность ясно мыслить. Смена препарата может помочь избавиться от этих изменений.

Есть и другие способы, позволяющие справляться с когнитивными нарушениями:

  • Составляйте списки. Носите с собой записную книжку или смартфон и записывайте все, что вам необходимо сделать. Например, ведите списки необходимых покупок, дел, телефонных звонков и вопросов, которые вы хотите задать на приеме у врача. Вычеркивайте пункты по мере их выполнения.
  • Пользуйтесь портативным ежедневником или органайзером (бумажным или электронным). Он поможет вам контролировать выполнение текущих дел и не забывать о назначенных приемах или особых событиях, таких как дни рождения и годовщины.
  • Приобретите настенный календарь. Некоторым людям подобный календарь кажется удобнее, чем портативный ежедневник, поскольку может быть размещен в приметном месте, где вы сможете наблюдать его каждый день. Желательно, чтобы он попадался вам на глаза несколько раз в день.
  • Установите сигнал на смартфоне или планшете на то время, когда вам необходимо принимать лекарства.
  • Организуйте окружающую обстановку. Кладите вещи на привычные места, чтобы помнить, куда вы их положили. Например, всегда храните ключи от машины в одном и том же месте.
  • Избегайте отвлекающих факторов. Работайте, читайте и размышляйте в спокойной обстановке, не загроможденной отвлекающими деталями и позволяющей сосредоточиться.
  • Для общения с другими людьми выбирайте спокойные места. Это минимизирует отвлекающие моменты и позволит вам лучше сосредоточиться на том, что говорит собеседник.
  • Повторяйте вслух информацию, которую вам сообщают, и записывайте важные детали.
  • Чтобы облегчить запоминание, используйте игру слов, например, рифмование.
  • Сохраняйте живость ума. Разгадывайте кроссворды и играйте в словесные игры или ходите на лекции по интересующим вас темам.
  • Исправляйте свои ошибки. Дважды проверяйте свои записи, чтобы убедиться в правильности подобранных слов и их написания.
  • Учитесь сосредоточивать внимание. Например, если вы все время теряете ключи, выделите немного времени на то, чтобы подумать или мысленно представить себе, что вы делаете каждый раз, когда их куда-то кладете. А еще скажите себе вслух: «Я кладу ключи на комод». Затем снова посмотрите на ключи и повторите: «Ключи на комоде». Звуковые (слуховые) привязки способствуют лучшему запоминанию.
  • Делайте зарядку, хорошо питайтесь, много отдыхайте и спите. Согласно результатам исследований, это способствует более эффективной работе памяти.
  • Расскажите своим близким, что вы сейчас переживаете. Возможно, они смогут оказать вам помощь и поддержку.
Вернуться к началу

Способы улучшения концентрации внимания

Концентрация внимания — это способность сосредотачиваться на выполняемой работе, не взирая на мешающие факторы в виде действий других людей, чувств, мыслей или прочих занятий. Ниже описываются некоторые стратегии укрепления и повышения концентрации внимания:

