Интраоперационная лучевая терапия (ИОЛТ)

В данном материале приведена информация о проведении интраоперационной лучевой терапии (ИОЛТ) в центре Memorial Sloan Kettering (MSK).

ИОЛТ — это высокая доза облучения, полученная во время операции по удалению опухоли. Часто эта процедура используется в отношении опухолей, которые сложно удалить, не повредив близлежащие органы. При ИОЛТ участок, где была удалена опухоль, подвергается направленной дозе облучения. Это помогает уничтожить раковые клетки, которые могли остаться, и как можно меньше повредить при этом близлежащие здоровые ткани.

Вернуться к началу

До операции

Снятие устройств с кожи

Если вы носите на коже какое-либо из следующих устройств, производитель рекомендует снять его перед прохождением процедуры моделирования или сеанса лечения:

  • глюкометр непрерывного действия (CGM);
  • инсулиновая помпа.

Уточните у своего онколога-радиолога, нужно ли вам снимать устройство перед моделированием или лечением.Убедитесь в том, что вы взяли с собой запасное устройство, которое вы можете надеть после процедуры моделирования или сеанса лечения.

Если вы не знаете, как можно контролировать уровень глюкозы при выключенном устройстве, поговорите об этом с врачом, который занимается лечением диабета, до вашего визита.

Вернуться к началу

Во время операции

Хирург удалит опухоль через разрез (хирургический надрез). После удаления опухоли хирург и онколог-радиолог осмотрят близлежащие ткани и решат, нужно ли применять ИОЛТ.

Если хирург примет решение о необходимости ИОЛТ, он пригласит бригаду ИОЛТ в операционную. Бригада ИОЛТ оценит возможность применения ИОЛТ. Если применить ИОЛТ невозможно, хирург может порекомендовать вам пройти другой вид радиотерапии после операции.

Если по мнению бригады ИОЛТ вы можете пройти ИОЛТ, ваш онколог-радиолог разместит аппликатор на участке, где была удалена опухоль. Существует 3 основных вида аппликаторов:

  • Аппликатор Харрисона-Андерсона-Мика (Harrison-Anderson-Mick, H.A.M.)
  • Аппликатор-накладка
  • Сетчатый или листовой аппликатор

Решение о том, какой вид аппликатора использовать, примет ваш онколог-радиолог.

Аппликатор Харрисона-Андерсона-Мика (Harrison-Anderson-Mick, H.A.M.)

Аппликатор H.A.M. состоит из тонких катетеров (гибких трубок), проходящих через небольшую гибкую пластиковую панель (см. рисунок 1).

Рисунок 1.  Аппликатор Харрисона-Андерсона-Мика (Harrison-Anderson-Mick, H.A.M.)

Рисунок 1. Аппликатор Харрисона-Андерсона-Мика (Harrison-Anderson-Mick, H.A.M.)

Если для проведения ИОЛТ используется аппликатор H.A.M., ваш онколог-радиолог разместит его на участке, где была удалена опухоль. Рядом с аппликатором он положит блокирующий материал, чтобы при необходимости защитить близлежащие ткани. Специалист бригады ИОЛТ подсоединит катетеры, проходящие через аппликатор, к аппарату, являющемуся источником облучения.

Когда аппликатор будет правильно размещен, специалисты бригады ИОЛТ выйдут из кабинета, закроют двери и включат аппарат, чтобы начать сеанс радиотерапии. Во время сеанса рядом с вами никого не будет, но персонал операционной и специалисты бригады ИОЛТ будут видеть вас благодаря видеокамерам, следя за тем, чтобы с вами было все в порядке. Источник радиации пройдет по всем катетерам и доставит дозу облучения. Продолжительность воздействия облучения определяет силу (полученную дозу) облучения. Для получения полной дозы облучения понадобится 30–40 минут.

После того как вы получите полную дозу, специалисты бригады ИОЛТ выключат аппарат и вернутся в операционную. Онколог-радиолог уберет аппликатор, а хирург наложит швы на разрез. Вы не будете радиоактивны после прохождения сеанса лечения.

 

Аппликатор-накладка

Аппликатор-накладка — это тонкая пленка из радиоактивного материала (см. рисунок 2).

Рисунок 2.  Аппликатор-накладка на позвоночнике

Рисунок 2. Аппликатор-накладка на позвоночнике

Если для проведения ИОЛТ используется аппликатор-накладка, ваш онколог-радиолог разместит его непосредственно на тех тканях, где была удалена опухоль. Персонал операционной останется с вами во время сеанса радиотерапии.

Для получения полной дозы облучения понадобится 10–20 минут. После того как вы получите полную дозу, онколог-радиолог извлечет аппликатор-накладку, а хирург наложит швы на разрез.

Аппликатор-накладка не остается в организме после окончания ИОЛТ. Вы не будете радиоактивны после прохождения сеанса лечения.

Сетчатый или листовой аппликатор

Рисунок 3.  Сетчатый или листовой аппликатор

Рисунок 3. Сетчатый или листовой аппликатор

Сетчатый или листовой аппликатор — это тонкий материал с радиоактивными зернами из йода или палладия (см. рисунок 3). Один из видов листового аппликатора — CivaSheet® — с обратной стороны покрыт золотом, поэтому облучение распространяется только в одном направлении.

Если для проведения ИОЛТ используется сетчатый или листовой аппликатор, его разместят поверх участка, где была удалена опухоль. Хирург обрежет аппликатор по размеру и закрепит его швами.

Сетчатый или листовой аппликатор остается в теле навсегда. Это означает, что после операции в организме будет небольшое количество радиоактивного вещества. Спустя несколько месяцев радиация выйдет, и зерна больше не будут радиоактивными. Однако вам, возможно, придется соблюдать некоторые меры предосторожности после операции. Кто-то из вашей радиотерапевтической бригады предоставит вам дополнительную информацию.

