Вперед, в завтрашний день: руководство для столкнувшихся с тяжелой утратой родителей (Towards Tomorrow Program)

Эта информация позволит вам узнать, что можно сделать, чтобы найти силы пережить утрату своего ребенка.

Возможно, прямо сейчас вы даже представить не можете, что когда-нибудь оправитесь от смерти вашего ребенка, и кажется, что боль утраты навсегда останется с вами. Однако формирование представления о горе, забота о себе и действия для сохранения памяти о вашем ребенке помогут вам посмотреть вперед, в завтрашний день. В этом материале описаны некоторые рекомендации, как пережить утрату своего ребенка. Хотя ни одна книга или руководство не могут передать все то, через что вы проходите, мы надеемся, что вы сочтете этот ресурс полезным.

Вернуться к началу

Что вы можете испытывать

Горе — это нормальная реакция на любую утрату, но смерть ребенка способна вызвать даже более интенсивные эмоции. Горе имеет психологические, эмоциональные и физические проявления. Способы переживания горя абсолютно уникальны.

Некоторые родители чувствуют оцепенение или им кажется, что они находятся во сне. Одни не могут спать, тогда как другие спят все время. Вас могут переполнять такие чувства как печаль, опустошение и ощущение того, что смерть вашего ребенка не может быть реальностью. Вы можете одновременно испытывать несколько из вышеназванных чувств, и это нормально.

Каждый человек переживает горе по-своему и в своем собственном темпе. Вам может казаться, что скорбь поглощает каждую минуту ваших дней, и поэтому вам тяжело принимать участие в происходящем. А намерение вернуться к повседневной жизни может казаться вам утратой связи с вашим ребенком. Помните, для ваших чувств нет никакого заданного расписания.

Наступят различные значимые даты, такие как дня рождения и праздники, которые напомнят вам об утрате. Важные события в жизни других знакомых вам детей могут навести вас на мысли о собственном ребенке и о тех моментах, что вы провели вместе. Подобные даты могут быть особенно болезненными, но они также могут дать возможность для восстановления традиций и ритуалов, которые имели значение для вашего ребенка и вашей семьи.

Вернуться к началу

Глядя в будущее…

Не спешите

Вы можете думать о решениях, например о том, когда вам следует вернуться к работе, что делать с личными вещами вашего ребенка или как найти смысл в течении дней. Не спешите принимать решения. Нет никаких сроков, в которые вы должны вернуться к повседневным делам или к работе. Некоторых людей привычные повседневные дела успокаивают, тогда как другим может понадобиться больше времени. Если вы должны вернуться к работе раньше, чем вы готовы, подумайте о том, чтобы сначала выйти всего на несколько дней, делайте небольшие перерывы в течение дня, когда вам нужно побыть в одиночестве.

Забудьте слова «правильно» и «неправильно»

Нет правильного или неправильного отношения к тому, через что вам приходится пройти. Постарайтесь не сравнивать себя с другими и с тем, как они справились со своим горем. Только вы вместе со своей семьей вправе решать, что делать с вещами вашего ребенка и как вы собираетесь чтить его память. Подумайте о них, когда будете готовы. Помните, что изменения в вашем доме не означают, что вы утрачиваете связь со своим ребенком.

Сохраняйте связь и общайтесь

Важно, чтобы вы и ваша семья нашли способы сохранить эмоциональную связь. Это может показаться сложным, если каждый из вас по-своему справляется с утратой. Одни люди переживают горе в молчании, тогда как другие предпочитают говорить об этом. Ваши потребности не всегда могут быть очевидны для вашего партнера, ваших родителей, друзей или семьи. Старайтесь общаться с близкими людьми, даже когда это сложно.

Говорите с людьми, которые могут поддержать вас в вашем горе. Люди по-разному могут оказывать поддержку. Некоторым людям может быть трудно найти к вам подход, и в своих попытках они могут сказать что-нибудь неуместное. Вам не обязательно делиться всеми чувствами с каждым. Но если вы выберете одного друга или близкого человека, с которым вы сможете провести время или поговорить, это может помочь вам сохранить связь в этот горький период.

Почитайте память своего ребенка воспоминаниями и ритуалами

Воспоминания обладают большой силой. Некоторые из них способны успокоить вас, тогда как мысли о других могут причинить боль. Сначала вы можете возвращаться к смерти вашего ребенка чаще, чем к другим воспоминаниям о нем. Это воспоминание навсегда останется с вами, но с вами будут и радостные моменты, которые вы провели вместе со своим ребенком.