  1. Укрепление концентрации внимания:
    • Постарайтесь предупредить воздействие внешних отвлекающих факторов. К примеру, позвольте себе активировать функцию автоответчика для входящих звонков на то время, пока вы заняты каким-то делом. В этом случае звонки не будут вас отвлекать.
    • Попытайтесь распознать внутренние отвлекающие факторы, такие как мысли, эмоции, физические ощущения и голод, которые могут ухудшить вашу способность к сосредоточению. Примите меры по устранению этих внутренних отвлекающих факторов. К примеру, если вы голодны, перекусите, прежде чем приступить к выполнению задачи.
    • Избавляйтесь от отвлекающих мыслей, которые лезут вам в голову, как только они у вас возникают. Для этого нужно констатировать мысль, а затем снова осознанно переключить внимание на выполняемую задачу.
    • Держите под рукой записную книжку или блокнот. Если во время выполнения задачи вы вспомнили о каком-то необходимом деле, запишите эту мысль, чтобы она вас больше не отвлекала, а сроки выполнения такого дела определите позже в течение дня.
  2. Повышение концентрации внимания
    • Выделите время на то, чтобы сосредоточиться. Представьте, что вы будете чувствовать или чего достигнете, когда задача будет выполнена.
    • Читая, пользуйтесь карандашом или маркером. Делайте записи или выделяйте важные моменты.
    • Разделяйте задачи на более удобные для решения мелкие части.
    • Планируйте перерывы в соответствии с продолжительностью концентрации внимания. Прогуливайтесь или делайте перерывы на обед, чтобы привести мысли в порядок.
    • Если вы чувствуете, что утрачиваете концентрацию, встаньте. Физическое действие вставания привлечет ваше внимание к этому факту.
    • Разнообразьте свои занятия. Смена деятельности зачастую так же эффективна, как и перерыв.
  3. Формируйте у себя привычку концентрировать внимание. Как и в случае с другими навыками, нужно учиться концентрировать внимание, а также развивать и тренировать это умение.
    • Определите у себя продолжительность концентрации внимания. Выясните это, зафиксировав время начала выполнения какой-либо задачи, например, чтения, и время, когда вы начнете отвлекаться.
    • Узнайте, когда ваша концентрация внимания бывает максимальной. Определите время в течение дня, когда вам гарантированно никто не помешает, и когда ваши силы соответствуют выполняемой задаче. Старайтесь планировать дела с учетом этих моментов.
    • Выясните, какие условия улучшают вашу способность концентрировать внимание. Устраните отвлекающие факторы на определенный период времени, чтобы выполнить работу. Подумайте, что благоприятно повлияет на вашу работоспособность — незагроможденный стол, хорошее освещение или спокойная фоновая музыка.
Вернуться к началу

Проконсультируйтесь с нейропсихологом

Нейропсихологи проходят специальное обучение по оценке и устранению когнитивных изменений. Если после окончания лечения рака прошел 1 год, а вы все еще чувствуете, что когнитивные изменения сказываются на выполнении повседневных дел, рекомендуем вам прийти на прием к нейропсихологу.

Нейропсихологи центра MSK проходят специальное обучение по оценке и устранению когнитивных изменений у людей, больных раком.  Они могут дать оценку проблемам, с которыми вы столкнулись, и порекомендовать вам соответствующее лечение. Такое лечение может ослабить влияние когнитивных изменений.

После проведения всесторонней оценки нейропсихолог может предложить вам пройти курс когнитивной реабилитации. Он затрагивает те сферы, в которых вы испытываете проблемы. Кроме того, вы разработаете план по повышению своих возможностей. Все это позволит вам лучше устроить свою повседневную жизнь.

Некоторые страховые компании, а также планы страхования Medicare и Medicaid покрывают расходы на эти услуги, однако объем страхового покрытия не одинаков. Прежде чем принимать решение по поводу плана лечения, позвоните в свою страховую компанию, чтобы узнать, какие виды услуг покрывает ваша страховка.

Вернуться к началу

Информационные ресурсы для пациентов с когнитивными изменениями

Ресурсы центра Memorial Sloan Kettering (MSK)

  • Чтобы записаться на прием к одному из наших нейропсихологов, поговорите со своим медицинским сотрудником о том, что вас беспокоит.   Если по мнению медицинского сотрудника вам необходима консультация нейропсихолога, он может направить вас в нашу Службу нейропсихологической оценки (Neuropsychological Assessment Service) при центре MSK.   Дополнительную информацию вы можете найти по ссылке www.mskcc.org/cancer-care/diagnosis-treatment/symptom-management/cognitive-testing или получить по телефону 212-610-0489
  • Квалифицированные реабилитационные терапевты Центра реабилитации Силлермана (Sillerman Center for Rehabilitation) проводят терапию по восстановлению когнитивных функций для пациентов, страдающих потерей памяти и испытывающих трудности с концентрацией внимания. Дополнительную информацию вы можете найти по ссылке www.mskcc.org/cancer-care/outpatient/sillerman-rehabilitation или получить по телефону 646-888-1900.
  • Программа «Ресурсы для жизни после рака» (Resources for Life After Cancer (RLAC) Program) предлагает услуги поддержки для пациентов, перенесших рак, и их семей. Вы можете поговорить с социальным работником, который разбирается в проблемах, возникающих у больных раком. Социальные работники RLAC окажут вам индивидуальную помощь и направят вас в различные группы поддержки, которые могут оказаться для вас полезными. Для получения более подробной информации позвоните по телефону 646-888-8106.
  • Посмотрите видео о том, как справляться с когнитивными изменениями после лечения рака, перейдя по ссылке www.mskcc.org/cancer-care/survivorship/videos-survivors/discussion-about-post-treatment-changes-thinking-and-memory

 

Другие ресурсы

Американский совет по профессиональной психологии (American Board of Professional Psychology)

Располагает списком квалифицированных нейропсихологов, работающих в вашем регионе. 

