Диагностическая лапароскопия

В данном материале приведена информация о диагностической лапароскопии.

Вернуться к началу

О процедуре диагностической лапароскопии

В ходе диагностической лапароскопии врач наполнит вашу брюшную полость (живот) газом и при помощи лапароскопа (длинной тонкой видеокамеры) и хирургических инструментов осмотрит органы в брюшной полости или тазу (см. рисунок 1).

Диагностическая лапароскопия — это малоинвазивная процедура. Это означает, что вместо большого разреза (хирургического надреза) хирург выполнит несколько небольших, чтобы ввести камеру и инструменты.

Рисунок 1.  Брюшная полость во время диагностической лапароскопии

Рисунок 1. Брюшная полость во время диагностической лапароскопии

Диагностическая лапароскопия позволяет врачу:

  • осмотреть органы;
  • проверить, нет ли видимых патологий;
  • провести биопсию (взять образцы тканей);
  • взять смывы (образцы клеток);
  • выполнить другие процедуры.

В случае проведения лапароскопии вместо традиционной (открытой) процедуры боль и кровотечение после нее могут быть менее сильными. После процедуры лапароскопии пациенты, как правило, могут отправиться домой раньше и вернуться к своим обычным занятиям быстрее, чем после открытой процедуры. В большинстве случаев пациенты, прошедшие лапароскопию, могут начать ходить, есть и пить в течение 24 часов после процедуры.

Лапароскопия может проводиться в условиях стационара (в случае госпитализации) или как амбулаторная процедура. Если она проводится амбулаторно, вы можете пойти домой в тот же день.

Вернуться к началу

Перед процедурой лапароскопии

Медсестра/медбрат предоставит вам материал о том, как подготовиться к процедуре. Кроме того, медсестра/медбрат и врач предоставят вам дополнительную информацию, касающуюся конкретно вашей процедуры.

Если вы уходите домой в день проведения процедуры, вам необходимо договориться, чтобы кто-то отвез вас домой. Из-за анестезии (лекарства, под действием которого вы заснете) вы будете чувствовать сонливость в течение нескольких часов после процедуры. Если отвезти вас домой некому, сообщите об этом медсестре/медбрату.

Наденьте или принесите с собой удобную одежду свободного покроя, в которой вы поедете домой. После процедуры брюшная полость может быть немного отекшей или болезненной.

Вернуться к началу

Во время процедуры лапароскопии

Вас отведут в операционную и помогут лечь на операционный стол. Ваш анестезиолог (врач или медсестра/медбрат соответствующего профиля, которые введут вам анестезию) поставит внутривенную (ВВ) капельницу на одну из вен, обычно на руке или кисти. Ваш анестезиолог (врач или медсестра/медбрат соответствующего профиля, которые введут вам анестезию) поставит внутривенную (ВВ) капельницу на одну из вен, обычно на руке или кисти. Кроме того, на протяжении всей процедуры анестезиолог будет контролировать у вас частоту сердечных сокращений и частоту дыхания.

Как только вы заснете, в мочевой пузырь вам введут катетер (тонкую гибкую трубку) для выведения мочи. Вам также могут ввести зонд через нос или рот в желудок для выведения его содержимого. Обычно все это снимается в операционной перед тем, как вы придете в себя.

Сначала врач сделает небольшой разрез возле пупка. Через этот разрез он введет в брюшную полость остроконечную трубку. Затем через эту трубку он наполнит брюшную полость углекислым газом. Газ расширит стенки брюшной полости и раздвинет внутренние органы. В результате этого в брюшной полости возникнет свободное пространство, и врач сможет видеть и перемещать хирургические инструменты (см. рисунок 1).

Затем врач сделает еще один небольшой разрез и через него введет в брюшную полость небольшую видеокамеру. Камера находится на конце длинного тонкого хирургического инструмента. Она передаст увеличенное изображение органов на телевизионный экран, и врач сможет осмотреть брюшную полость изнутри.

Если во время лапароскопии вам необходимо провести биопсию или другие процедуры, врач сделает дополнительные небольшие разрезы. Размер каждого из них будет составлять примерно 5–12 мм или среднее между размером резинки на конце карандаша и диаметром батарейки типа ААА.