Благодаря восстановлению старых семейных традиций или появлению новых, вы и ваша семья можете сохранить связь с вашими воспоминаниями. Возможно, вам и вашей семье стоит подумать о том, чтобы сделать «коробку воспоминаний», наполнив ее предметами, принадлежавшими вашему ребенку или напоминающими вам о нем. Когда вы будете решать, как почитать память вашего ребенка, обсудите это в кругу семьи.

Вернуться к началу

Как поддержать переживающих горе братьев и сестер

Семья навсегда меняется после смерти ребенка. Если у вас есть дети, которые скорбят вместе с вами, им, как и взрослым, может потребоваться помощь в осознании утраты и приспособлении к жизни после нее.

Дети по разному выражают свое горе. То как ваш ребенок будет переживать горе зависит от его возраста, представления о смерти и поведения окружающих, служащих ребенку примером. Если дети младшего возраста могут не полностью осознавать смерть, дети школьного возраста имеют об этом более зрелое представление. Они могут испытывать чувство вины из-за того, что не умерли вместо своего брата или сестры, или могут беспокоиться о том, что они или вы умрете. Некоторые дети могут чувствовать, что их место в семье изменилось, и могут взять на себя обязанности взрослых.

Большинство детей не могут выдерживать и переживать сильные эмоции, связанные с горем, в течение длительного периода времени. Вместо этого у них могут у них могут случаться короткие и сильные выбросы эмоций, за которыми следуют периоды игры или другой привычной деятельности. Кроме того, у них могут возникать физические реакции, такие как болевые ощущения в организме или изменения в режиме сна. Некоторые дети могут выражать горе через изменения в своем поведении и вести себя необычно. Другие дети могут не показывать никаких внешних признаков печали или горя. Помните, что поведение вашего ребенка вполне может быть признаком борьбы со сложными чувствами. Лучший способ понять боль вашего ребенка — это внимательно следить за тем, как ребенок ее выражает. Обращайте внимание на его поведение и слушайте, что он говорит.

Информируйте своего ребенка

У вашего ребенка могут появиться вопросы о том, как умерли брат или сестра и что это означает. Важно дать понять ребенка, что такие вопросы можно задавать. Постарайтесь отвечать на них максимально честно. Это нормально, если вы скажете, что не знаете ответа. По мере взросления у вашего ребенка могут возникать новые вопросы о том, что произошло. Смотрите на каждый из них, как на возможность продолжения разговора о понесенной утрате. Постарайтесь по возможности сохранить привычный для ребенка распорядок дня и сообщайте ему обо всех возможных изменениях. Возможно, это поможет ребенку несколько избавиться от чувства неуверенности в будущем.

Включите ребенка в систему поддержки

Если ваш ребенок ходит в школу, создайте «сеть» авторитетных взрослых, которые будут проводить с ним время вне дома. Поговорите с учителями, тренерами, религиозными наставниками и другими ключевыми фигурами в жизни вашего ребенка о том, чем они могут помочь вашему ребенку в его горе.

Уделяйте ребенку время

Из-за горя ваш ребенок может ощущать печаль и одиночество. Постарайтесь ежедневно проводить с ними какое-то время наедине, чтобы он чувствовал себя в безопасности и ощущал поддержку. Поездка на машине или прогулка, приготовление еды или игра — всего лишь несколько идей, как можно вместе проводить время. У вашего ребенка могут появляться собственные идеи того, чем он хотел бы заниматься. В этот момент он может заговорить о своем горе, а может и нет.

Слушайте и принимайте чувства своего ребенка

Сообщите ребенку, что его мысли и чувства вполне нормальны и важны для вас. Когда он будет готов поговорить, постарайтесь слушать, не осуждая и не задавая вопросов. Это может быть сложно, особенно если вы не понимаете поведения ребенка и не понимаете, как он это переживает. Помните, что его поведение может быть признаком внутренней борьбы. Постарайтесь принимать выражение эмоций вашего ребенка с любовью и пониманием. Это поможет ребенку увереннее рассказать вам о своих чувствах.

Позаботьтесь о себе

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, — это позаботиться о себе. Вы пережили невообразимую утрату. Выберите друга, близкого человека или психолога, с которым вам будет комфортно говорить, даже если вы не уверены в том, что хотите сказать. Важно создать систему поддержки для вас и вашей семьи. Сообща вы сможете помочь ребенку почувствовать себя любимым, находящимся в безопасности и задействованным в вашу совместную работу над возвращением к нормальной жизни.

