Предотвращение выпадения волос при химиотерапии солидных опухолей методом охлаждения кожи головы

В этом материале разъясняется, как охлаждение кожи головы (использование охлаждающей шапочки) во время химиотерапии может помочь уменьшить выпадение волос. В нем также приводятся некоторые простые советы по уходу за головой и волосами во время химиотерапии.

Выпадение волос, связанное с химиотерапией

Действие химиотерапии заключается в разрушении быстрорастущих клеток. Раковые клетки относятся к быстрорастущим; к ним также относятся и другие клетки, например клетки волос. Химиотерапия может вызывать выпадение волос на голове, на руках, ногах, в паховой области, а также выпадение бровей и ресниц. В зависимости от вида химиотерапии у вас могут выпасть волосы в некоторых или во всех из названных областей, либо они могут не выпасть вообще.

Вы можете заметить начавшееся выпадение волос через 1–4 недели после первого сеанса химиотерапии. Количество выпавших волос зависит от вида химиотерапии, а также от ее объема и частоты сеансов. Поговорите со своей медицинской бригадой о количестве волос, которые могут выпасть из-за полученной вами химиотерапии.

Скорость выпадения волос также является индивидуальной. В качестве первого признака выпадения вы можете заметить больше волос на подушке утром, в душе или при расчесывании.

После окончания химиотерапии волосы должны начать расти снова. Для возобновления роста волос может понадобиться от 3 до 5 месяцев, а текстура, цвет и объем новых волос могут быть другими. У большинства людей волосы вырастают в том же объеме, что и до химиотерапии.

 

Вернуться к началу

Сокращение выпадения волос с помощью охлаждения кожи головы

Охлаждение кожи головы — это один из методов сокращения выпадения волос во время химиотерапии для лечения солидных опухолей. Солидные опухоли — это все виды рака, за исключением лейкемии и лимфомы. Охлаждение кожи головы предполагает ношение охлаждающей шапочки перед сеансом химиотерапии, во время и после него.

Охлаждение кожи головы применяется в Канаде и некоторых странах Европы в течение многих лет. Сейчас в нашем распоряжении появились и результаты клинических исследований в США. Эти исследования показали, чего ожидать от применения охлаждения кожи головы и как использовать этот метод для наиболее эффективного сокращения выпадения волос во время химиотерапии при раке молочной железы.

Насколько эффективно охлаждение кожи головы? Могут ли у меня выпасть волосы даже при применении этого метода?

Количество волос, которое сохранится у вас после охлаждения кожи головы, зависит от того, сколько волос было у вас на момент начала применения этого метода и насколько здоровы были ваши волосы и кожа головы перед началом лечения. Это также зависит от вида и получаемой дозы лекарства для химиотерапии.

Исследования показали, что охлаждение кожи головы работает в 10%–100% случаев. Поэтому сложно предсказать, насколько эффективным оно будет в вашем случае. Большинство исследований указывает на то, что люди, применяющие охлаждение кожи головы, теряют меньше волос и реже используют головные уборы и парики.

Даже с охлаждением кожи головы выпадение некоторого количества волос (поредение) вскоре после начала лечения является нормой. Это не обязательно приведет к полной потере волос. Поредение может сократиться, если вы продолжите применять охлаждение кожи головы во время сеансов химиотерапии.

Даже если вы применяете один из методов охлаждения кожи головы, это не гарантирует того, что вы не потеряете значительное количество волос и вам не потребуется головной убор или парик. 

Тяжело ли переносится охлаждение кожи головы?

Большинство людей нормально переносит охлаждение кожи головы. Однако в 30–50% случаев у людей возникают побочные эффекты в виде головной боли, тошноты, болезненных ощущений на коже головы и озноба. Некоторые люди находят охлаждающие шапочки некомфортными. Небольшое число людей решает прекратить применение охлаждения кожи головы из-за этих побочных эффектов.

Связано ли охлаждение кожи головы с какими-либо рисками?

Существует небольшой риск развития раздражения на коже головы или на лбу из-за охлаждения.

Некоторые люди опасаются, что раковые клетки могут распространиться в кожу головы и начать расти в ней. Вероятность этого очень мала и никак не связана с применением охлаждения кожи головы.

Как осуществляется охлаждение кожи головы?

Для охлаждения кожи головы на голову надевается специальная шапочка. Существует два различных метода охлаждения кожи головы: использование замороженных охлаждающих шапочек и использование аппарата, который постоянно охлаждает шапочку.

