Половая активность во время лечения рака: информация для женщин

Эта информация содержит рекомендации для женщин, касающиеся половой активности во время лечения рака.

В большинстве случаев женщины могут оставаться сексуально активными в течение всего периода лечения рака, однако важно делать это безопасным образом.  Если у вас возникли вопросы в связи с представленной ниже информацией, обратитесь к своему врачу или медсестре/медбрату. Если у вас возникли опасения по поводу того, как следовать этим рекомендациям, соблюдая требования вашей веры, советуем вам обратиться к своему духовному наставнику.

Вернуться к началу

Пользуйтесь противозачаточными средствами, чтобы не забеременеть

Очень важно, чтобы вы не забеременели во время лечения рака. Если вы забеременеете в результате оплодотворения яйцеклетки, подвергнувшейся воздействию радиационного излучения, химиотерапии или других противораковых лекарств, или если такому воздействию подвергнется эмбрион или плод в процессе своего развития, у вас может повыситься риск выкидыша или врожденных дефектов развития. Кроме того, беременность исключит для вас возможность применения наиболее эффективных методов диагностики и лечения рака, поскольку они могут навредить плоду.

Если существует вероятность того, что вы можете забеременеть, используйте противозачаточные средства (контрацепцию) на протяжении всего периода лечения рака. Не полагайтесь на прерывание полового акта партнером до момента эякуляции («прерванный половой акт») или на отказ от секса в благоприятные для зачатия дни менструального цикла («календарный метод»). Эти методы не эффективны в предотвращении беременности.

Очень важно подобрать эффективный метод контрацепции, соответствующий вашему образу жизни. Запишитесь на прием к медицинскому сотруднику (HCP), который оказывает вам гинекологическую помощь, и попросите подобрать наиболее подходящий для вас способ контрацепции.

Независимо от того, какой метод вы выберете, используйте противозачаточные средства в соответствии с указаниями, иначе вы можете забеременеть. Если у вас возникли проблемы с использованием противозачаточных средств, обратитесь к своему HCP, чтобы подобрать другой вариант.

Типы противозачаточных средств

Негормональные контрацептивы

Перечисленные ниже противозачаточные средства не содержат гормоны и безопасны для большинства женщин.

Медная внутриматочная спираль (intrauterine device (IUD))

Медная внутриматочная спираль (IUD) — это небольшое Т-образное устройство, которое ваш HCP установит внутри матки. Она может устанавливаться на срок до 10 лет, или ее можно удалить ранее. IUD может стать причиной более сильных менструальных кровотечений, поэтому уточните у своего врача-онколога (врача, лечащего рак), безопасно ли вам ее использовать.

Мужские презервативы

Мужские презервативы предотвращают беременность и защищают вас от инфекций, передающихся половым путем (sexually transmitted infections (STIs)), включая вирус иммунодефицита человека (HIV). Если вы не применяете никаких других противозачаточных средств, пусть ваш партнер использует презервативы каждый раз при вагинальном сексе. Информация о покупке и использовании презервативов приводится в разделе «Барьерные методы защиты».

Женские презервативы не эффективны в предотвращении беременности.

Хирургическая стерилизация

Хирургическая стерилизация — это необратимый метод контрацепции для тех людей, которые уверены в том, что они не хотят (больше) иметь детей. Одним из видов хирургической стерилизации является лигирование маточных труб («перевязка труб»), при котором у вас навсегда блокируются фаллопиевы трубы. Другой вид — установка в фаллопиевых трубах устройства, которое их блокирует.

Гормональные контрацептивы

Такие противозачаточные средства содержат гормоны — либо комбинацию эстрогена и прогестина, либо только прогестин. Гормональные контрацептивы очень эффективны в предотвращении беременности, но не защищают от STIs, включая ВИЧ (HIV).

При некоторых заболеваниях прием гормональных контрацептивов небезопасен, поэтому такие контрацептивы подходят не всем. Гормональные противозачаточные средства не следует принимать женщинам, у которых обнаружены чувствительные к гормонам опухоли (например некоторые виды рака молочной железы), были случаи образования сгустков крови у них лично или у их родственников, ранее возникали приступы мигрени с аурой, имеются нарушения работы печени, а также курящим женщинам, достигшим 35 лет. Применение гормональных контрацептивов может быть небезопасным и при других заболеваниях, поэтому поговорите со своим онкологом и HCP, чтобы понять, подходят ли вам гормональные противозачаточные средства, и какое из них — лучше всего.

Существует несколько различных видов гормональных контрацептивов.