Ваш врач может провести процедуру с использованием роботизированного устройства. В этом случае процедура называется роботизированной лапароскопией. Роботизированное устройство удерживает камеру и другие хирургические инструменты. Врач контролирует его, чтобы обеспечить точность движений при выполнении операции.

После завершения лапароскопии углекислый газ выпустят из брюшной полости. Врач наложит на разрезы швы, хирургический пластырь Steri-Strips или нанесет хирургический клей Dermabond®.

Вернуться к началу

После процедуры лапароскопии

После проведения процедуры вы проснетесь в послеоперационной палате (Post Anesthesia Care Unit (PACU)). Медсестра/медбрат будет внимательно наблюдать за вами и часто проверять ваше состояние. Когда вы полностью придете в себя, вас переведут в больничную палату или выпишут из больницы.

Перед выпиской медсестра/медбрат даст вам указания по поводу обезболивания, соблюдения диеты, занятий и ухода за разрезами.

 

Ниже приведены общие указания, которые необходимо выполнять после лапароскопии. Если от врача или медсестры/медбрата вы получили указания, отличающиеся от приведенных ниже, следуйте им.

  • Отдохните в день проведения процедуры. Вы будете ощущать сонливость после анестезии.
  • Не употребляйте алкогольные напитки в течение 24 часов после процедуры.
  • Не садитесь за руль в течение 24 часов после процедуры.
  • Не принимайте душ в течение 24 часов после процедуры.
  • Спустя 24 часа после процедуры вы можете начать постепенно возвращаться к привычному образу жизни, в зависимости от самочувствия.
  • Воздерживайтесь от интенсивных физических нагрузок (например, от подъема тяжестей весом более 10 фунтов [4,5 килограмма]) в течение как минимум 1 недели после процедуры.

Если вам еще не назначен прием у врача для последующего наблюдения, позвоните врачу, чтобы записаться.

Болеутоление

Боль, возникающая после лапароскопии, у всех разная. Многие испытывают боль в плечах, что является распространенным побочным эффектом после расширения брюшной полости. Такая боль может быть от легкой до сильно выраженной и может сохраняться в течение 7–10 дней. Боль от разрезов, как правило, слабо выражена и может сохраняться в течение нескольких дней.

Ваш врач или медсестра/медбрат расскажут вам, какие можно принять лекарства для устранения боли.

Уход за разрезами

Повязки, наложенные на разрезы, можно снять через 24 часа после лапароскопии. Менять их не нужно. Сняв повязки, можно принять душ. Если оставить разрезы непокрытыми, это будет способствовать их заживлению.

Если на разрезы наложен пластырь Steri-Strips или клей Dermabond, все это отпадет само через 7–10 дней. Если вам наложили швы, они должны рассосаться сами.

 
Вернуться к началу

Позвоните своему врачу или медсестре/медбрату, если у вас:

  • температура 101 °F (38,3 °C) или выше;
  • боль, которая не проходит после приема лекарства;
  • покраснение вокруг разреза или выделения из него;
  • сильное вздутие или отек живота.
Вернуться к началу

Дополнительные ресурсы

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Diagnostic Laparoscopy

This information describes your diagnostic laparoscopy.

About Your Diagnostic Laparoscopy

A diagnostic laparoscopy is a minimally invasive procedure. During your diagnostic laparoscopy, your doctor will use a tiny video camera and long, thin surgical tools to look at your organs in your abdomen (belly) or pelvis. Instead of making a large incision (surgical cut), your doctor will make several small incisions to insert the camera and tools.

Figure 1. Your abdomen during a diagnostic laparoscopy

A diagnostic laparoscopy lets your doctor:

  • See your organs
  • See if something looks abnormal
  • Take biopsies (tissue samples)
  • Take washings (cell samples)
  • Do other procedures

Having a laparoscopy instead of a traditional (open) procedure means that you may have less pain and bleeding after your procedure. People who have a laparoscopy are usually able to go home earlier and return to their normal activities more quickly than people who have an open procedure. Most people who have a laparoscopy are able to start walking, eating, and drinking liquids within 24 hours of their procedure.

Your laparoscopy may be done while you are admitted to the hospital, or it can be done as an outpatient procedure. If it’s done as an outpatient procedure, you may be able to go home the same day.