Вернуться к началу

После операции

  • Если для проведения ИОЛТ используется аппликатор H.A.M. или аппликатор-накладка, вы не будете радиоактивны после прохождения сеанса лечения. Вам не нужно ограничивать контакты с людьми или соблюдать меры предосторожности.
  • Если для ИОЛТ используется сетчатый или листовой аппликатор, после сеанса лечения в организме останется небольшое количество радиоактивного вещества. Специалист бригады ИОЛТ расскажет, нужно ли вам соблюдать особые меры предосторожности. Поскольку уровень радиации, исходящий от вашего тела, низок, окружающим не нужно принимать никаких особых мер предосторожности.
  • Вам назначат прием у хирурга для последующего наблюдения. Если нужно будет прийти на прием для последующего наблюдения к онкологу-радиологу, кто-то из вашей лечащей команды сообщит вам об этом.
Вернуться к началу

Побочные эффекты

Побочные эффекты ИОЛТ зависят от того, какая область была подвергнута лечению. Ваш онколог-радиолог обсудит это с вами во время визита до проведения операции.

Ниже приводится место для записей.





Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Intraoperative Radiation Therapy (IORT)

This information describes intraoperative radiation therapy (IORT) at Memorial Sloan Kettering (MSK).

IORT is a high dose of radiation that’s given during surgery to remove a tumor. It’s often used with tumors that might be hard to remove without damaging nearby structures. With IORT, a focused dose of radiation is given to the area where the tumor was taken out. This helps destroy any cancer cells that might be left behind while doing as little damage as possible to nearby healthy tissue.

During Your Surgery

Your surgeon will remove your tumor through an incision (surgical cut). Once your tumor is removed, your surgeon and radiation oncologist will look at the nearby tissue to see if IORT is needed.

If your surgeon decides that IORT is needed, they will call the IORT team into the operating room. The IORT team will evaluate whether you can have IORT. If you can’t have IORT, your surgeon might recommend that you have another type of radiation therapy after your surgery.

If the IORT team decides you can have IORT, your radiation oncologist will put an applicator into the space where your tumor was taken out. There are 3 main types of applicators:

  • Harrison-Anderson-Mick (H.A.M.) applicator
  • Plaque
  • Mesh or sheet

Your radiation oncologist will decide which type of applicator to use.

Harrison-Anderson-Mick (H.A.M.) applicator

A H.A.M. applicator is made of thin catheters (flexible tubes) running through a small, flexible piece of plastic (see Figure 1).

Figure 1. Harrison-Anderson-Mick (H.A.M.) applicator

Figure 1. Harrison-Anderson-Mick (H.A.M.) applicator

If a H.A.M. applicator is used for your IORT, your radiation oncologist will put it in the area where your tumor was taken out. They will place blocking material next to the applicator to protect nearby tissue, if needed. A member of the IORT team will connect the catheters that run through the applicator to a machine that holds the radiation.

Once the applicator is in the right position, the IORT team will leave the room, close the door, and turn on the machine to start your radiation treatment. You will be alone during your treatment, but the operating staff and IORT team will watch you with video cameras to make sure you’re safe. The radiation source will travel through each catheter and deliver radiation as it travels. The amount of time the radiation stays in one position determines the strength (dose) of radiation delivered. It will take 30 to 40 minutes for you to get the full dose of radiation.

Once you’ve received the full dose, the IORT team will turn off the machine and come back into the room. Your radiation oncologist will remove the applicator and your surgeon will close your incision. You won’t be radioactive after your treatment is done.

 

Plaque

A plaque is a thin film made of a radioactive material (see Figure 2).

Figure 2. Plaque applicator on spine

Figure 2. Plaque applicator on spine

If a plaque is used for your IORT, your radiation oncologist will put it directly onto the tissue where your tumor was taken out. The operating staff will stay in the room while you’re getting your radiation treatment.

It will take about 10 to 20 minutes for you to get the full dose of radiation. Once you’ve received the full dose, your radiation oncologist will remove the plaque and your surgeon will close your incision.

The plaque isn’t left in your body after your IORT is finished. You won’t be radioactive after your treatment is done.

Mesh or sheet

Figure 3. Mesh or sheet

Figure 3. Mesh or sheet

Mesh or sheet is a thin piece of material that has radioactive seeds made of iodine or palladium (see Figure 3). One type of sheet, called the CivaSheet®, has gold on the back side so the radiation is only given in one direction.

If mesh or sheet is used for your IORT, it will be put over the area where your tumor was taken out. Your surgeon will cut it so it’s the right size and sew it into place using sutures (stitches).

The mesh or sheet will stay in your body permanently. This means that there will be a small amount of radioactive material in your body after your surgery. After several months, the radiation will run out and the seeds won’t be radioactive anymore. But, you might need to follow special precautions after your surgery. A member of your radiation team will give you more information.

Back to top

After Your Surgery

  • If a H.A.M. applicator or plaque is used for your IORT, you won’t be radioactive after your treatment. You don’t need to limit contact with other people or follow any precautions.
  • If a mesh or sheet is used for your IORT, there will be a small amount of radioactive material left in your body after your treatment. A member of the IORT team will tell you if you need to take any special precautions. Because the amount of radiation coming from your body is low, many people don’t need to take any special precautions.
  • You will have follow-up appointment with your surgeon. If you need to see your radiation oncologist for a follow-up visit, your clinical team will tell you.
Back to top

Side Effects

The side effects of IORT depend on the area that was treated. Your radiation oncologist will discuss this with you during an appointment before your surgery.

Use the area below to write any notes.





Back to top

Last Updated