Замороженные охлаждающие шапочки  

Охлаждающие шапочки выпускаются под несколькими известными марками:

Вы можете взять шапочки Chemo Cold Cap и Penguin в аренду у компаний, которые их производят.  Медсестра/медбрат может предоставить вам дополнительные сведения об этих продуктах.

Важно, чтобы температура шапочек оставалась одинаково низкой перед сеансом лечения, во время и после него. Для этого во время каждого сеанса химиотерапии вам понадобится несколько замороженных охлаждающих шапочек, чтобы вы могли менять их по мере нагревания. Соблюдайте рекомендации производителя шапочки относительно того, сколько шапочек вам понадобится и как долго вы можете носить каждую из них.  

Все шапочки следует заморозить заблаговременно и принести с собой на сеанс химиотерапии в переносном холодильнике с сухим льдом. Вам потребуется заранее договориться с другом, родственником или специально нанятым подготовленным специалистом, который будет помогать вам менять охлаждающие шапочки во время сеанса.

Шапочка, подключаемая к охлаждающему аппарату

В центре Memorial Sloan Kettering (MSK) предлагается использование системы для охлаждения кожи головы Paxman. Эта система работает путем присоединения охлаждающей шапочки к охлаждающему аппарату. Аппарат обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в шапочке, когда она надета на голову.

Вернуться к началу

Как пользоваться системой для охлаждения кожи головы Paxman

Если вас заинтересовало использование системы для охлаждения кожи головы Paxman, поговорите об этом со своим врачом или медсестрой/медбратом перед первым сеансом химиотерапии. Они помогут вам зарегистрироваться, и компания Paxman пришлет вам охлаждающую шапочку и комплект необходимых принадлежностей. Вы получите их через 3–4 дня.

Ваши сеансы химиотерапии назначат на те дни, когда будет доступен охлаждающий аппарат. Возможно, вам потребуется придти на сеанс химиотерапии не в тот день, когда вы записаны на прием к своему врачу.

Важно подготовиться к первому сеансу с применением охлаждения кожи головы. Медсестра/медбрат подсоединит шапочку к охлаждающему аппарату, а вы должны подготовить волосы и надеть шапочку на голову.

Чтобы узнать больше о подготовке к сеансам с применением системы для охлаждения кожи головы Paxman, посмотрите видео в материале «Как подготовиться к охлаждению кожи головы с помощью системы Paxman» (How to Prepare for Your Paxman Scalp Cooling). Эти видео также можно найти на веб-сайте компании Paxman: www.paxmanusa.com/patients/instructional-videos

После просмотра видео попробуйте подготовить волосы и надеть шапочку. Возможно, для этого вам потребуется помощь друга или родственника. Вы также можете взять кого-то с собой на прием.

Не забудьте взять с собой на прием шапочку и комплект принадлежностей.

Сколько длится охлаждение кожи головы во время сеанса лечения?

Для охлаждения кожи головы требуется дополнительное время перед каждым сеансом химиотерапии и после него. Точное время охлаждения перед сеансом лечения и после него зависит от типа используемой вами охлаждающей шапочки и вида химиотерапии. Вам может потребоваться от 20 минут до 2 часов. Если вы используете замороженные шапочки, вы можете завершить охлаждение, поехав домой в одной из них.

После окончания каждого сеанса химиотерапии вас могут попросить завершить охлаждение в отдельном помещении, за пределами отделения инфузии химиотерапии. Это позволит получить лечение всем пациентам, сеансы которых назначены в этот день.

Ваша медицинская бригада ответит на ваши вопросы о длительности охлаждения после сеансов лечения.

Сколько стоит охлаждение кожи головы?

Стоимость охлаждения кожи головы зависит от типа используемой вами системы и количества необходимых вам сеансов лечения. В настоящее время большинство страховых компаний не покрывает расходы на охлаждение кожи головы.

Информацию о стоимости замороженных охлаждающих шапочек можно получить у компании-производителя или найти ее на их веб-сайте.

Если вы пользуетесь системой Paxman, вам потребуется оплатить стоимость шапочки и сеансов лечения непосредственно в компании Paxman. Стоимость зависит от количества необходимых вам сеансов и может достигать $2200. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Paxman: www.paxmanusa.com

Вам также потребуется оплачивать аренду помещения и оборудования в центре MSK при каждом использовании охлаждающих аппаратов. Это стоит около $65 за один сеанс и обычно не покрывается страховкой.