Ничего страшного, если вам нужна помощь в поддержке ребенка. Переживая собственную утрату, помогать другим может быть очень сложно. Если есть кто-то, кого вы и ваш ребенок знаете и кому доверяете, попросите его о помощи. Ваш социальный работник также может помочь вам найти общественные ресурсы поблизости.

Когда следует обратиться за сторонней помощью?

Бывают случаи, когда профессиональная поддержка вашего ребенка может быть полезной или даже необходимой частью ухода за ним. Это зависит от множества факторов, в том числе от ваших отношений с ребенком, от того, как ваш ребенок справляется со стрессом и как он переживает утрату брата или сестры. Если вас беспокоит поведение ребенка, и вы не знаете, что делать дальше, обратитесь за поддержкой к своему социальному работнику или лечащей команде своего ребенка.

Вернуться к началу

Ресурсы для вас и вашей семьи

Ресурсы MSK

Поддержка доступна для вас и вашей семьи вне зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь. Memorial Sloan Kettering (MSK) предлагает ряд ресурсов для переживающих горе семей и их друзей. Вы можете узнать больше об этих ресурсах на странице www.mskcc.org/experience/caregivers-support/support-grieving-family-friends.

Программа «Вперед, в завтрашний день»
Программа «Вперед, в завтрашний день» (Towards Tomorrow Program) отделения педиатрии MSK Kids предлагает поддержку и ресурсы для столкнувшихся с тяжелой утратой семей Поговорите со своим социальным работником и медицинскими сотрудниками и расскажите, как вы и ваша семья переживаете утрату. Эти специалисты также могут предоставить вам дополнительную поддержку. Для получения дополнительной информации позвоните в программу «Вперед, в завтрашний день» (Towards Tomorrow Program) по телефону 212-639-6850 или напишите на адрес электронной почты towardstomorrow@mskcc.org. Вы также можете посетить веб-сайт www.mskcc.org/pediatrics/experience/life-pediatrics/support-services-care-teams.

Центр по предоставлению консультаций MSK (Counseling Center)
646-888-0200
Некоторые семьи, пережившие тяжелую утрату, находят, что им помогли консультации специалистов. Наши психиатры и психологи работают в клинике для понесших тяжелую утрату, где они консультируют и поддерживают отдельных лиц, пары и семьи, а также могут прописать лекарства, которые помогут справиться с депрессией.

Духовная поддержка
212-639-5982
Наши капелланы готовы выслушать и поддержать членов семьи, помолиться, обратиться к местному духовенству или религиозным группам, просто утешить и протянуть руку духовной помощи. За духовной поддержкой может обратиться любой человек вне зависимости от его религиозной принадлежности.

Дополнительные ресурсы

Столкнувшиеся с тяжелой утратой родители США (Bereaved Parents of the USA, BPUSA)
www.bereavedparentsusa.org
BPUSA — это национальная некоммерческая организация, которая предоставляет поддержку столкнувшимся с тяжелой утратой родителям и их семьям.

Сочувствующие друзья (The Compassionate Friends, TCF)
630-990-0010
www.compassionatefriends.org
TCF — это национальная некоммерческая организация, которая предоставляет поддержку родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам, а также другим членам семьи, оплакивающим утрату ребенка. Она предлагает поддержку сообщества в режиме онлайн и образовательные мастер-классы.

Жизнь в одиночестве (Alive Alone)
www.alivealone.org
Alive Alone — это национальная сеть родителей, потерявших единственного ребенка или всех своих детей. Предоставляет информационные письма, образовательные материалы и ресурсы для эмоционального восстановления.

Веб-сайт GriefNet
www.griefnet.org
GriefNet предоставляет доступ к группам поддержки в режиме онлайн при утрате близких, в том числе при утрате ребенка.

SIBSPLACE®
516-374-3000
www.sibsplace.org
SIBSPLACE — бесплатная программа взаимной поддержки сверстников в возрасте от 5 до 17 лет, у которых один из родителей, братьев или сестер болен раком.

Детские лагеря «Зона комфорта» (Comfort Zone Camps)
866-488-5679
www.comfortzonecamp.org
Comfort Zone Camps — лагеря для детей, которые пережили смерть близкого человека.

Детский лагерь Camp Erin
www.elunanetwork.org
Camp Erin — лагерь для детей, которые пережили смерть близкого человека.