Back to top

Before Your Laparoscopy

Your nurse will give you a resource telling you how to prepare for your procedure. Your nurse and doctor will also give you more information specific to your procedure.

If you are going home the day of your procedure, you need to arrange for someone to take you home. You will be drowsy from the anesthesia for a few hours after your procedure. If you don’t have anyone to take you home, tell your nurse.

Wear or bring loose-fitting, comfortable clothes to wear home. Your abdomen may be a little swollen or sore after your procedure.

Back to top

During Your Laparoscopy

You will be taken into the operating room (OR) and helped onto the OR table. Your anesthesiologist (doctor or specialized nurse who will give you medication to put you to sleep during your appointment) will place an intravenous (IV) line into a vein, usually in your arm or hand. The IV line will be used to give you fluids and anesthesia (medication to make you sleep) during your procedure. Your anesthesiologist will also monitor your heart rate and breathing throughout your procedure.

Once you’re asleep, a catheter (thin, flexible tube) will be placed into your bladder to drain urine. A tube may also be placed through your nose or mouth into your stomach to drain its contents. These are usually removed in the operating room before you wake up.

Your doctor will begin by making a small cut near your belly button and inserting a pointed tube. Carbon dioxide gas will be put into your abdomen through this tube. The gas will push out the wall of your abdomen and cause your organs to move away from each other, making extra space in your abdomen (see Figure 1).

Then, your doctor will make another small incision and insert a small video camera. The video camera is on the end of a long, thin surgical tool. It will project a large picture of your organs onto a television screen so your doctor can see the inside of your abdomen.

You will have at least 2 small incisions: 1 for the pointed tube and 1 for the video camera. If you need to have a biopsy or other procedures, more small incisions will be made. Each incision will be about 5 to 12 millimeters, or between the size of a pencil eraser and the end of an AAA battery.

Your doctor may do the operation with a robotic device. This is called a robotic assisted laparoscopy. The robotic device holds the camera and other instruments. Your doctor controls it to help with precise surgical movements.

When your laparoscopy is done, the carbon dioxide will be released from your abdomen. Your doctor will close your incisions with sutures (stitches), Dermabond® (skin glue), or Steri-Strips® (surgical tape).

Back to top

After Your Laparoscopy

When you wake up after your procedure, you will be in the Post Anesthesia Care Unit (PACU). A nurse will watch you closely and check you often. When you’re fully awake, you will either be brought to your hospital room or discharged home.

Before you leave the hospital, your nurse will give you instructions about your pain management, diet, activities, and how to care for your incisions.

The following are general instructions to follow after your laparoscopy. If your doctor or nurse gives you different instructions from the ones below, follow the instructions that they gave you.

  • Rest on the day of your procedure. You will be drowsy from the anesthesia.
  • Don’t drink alcohol for 24 hours after your procedure.
  • Don’t drive a car for 24 hours after your procedure.
  • Don’t shower for 24 hours after your procedure.
  • Starting 24 hours after your procedure, you may gradually resume your normal daily activities, depending on how you feel.
  • Avoid strenuous activity (for example, lifting objects heavier than 10 pounds (4.5 kilograms) for at least 1 week after your procedure.

If you don’t already have a follow-up appointment scheduled, please call your doctor’s office to make one.

Managing your pain

Pain after a laparoscopy varies. Many people have shoulder pain, which is a common side effect of expanding your abdomen. This can range from mild to severe and may last for 7 to 10 days. Pain from your incisions is usually mild and can last for several days.

Your doctor or nurse will tell you what medications you can take to control your pain.

Caring for your incisions

You can take off the bandages covering your incisions 24 hours after your laparoscopy. They don’t need to be replaced. You can shower after you remove the bandages. Leaving your incisions exposed to the air will help them to heal.

If you have Steri-Strips or Dermabond over your incision, it will fall off by itself in 7 to 10 days. If you have stitches, they should dissolve on their own.

Call your doctor or nurse if you have

  • A temperature of 101° F (38.3° C) or higher
  • Pain not relieved by medication
  • Redness around or drainage from your incision(s)
  • Severe abdominal bloating or swelling
Back to top