Если у вас возникли какие-либо вопросы о стоимости, позвоните в службу финансовой поддержки пациентов (Patient Financial Services) по номеру 646-227-3378.

Организация под названием «Hair to Stay» предлагает некоторую финансовую поддержку для охлаждения кожи головы. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт: www.hairtostay.org

Вернуться к началу

Уход за волосами и головой

Далее приводятся рекомендации по уходу за волосами и головой во время получения лечения. Для получения дополнительной информации найдите материал «Выпадение волос и лечение рака» (Hair Loss and Your Cancer Treatment) на сайте www.mskcc.org/pe или попросите его у медсестры/медбрата. 

  • Каждые 2-4 дня мойте волосы с шампунем и ополаскивателем или кондиционером без отдушек.
  • Всегда хорошо ополаскивайте волосы и промакивайте их насухо мягким полотенцем.
  • Аккуратно расчесывайте волосы мягкой щеткой или гребешком. Начинайте расчесывать от кончиков и осторожно продвигайтесь вверх до самой кожи головы. Кроме того, вы можете расчесывать волосы смоченными водой пальцами.
  • Если у вас длинные волосы, возможно, перед началом лечения будет лучше их коротко подстричь.
  • Попробуйте использовать средства, специально предназначенные для обработки пролысин и участков с поредевшими волосами (например, пудру для волос Bumble and bumble™).

Во время лечения не используйте следующие средства и принадлежности для волос, они могут быть слишком агрессивными или могут выдергивать волосы:

  • лаки, пасты или масла для волос, краски для волос, осветлители для волос, средства для выпрямления волос или перманентной завивки (химии);
  • зажимы, заколки, невидимки, фиксаторы для хвостиков или резинки для волос;
  • фены, бигуди, термобигуди, щипцы для завивки или выпрямители волос;
  • резиновые купальные или плавательные шапочки.

Кроме того, не заплетайте волосы в косы, не делайте африканские косички и хвосты.

Вернуться к началу

Парики и головные уборы

Во время химиотерапии у вас может появиться желание носить парик или какой-нибудь головной убор. Ниже приведена основная информация об этом. Если у вас возникли другие вопросы или опасения, обратитесь к медсестре/медбрату.

Парики

Если вы хотите носить парик или накладные волосы, постарайтесь приобрести их до того, как выпадут волосы. Так вам будет легче подобрать подходящий цвет и прическу. Если у вас уже выпали все волосы или их часть, возьмите с собой в магазин фотографию, на которой вы изображены со своей обычной прической и прядь своих волос, если это возможно. Это поможет вам подобрать парик или накладные волосы, которые выглядят так, как выглядели ваши волосы до начала лечения.

Прежде чем купить парик или накладные волосы, возможно, вы захотите подыскать подходящую модель и сравнить цены. Парик или накладные волосы должны хорошо сидеть, быть удобными и простыми в уходе. Возможно, вам захочется начать носить их сразу, как только волосы начнут редеть. По мере поредения ваших волос вам может понадобиться откорректировать парик или накладные волосы, чтобы они лучше сидели на вас.

 

Многие страховые компании оплачивают парики и накладные волосы, если выпадение волос связано с медицинским лечением. Обратитесь в свою страховую компанию, чтобы узнать, что включено в ваш план. Если вам необходима помощь с поиском места для покупки парика или накладных волос, поговорите с медсестрой/медбратом.

Головные уборы

Платки, тюрбаны и шапки помогают удержать выпадающие волосы, а также закрывают обнажившуюся кожу головы. Головные уборы бывают самых разных цветов, текстур и стилей.

Платки из шелка могут легко соскользнуть с головы. Возможно, вы захотите приобрести платок из хлопчатобумажной ткани, поскольку он более удобен и с меньшей вероятностью развяжется или соскользнет с головы.

Некоторые люди предпочитают не носить головных уборов во время химиотерапии. Это личный выбор каждого.

Чтобы узнать больше о том, что вы можете сделать для улучшения своего внешнего вида и самочувствия, вы можете принять участие в программе «Выгляди хорошо и чувствуй себя лучше» (Look Good Feel Better Program).

Вернуться к началу

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers.

Questions Yes Somewhat No

Последнее обновление

Managing Hair Loss with Scalp Cooling During Chemotherapy for Solid Tumors

This information explains how scalp cooling (using a cold cap) during chemotherapy may help reduce hair loss. It also gives some basic information about caring for your head and hair during chemotherapy.