Противозачаточные таблетки

Эти таблетки нужно принимать один раз в день. Если вы пропустили один или несколько дней, вероятность забеременеть может увеличиться.

Инъекционные контрацептивы (Depo-Provera®)

Это противозачаточный укол, который ваш HCP делает вам каждые 12 недель.

Имплантируемые контрацептивы (Implanon®, Explanon®)

Это небольшой стержень, который HCP вживляет вам под кожу руки. Он устанавливается на срок до 3 лет или может быть удален ранее.

Внутриматочная спираль (LNG IUD, Mirena®, Skyla®)

Это небольшое Т-образное устройство, которое ваш HCP устанавливает вам внутри матки. Спираль выделяет гормон прогестин. ВС Skyla® может устанавливаться на срок до 3 лет, а ВС Mirena® — до 5 лет, но их можно удалить и ранее.

Другие факторы, которые нужно учесть

Продолжайте использовать противозачаточные средства в течение некоторого времени после окончания лечения, чтобы не забеременеть.

  • Если вы проходите химиотерапию или радиотерапию с облучением участка, находящегося вблизи яичников, продолжайте использовать противозачаточные средства не менее 1 года после окончания лечения. В течение этого времени пораженные яйцеклетки успеют выйти из организма.
  • Если вы проходите целевую или иммунотерапию, время, в течение которого вам следует использовать противозачаточные средства, будет зависеть от принимаемого вами лекарства. Спросите у своего врача или медсестры/медбрата, как долго вам следует продолжать использовать противозачаточные средства после лечения.

Если вы планируете иметь детей после лечения, спросите у врача, когда вам можно будет начать предпринимать попытки забеременеть. В зависимости от вашей ситуации врач может порекомендовать подождать с этим в течение большего или меньшего периода времени.

Некоторые методы лечения рака могут влиять на детородную функцию (способность зачать своего биологического ребенка). Если у вас в связи с этим возникли вопросы, обратитесь к своему врачу или медсестре/медбрату.

Вернуться к началу

Защищайтесь от инфекций

Если вы или ваш партнер имеете сексуальные отношения с несколькими партнерами и вы не используете барьерные методы защиты (см. раздел «Барьерные методы защиты»), вы подвергаетесь риску заражения инфекциями, передающимися половым путем (sexually transmitted infections (STIs)), включая ВИЧ (HIV). Помимо этого, определенные виды лечения рака могут приводить к уменьшению количества клеток крови в течение длительных периодов времени, что может увеличить риск заражения инфекциями. Ваш врач или медсестра/медбрат сообщат вам, является ли это поводом для беспокойства в вашем случае.

Чтобы предотвратить инфекцию:

  • Мойте руки и половые органы до и после вагинального, орального или анального секса.
  • Чтобы защитить себя от STIs (включая ВИЧ), в течение всего периода лечения используйте презерватив каждый раз при вагинальном, оральном или анальном сексе в течение всего периода лечения, даже если вы применяете другой метод контрацепции.
    • Презерватив может использовать ваш партнер, или вы сами можете использовать женский презерватив. Он представляет собой полиуретановый мешочек, который помещается во влагалище перед сексом. Не используйте мужской и женский презервативы одновременно. Женские презервативы не эффективны в предотвращении беременности, поэтому не следует полагаться на них для контрацепции.
  • Если вы пользуетесь сексуальными игрушками, мойте их горячей водой с мылом каждый раз после использования.
  • Если ожидается, что у вас в течение длительного времени будут сохраняться очень низкие показатели количества клеток крови, ваш врач или медсестра/медбрат может порекомендовать вам использовать во время секса барьерные методы защиты, например презервативы или коффердамы. Дополнительная информация приводится в разделе «Барьерные методы защиты».
    • В некоторых ситуациях ваш врач может порекомендовать вам воздержаться от секса, предполагающего проникновение или контакт со слизистыми оболочками, пока количество клеток крови будет сохраняться на низком уровне. Имеется в виду вагинальный, оральный и анальный секс или ввод пальцев, вибраторов или сексуальных игрушек во влагалище или анальное отверстие.
    • Обнимать и прижимать к себе партнера, нежно прикасаться друг к другу и целовать кожу — вот способы поддерживать интимные отношения в этот период.
  • Химиотерапия и радиотерапия в области таза может вызвать сухость и раздражение влагалища. Это может стать причиной боли во время вагинального секса и привести к развитию инфекции. Если вы испытываете дискомфорт во влагалище, используйте презерватив со смазкой на водной основе. Узнайте у медсестры/медбрата о вагинальных увлажняющих средствах и смазках, которые помогут вам решить проблему сухости влагалища. Рекомендуется также воздержаться от вагинального секса, пока не восстановятся ткани.
  • У некоторых женщин во время лечения развиваются вагинальные грибковые инфекции, особенно если они принимают стероиды или антибиотики. Симптомы включают зуд и раздражение влагалища, а также белые комковатые выделения (похожие на творог). Если вы подозреваете у себя грибковую инфекцию, воздержитесь от половой активности и позвоните своему врачу или медсестре/медбрату.