Организация CancerCare
275 Seventh Avenue (между West 25th Street и West 26th Street)
New York, NY 10001

Предоставляет консультации, группы поддержки, образовательные мастер-классы, публикации и финансовую помощь.

Вернуться к началу

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers.

Questions Yes Somewhat No

Последнее обновление

Managing Cognitive Changes for Cancer Survivors

This information explains cognitive changes you may have after cancer treatment and how you can manage them.

Back to top

About Cognitive Changes

Many people have cognitive changes before, during, and after cancer treatment. These changes include having trouble with:

  • Paying attention
  • Thinking quickly (processing speed)
  • Organizing thoughts or tasks
  • Short-term memory

Many people describe these changes as a “mental fog.”

These changes are sometimes called “chemo brain” because they were thought to be related to chemotherapy. Now, we know that other treatments besides chemotherapy can also cause these changes.

Back to top

Causes of Cognitive Changes

Cognitive changes can be caused by many things, including:

  • Certain chemotherapies
  • Radiation treatment to your head and neck
  • Total body irradiation
  • Brain surgery
  • Medications such as hormone therapy, immunotherapy, antinausea medications, antibiotics, pain medications, immunosuppressants, antidepressants, antianxiety medications, heart medications, and medications to treat sleep disorders
  • Infections
  • Brain cancer
  • Other cancers that have metastasized (spread) to your brain
  • Other conditions or symptoms related to cancer or cancer treatments, including anemia (low levels of red blood cells), sleep problems, fatigue (feeling more tired or having less energy than usual), hypercalcemia (high blood calcium), and electrolyte imbalances (when the levels of minerals in your body are too high or too low)
  • Emotional responses such as stress, anxiety, or depression
  • Vitamin and mineral deficiencies, such as not getting enough iron, vitamin B, or folic acid
  • Other brain or nervous system disorders not related to cancer
Back to top

Symptoms of Cognitive Changes

Symptoms of chemo brain include:

  • Memory problems
  • Trouble paying attention
  • Trouble finding the right word
  • Trouble learning new things
  • Trouble managing daily activities and doing several things at once (multitasking)
  • Slowed thinking speed

You may notice these problems during treatment. Within 1 year of treatment, many people find cognitive changes have gotten much better. However, for some people, cognitive changes can last for several years.

Back to top

Managing Cognitive Changes

Tell your healthcare provider if you’re having trouble with your memory or notice any other changes in your thinking or abilities. They can help address some of the things that can cause cognitive problems. For example, medication to treat nausea can make you less alert and affect your ability to think clearly. Changing your prescription may help fix these changes

These are some other ways you can manage cognitive difficulties:

  • Make lists. Carry a notepad or your smartphone with you and write down the things you need to do. For example, keep lists of things to buy, errands to run, phone calls to return, and questions to ask at your appointments. Cross items off as you finish them.
  • Use a portable planner or organizer (paper or electronic). These can help you stay on top of day-to-day tasks and keep track of appointments and special days like birthdays and anniversaries.
  • Get a wall calendar. For some people this works better than a portable planner because you can hang it up in a place that’s easy for you to see every day. Put it in a place where you’ll see it several times a day.
  • Set an alarm on your smartphone or tablet for when you need to take your medications.
  • Organize your environment. Keep things in familiar places so you’ll remember where you put them. For example, always store your car keys in the same place.
  • Avoid distractions. Work, read, and do your thinking in an uncluttered, peaceful environment to help you stay focused.
  • Have conversations in quiet places. This minimizes distractions and lets you concentrate better on what the other person is saying.
  • Repeat information out loud after someone gives it to you and write down important points.
  • Use word play, such as rhyming, to help you remember things.
  • Keep your mind active. Do crossword puzzles and word games or go to a lecture on a subject that interests you.
  • Proofread. Double-check the things you write to make sure you’ve used the right words and spelling.
  • Train yourself to focus. For example, if you keep misplacing your keys, take extra time to think about or picture what you’re doing every time you put them down. Also say out loud to yourself, “I’m putting my keys on my dresser.” Then look at your keys again, and repeat: “The keys are on my dresser.” Auditory (hearing) cues give your memory an extra boost.
  • Exercise, eat well, and get plenty of rest and sleep. Research shows these things help keep your memory working at its best.
  • Tell your loved ones what you’re going through. They may be able to help and encourage you.
Back to top