Chemotherapy works by attacking fast-growing cells. Cancer cells are fast growing, but so are other cells such as hair cells. Chemotherapy can cause hair loss on your scalp, eyebrows, eye lashes, arms, legs, and pubic area. Depending on your chemotherapy, you can lose hair in none, some, or all of these areas.

You may start to see your hair fall out 1 to 4 weeks after your first chemotherapy treatment. How much of your hair falls out depends on the type of chemotherapy and how much and how often you receive it. Talk with your healthcare team about the amount of hair loss you should expect from the chemotherapy you will receive.

How quickly hair falls out also varies from person to person. The first signs of hair loss may be more hair on your pillow in the morning, in the shower, or when you brush your hair.

Once your chemotherapy has stopped, your hair should begin to grow back. It can take 3 to 5 months for your hair to grow back, and it may have a different texture, color, or volume. For most people, hair grows in as fully as it was before chemotherapy.

 

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Reducing Hair Loss with Scalp Cooling

Scalp cooling is a way to reduce hair loss while you’re getting chemotherapy to treat solid tumors. Solid tumors are cancers that are not leukemia or lymphoma. Scalp cooling involves wearing a cold cap on your head before, during, and after receiving chemotherapy.

Scalp cooling has been used by people in Canada and parts of Europe for years. We now have results from clinical trials (research studies) in the United States. These studies show what we might expect from scalp cooling and how to best use this method to reduce hair loss during chemotherapy for breast cancer.

How effective is scalp cooling? Could I still lose my hair?

The amount of hair you are left with after scalp cooling depends on how much hair you start with and how healthy your hair and scalp are before you start treatment. It also depends on the type and dose of the chemotherapy medication you are receiving.

Studies have shown that scalp cooling can work from 10% to 100% of the time. Therefore, it is hard to predict how effective scalp cooling will be for you. Most studies have found that people lose less hair and use head coverings or wigs less often when scalp cooling is used compared to when it is not used.

Even with scalp cooling, it’s normal to lose some hair (shedding) soon after you start treatment. This may not result in complete hair loss. The shedding may decrease as you continue to use scalp cooling during your chemotherapy treatment.

Even if you use one of the scalp cooling methods, there is no guarantee that you will not lose a significant amount of hair and need a hair covering. 

Is scalp cooling hard to tolerate?

Most people can tolerate scalp cooling. However, about 30 to 50% of the time people have side effects such as headaches, nausea, scalp pain, or feeling chilly. Some people also find the caps uncomfortably cold. A small number of people decide to stop using scalp cooling because of these side effects.

Are there any risks to doing scalp cooling?

There is a small risk of developing irritation on your scalp or forehead from cooling.

Some people worry about cancer cells traveling to the scalp and growing. There is a very small possibility of this happening and it is not affected by the use of scalp cooling.

How is scalp cooling done?

Scalp cooling is done by wearing a special cap on your head. There are 2 different ways to cool your scalp: using frozen cooling caps or by using a machine that continuously cools the cap.

Frozen cooling caps  

There are several well-known brands of cooling caps:

You can rent the Chemo Cold Cap and the Penguin cap through the companies that make them.  Your nurse can give you more information about these products.

It’s important for the caps to stay at the same cold temperature before, during, and after your treatment. To do this you will need to have multiple frozen caps available during each chemotherapy treatment and change them as they get warm. Follow each cap’s guidelines for how many caps you will need and how long you should wear each one.  

All caps have to be frozen ahead of time and brought to your chemotherapy appointment in a portable cooler with dry ice. You will need to plan ahead to bring a friend, family member, or a hired trained “capper” to help you change your cold cap during your treatment.

Cap attached to a cooling machine

Memorial Sloan Kettering (MSK) offers the Paxman Scalp Cooling System. This system works by attaching a cooling cap to a cooling machine. The machine circulates cold liquid through the cap while you’re wearing it.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

How to use the Paxman Scalp Cooling System

If you’re interested in using the Paxman Scalp Cooling System, talk with your doctor or nurse before your first chemotherapy treatment. They will sign you up and Paxman will send you your cooling cap and kit. You will receive it in 3 to 4 days.

Your chemotherapy treatments will be scheduled on days when a cooling machine is available. You may need to get your chemotherapy on a different day than the day that you see your doctor.

It’s important that you prepare for your scalp cooling treatment before your first appointment. Your nurse will connect your cap to the cooling machine, but you will need to prepare your hair and fit your cap on your head.