The Dougy Center — центр для детей и семей, переживающих горе
503-775-5683
www.dougy.org
Этот центр оказывает поддержку и предоставляет образовательные и информационные материалы о ресурсах для переживающих горе детей и семей.

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Towards Tomorrow: A Guide for Bereaved Parents

This information describes some things you can do to help you cope with the loss of your child.

Healing after the death of your child may seem impossible to imagine right now, and your loss will always be a part of you. Understanding what grief is, taking care of yourself, and creating ways to honor your child are some of the ways you can look towards tomorrow. This resource explains some of the ways that you can cope with the loss of your child. While no book or guide can express all that you’re going through, we hope you find it helpful.

Back to top

What You May Experience

Grief is a normal response to any loss, but the death of your child may bring about even more intense emotions. There are psychological, emotional, and physical effects of grief. How you experience your grief is unique to you.

Some parents feel numb or as if they’re in a dream. Some can’t sleep while others sleep all the time. You may feel overwhelmed with sadness, emptiness, and a feeling that your child’s death just can’t be real. Having more than one of these feelings at a time is normal.

Each person grieves in their own way and at their own pace. Mourning can feel like it takes up every minute of each day, making it hard to be present in the moment. Thinking about going back to your daily routine may feel like you’re losing your connection with your child. Remember that there is no set schedule for what you’re going through.

There will be milestones, like birthdays and holidays, that remind you of your loss. Important events in the lives of other children you know may have you thinking about your own child and the experiences you expected to share with them. Anniversaries such as these can be especially painful, but they may also serve as opportunities to reconnect with traditions and rituals that were important to your child and family.

Back to top

Approaching the Days to Come

Take your time

You may be thinking about decisions such as when you should go back to work, what to do with your child’s belongings, or how to find purpose in your days. Take your time making these decisions. There is no time frame for when you should return to your daily routine or go back to work. Some people take comfort in a familiar routine while others need more time. If you must go back to work before you’re ready, think about going back for just a few days at first or taking breaks throughout the day for when you need to be alone.

Forget right and wrong

There is no right or wrong way to handle what you’re going through. Try not to compare yourself to others and how they manage their grief. The decisions of what to do with your child’s belongings and how you’re going to honor their memory belongs to you and your family. Think about these decisions when you’re ready. Remember that making changes in your home doesn’t mean you’re any less connected to your child.

Stay connected and communicate

It’s important that you and your family find ways to stay connected emotionally. This can feel challenging if you each have different ways of living with your loss. Some people grieve quietly, while others prefer to talk about it. Your needs may not always be obvious to your partner, parents, friends, or family. Try to communicate with the people in your life even when it feels hard to do so.

Talk to people who can support you in your grief. Different people can offer different kinds of support. Some people may have trouble approaching you and may say the wrong thing once they do. You don’t need to share everything with everyone. But choosing a friend or family member you can spend time with or talk to can help keep you connected as you grieve.

Honor your child through memories and rituals

Memories are powerful. Some can bring you comfort while others can be painful to think about. At first, you may think about your child’s death more so than any other memory of them. This memory will always be with you, but the joyful time you spent with your child will also be with you.

Revisiting family traditions, or making new ones, is one way you and your family can stay connected to your memories. You and your family may find meaning in creating a memory box filled with objects belonging to or reminding you of your child. Talk with your family as you decide how you’ll honor your child’s memory.

Back to top

How to Support Grieving Siblings

A family is forever changed by the death of a child. If you have children who are grieving with you, they, like adults, may need help understanding and adjusting to life after loss.

Children express grief in different ways. How your child grieves will depend on their age, understanding of death, and the examples set by those around them. While younger children may not fully understand death, school-aged children will have a more mature understanding. They may feel guilty that they didn’t die instead of their sibling or may become worried about themselves or even you dying. Some children may feel that their role within the family has changed and may take on adult responsibilities.

Most children can’t handle the powerful emotions of grief for long periods of time. Instead, they may have episodes of short and intense outbursts of emotion followed by periods of play or other routine activity. They may also have physical reactions, like pain and aches in their body or changes in their sleep schedule. Some children may express their grief through changes in their behavior and act in ways they never have before. Other children may not show any outward signs of sadness or grief. Remember that your child’s behavior may be a sign that they’re struggling with challenging feelings. The best way to understand your child’s pain is to be mindful of the way they choose to express it. Pay attention to their behavior and listen to what they say.