Steps to Improve Your Concentration

Concentration is the ability to stay focused on your work without letting people, feelings, thoughts, or activities get in the way. Here are a few strategies for establishing or improving concentration:

  1. Establish concentration
    • Be aware of external distractions. For example, give yourself permission to let your voicemail pick up calls when you’re in the middle of a task. That way, you’re not distracted by the call
    • Try to recognize internal distractions, such as thoughts, emotions, physical feelings, and hunger. These things can interrupt your ability to focus. Do something to reduce these internal distractions. For example, if you’re hungry, have a snack before starting a task.
    • Stop distracting thoughts that pop into your mind as soon as you’re aware of them. You can do this by acknowledging the thought, then consciously bringing your attention back to the task you’re working on.
    • Keep a notebook or pad of paper handy. If something you need to do pops into your head in the middle of a task, write it down to get it off your mind and schedule time later in the day to do it.
  2. Increase concentration
    • Set aside time to concentrate. Imagine how you may feel or what you may accomplish after your task is done.
    • Use a pencil or highlighter when reading. Take notes or highlight important points.
    • Divide tasks into smaller, more manageable parts.
    • Plan breaks according to your concentration span. Take a walk or a lunch break to help clear your head.
    • If you find yourself losing focus, stand up. The physical act of standing brings your attention to the fact that you’re losing focus.
    • Vary your activities. Change is often as good as taking a break.
  3. Develop your concentration habits. Like any other skill, you must learn, develop, and practice concentration.
    • Determine how long your concentration span is. Find out by recording your start time for a task like reading. As soon as your mind begins to drift, record this time.
    • Learn when your concentration level is at its best. Find a time during the day when you know you won’t be interrupted and your energy level matches the particular task. Try to plan your tasks accordingly.
    • Find out if there’s an environment that improves your ability to concentrate. Remove yourself from distractions for set periods of time to accomplish your work. Figure out what works for you, whether it’s an uncluttered desk, good lighting, or soothing music playing in the background.
 
Back to top

Speak with a Neuropsychologist

Neuropsychologists have special training to measure and treat cognitive changes. If 1 year has passed since you finished cancer treatment and you still feel cognitive changes are interfering with your day-to-day activities, you may want to see a neuropsychologist.

Our neuropsychologists at Memorial Sloan Kettering (MSK) have special training in assessing and treating cognitive changes in people with cancer. They can evaluate the things you’re having trouble with and recommend the right treatment for you. This treatment can help reduce the effect of cognitive changes.

After doing a complete evaluation, your neuropsychologist may suggest cognitive rehabilitation. This involves working on areas you have problems with. You’ll also develop a plan that helps improve your functioning. This will help you better manage your daily life.

Some insurance companies and Medicare and Medicaid plans cover these services, but coverage varies. Call you insurance company before deciding on a treatment plan so you can see what they’ll cover.

Back to top

Resources for People With Cognitive Changes

Resources at MSK

  • To make an appointment with one of our neuropsychologists, talk with your healthcare provider about your concerns. If they think a neuropsychological evaluation is right for you, they can refer you to MSK’s Neuropsychological Assessment Service. Call 212-610-0489 or click here for more information.
  • The Sillerman Center for Rehabilitation has trained occupational therapists who do cognitive rehabilitation therapy for people experiencing memory loss and difficulty concentrating. Call 646-888-1900 or click here for more information.
  • The Resources for Life After Cancer Center (RLAC) program has support services for cancer survivors and their families. You can talk with a social worker who understands cancer issues. Social workers at RLAC can provide one-on-one support and refer you to various support groups that may be helpful. Call 646-888-8106 for more information.
  • Watch a video on managing cognitive changes after cancer treatment.

Other resources

American Board of Professional Psychology
www.abpp.org
Has names of qualified neuropsychologists in your area.

CancerCare
www.cancercare.org
800-813-4673
275 Seventh Avenue (Between West 25th and 26th Streets)
New York, NY 10001
Provides counseling, support groups, educational workshops, publications, and financial assistance.

Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers. We read every comment, but we’re not able to respond. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.
 

Questions Yes Somewhat No

Last Updated