To learn how to prepare for your Paxman scalp cooling treatment, watch the videos in the resource How to Prepare for Your Paxman Scalp Cooling. You can also find these videos on the Paxman website at www.paxmanusa.com/patients/instructional-videos

After you watch the videos, practice preparing your hair and fitting your cap. You may need some help from a friend or family member. You may also bring someone to your appointment with you.

Remember to bring your cap and kit with you to your appointment.

How long does scalp cooling take during treatment?

Scalp cooling will add time before and after each of your chemotherapy treatments. How long you need to cool before and after your treatment depends on the type of cooling cap you’re using and your chemotherapy. It can range from 20 minutes to 2 hours. If you’re using frozen caps, you can return home with your cold cap on to finish your cooling.

Once you finish each chemotherapy treatment, you may be asked to complete your cooling in a separate area outside the chemotherapy infusion unit. This allows us to provide treatment to all patients during the day.

Your healthcare team will answer your questions about how long cooling will take after treatments.

How much does scalp cooling cost?

The cost of scalp cooling depends on the type of scalp cooling system you use and the number of treatments you need. Most insurance companies don’t cover the cost of scalp cooling at this time.

Information for the cost of frozen cooling caps can be found by contacting the company or looking on their website(s).

If you use the Paxman System, you will be charged directly by Paxman for your cap and treatments. Pricing depends on how many treatments you need but can be as much as $2,200. For more information, visit the Paxman website at www.paxmanusa.com

You will also be charged a facilities fee by MSK each time you use the cooling machines. This is about $65 per treatment and isn’t usually covered by insurance.

If you have any questions about cost, call the Patient Financial Services department at 646-227-3378.

There’s some financial support available for scalp cooling from an organization called “Hair to Stay.” For more information, visit their website at www.hairtostay.org

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Caring for Your Hair and Head

Here are suggestions on how to care for your hair and head while you’re receiving treatment. For more information, search for our resource Hair Loss and Your Cancer Treatment on www.mskcc.org/pe or ask your nurse for it. 

  • Wash and condition your hair every 2 to 4 days with a fragrance-free shampoo and a cream rinse or hair conditioner.
  • Always rinse your hair well and pat it dry with a soft towel.
  • Brush or comb your hair gently with a soft-bristle brush or comb. Start brushing or combing your hair at the ends and gently work your way up to your scalp. You can also finger-comb your hair by moistening your fingers with water.
  • If your hair is long, you may want to have it cut short before you begin treatment.
  • Try using hair products specially designed to cover bald spots and thinning areas of your hair (such as Bumble and bumble™ Hair Powder).

Do not use the following things on your hair during treatment. They can be too harsh or pull on your hair.

  • Hair spray, creams or oils, hair dye, bleach, relaxers, or permanents (perm)
  • Clips, barrettes, bobby pins, pony tail holders, or scrunchies
  • Hair dryers, curlers, curling irons, hot rollers or a hair straightener
  • Rubber bathing or swimming caps

Also, don’t put your hair in braids, corn rows, or pony tails.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Wigs and Head Coverings

You may still want to wear a wig or other hair covering during chemotherapy. Below is some basic information. If you have other questions or concerns, talk with your nurse.

Wigs

If you want to wear a wig or hair piece, try to get one before your hair falls out because it will be easier to match your hair color and style. If you’ve already lost some or all of your hair, bring a photo of your usual hairstyle, and if you can, a lock of your hair to the store. This will help you find a wig or hair piece that looks like your hair did before your treatment started.

When shopping for wigs or hair pieces, you may want to shop around and compare prices. A wig or hair piece should fit properly, be comfortable, and be easy to care for. You may want to start wearing it as soon as your hair begins to thin. As your hair gets thinner, you may need to have your wig or hair piece adjusted to make it fit better.

 

Many insurance companies will pay for wigs or hair pieces when hair loss is related to medical treatment. Contact your insurance company to find out what your plan offers. If you need help finding a place to purchase a wig or hairpiece, talk with your nurse.

Head coverings

Scarves, turbans, and hats can help hold hair that’s falling out and also hide a bald scalp. Head coverings come in a variety of colors, textures, and styles.

Scarves that are made from silk can easily slide off your head. You may want to buy a cotton blend scarf because it can be more comfortable and less likely to come untied or slip off your head.

Some people choose not to wear any head covering during their chemotherapy. This is an individual choice.

To learn more about what you can do to help you look and feel your best, you may want to attend the Look Good Feel Better program.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Last Updated