Keep your child informed

Your child may have questions about how their sibling died and what that means. It’s important to let them know that they can ask these questions. Do your best to answer them honestly. It’s okay to tell them if you don’t know the answer. As your child grows, they may have new questions about what happened. Approach each one as an opportunity to continue the conversation about their loss. It’s also important to try and keep your child’s routine as normal as possible and let them know about any changes they should expect. This can help reduce feelings of uncertainty about the future.

Include their support system

If your child is in school, build a network of important adults who spend time with them outside the home. Talk with your child’s teachers, coaches, religious instructors, and other key figures about ways they can help support your child in their grief.

Spend time with them

Grief can make your child feel sad and alone. Try to spend some alone time with them each day so that they feel safe and supported. Taking a drive or a walk, cooking, or playing a game are some ideas of how to spend time together. Your child may have their own ideas of what they would like to do. They may or may not choose to talk about their grief during these times.

Listen and accept their feelings

Let your child know that their thoughts and feelings are okay and important to you. When they’re ready to talk, try to listen without judgment or questions. This can be hard, especially if you don’t understand your child’s behavior and can’t relate to how they’re coping. Remember that their behavior can be a sign that they’re struggling inside. Try to welcome their expression of emotion with love and acceptance. This will help them feel more comfortable sharing their feelings with you.

Take care of yourself

The best thing you can do for your child is take care of yourself. You have experienced an unimaginable loss. Find a friend, family member, or counselor that you feel comfortable talking to, even if you’re not sure what to say. Creating a support system for you and your family is important. Together, you can help your child feel loved and secure as you all work together to find a “new normal.”

It’s okay if you need help supporting your child. Helping others can be very difficult when you’re coping with your own grief. If there is somebody that you and your child know and trust, ask for help. Your social worker can also help you find resources in your community.

When to seek additional help

There are times when seeking professional support for your child can be helpful, or even a necessary part of your child’s care. This will depend upon many things including your relationship with your child, how your child copes with stress, and how they’re coping with loss of their sibling. If you have concerns about your child’s behavior and aren’t sure about what steps to take next, talk with your social worker or your child’s healthcare team for support.

Back to top

Resources for You and Your Family

MSK resources

No matter where you are in the world, there is support available to you and your family. Memorial Sloan Kettering (MSK) offers a range of resources for grieving families and friends. You can learn more about these resources at www.mskcc.org/experience/caregivers-support/support-grieving-family-friends.

Towards Tomorrow Program
MSK Kids’ Towards Tomorrow Program offers support and resources to bereaved families. Talk with your social worker and healthcare providers to review how you and your family are coping. They can also connect you with additional support. For more information, call the Towards Tomorrow Program at 212-639-6850 or email towardstomorrow@mskcc.org. You can also visit www.mskcc.org/pediatrics/experience/life-pediatrics/support-services-care-teams.

MSK Counseling Center
646-888-0200
Some bereaved families find counseling helpful. Our psychiatrists and psychologists lead a bereavement clinic that provides counseling and support to individuals, couples, and families who are grieving, as well as medications to help if you feel depressed.

Chaplaincy Services
212-639-5982
Our chaplains are available to listen, help support family members, pray, contact community clergy or faith groups, or to simply be a comforting person and a spiritual presence. Anyone can request spiritual support, regardless of your religious affiliation.

Additional resources

Bereaved Parents of the USA (BPUSA)
www.bereavedparentsusa.org
BPUSA is a national nonprofit organization that provides support to bereaved parents and their families.

The Compassionate Friends (TCF)
630-990-0010
www.compassionatefriends.org
TCF is a national nonprofit organization that works to support parents, siblings, grandparents, and other family members grieving the loss of a child. They offer an online support community and educational workshops.

Alive Alone
www.alivealone.org
Alive Alone is a national network of parents who have lost an only child or all of their children. They provide newsletters, education, and resources to promote healing.

GriefNet
www.griefnet.org
GriefNet provides online support groups for different types of loss, including the loss of a child.

SIBSPLACE®
516-374-3000
www.sibsplace.org
SIBSPLACE offers a free peer support program for children ages 5 to 17 who are living with a parent or sibling with cancer.

Comfort Zone Camps
866-488-5679
www.comfortzonecamp.org
Comfort Zone Camps is for children who have experienced the death of a loved one.

Camp Erin
www.elunanetwork.org
Camp Erin is for children who have experienced the death of a loved one.

The Dougy Center for Grieving Children and Families
503-775-5683
www.dougy.org
This center provides support, education and resource information for grieving children and families.

Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers. We read every comment, but we're not able to respond. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.
 

Questions Yes Somewhat No

Last Updated