Если вам проводили пересадку стволовых клеток, повышенный риск развития инфекций сохранится у вас в течение многих месяцев после лечения. Пока ваш врач не скажет вам, что ваша иммунная система восстановилась:

  • Пользуйтесь латексным презервативом во время вагинального, орального или анального секса.
  • Пользуйтесь презервативом или коффердамом, если слюна, вагинальные выделения или сперма партнера могут попасть вам в рот. Дополнительная информация приводится в разделе «Барьерные методы защиты».
  • Исключите половую активность, при которой возможен контакт фекалий с вашей полостью рта.
Вернуться к началу

Подумайте о мерах, исключающих воздействие препаратов для химиотерапии и других противораковых лекарств на партнера

Мы не знаем, какое количество противоракового лекарства попадает в вагинальные выделения женщины, и подвергает ли это риску ее полового партнера. Если для вас или вашего партнера это является поводом для беспокойства, рекомендуем вам использовать барьерный метод защиты в тех случаях, когда ваш партнер может контактировать с вагинальными выделениями. Это может быть презерватив в случае вагинального или анального секса и коффердам — в случае орального. В результате ваш партнер, независимо от своего возраста или пола, не будет подвергаться воздействию лекарств, возможно находящихся в ваших вагинальных выделениях.

Мы не знаем, как долго эти лекарства будут присутствовать в вагинальных выделениях, но вы можете использовать барьерные методы защиты в те дни, когда вы принимаете противораковое лекарство, и в течение 1 недели после его приема.

Обязательно используйте презервативы в течение всего периода лечения, если это необходимо в целях контрацепции или защиты от инфекций. Дополнительная информация приводится в разделе «Барьерные методы защиты».

Вернуться к началу

Барьерные методы защиты

Презервативы

  • Вы можете купить презервативы в любой аптеке. Мы рекомендуем использовать латексные презервативы, но если у вас или вашего партнера есть аллергия на латекс, можно выбрать полиуретановые презервативы.
  • Спермициды не дают никакой дополнительной защиты.
  • Можно использовать презервативы со смазкой или отдельно пользоваться смазкой на водной или силиконовой основе.
  • Прежде чем использовать презерватив, проверьте его срок годности на упаковке. Презервативы с истекшим сроком годности рвутся с большей вероятностью.
  • Правильное использование презерватива (инструкции для партнера-мужчины):
  1. Открывайте презерватив и обращайтесь с ним осторожно. Не открывайте упаковку зубами, ножницами или другими острыми предметами. Не используйте презерватив, если он порван, потерял эластичность или крошится.
  2. Прежде чем надевать презерватив, подождите пока пенис станет твердым.
  3. Придерживая кончик презерватива пальцами, раскрутите его на половом члене как можно дальше. Свободное пространство на кончике презерватива необходимо для сбора спермы.
  4. Разгладьте и удалите все пузырьки воздуха, поскольку они могут стать причиной разрыва презерватива.
  5. После эякуляции, пока еще сохраняется эрекция, осторожно извлеките половой член из партнерши, придерживая презерватив у основания (где находится кольцо), чтобы ничего не пролилось.
  6. Аккуратно снимите презерватив и выбросьте его в корзину для мусора.
  • Презерватив может порваться, если он сидит слишком туго, или соскользнуть при слишком свободной посадке. Если это произошло во время вагинального секса, а вы находитесь в детородном возрасте, примите меры по экстренной контрацепции, если вы не используете другие противозачаточные средства.  К экстренной контрацепции относится средство levonorgestrel (Plan B®), также известное как «таблетка на следующее утро» (morning-after pill).

Коффердамы

  • Коффердам — это тонкий прямоугольный лист из латекса или силикона, который закрывает гениталии женщины, получающей оральный секс.
  • Вы можете приобрести его через Интернет, заказать в Департаменте здравоохранения и психогигиены Нью Йорк Сити или изготовить из презерватива самостоятельно.
  • Если вы хотите сделать коффердам из презерватива, отрежьте кончик презерватива и разрежьте его вдоль, чтобы получился прямоугольник.
    • Желательно не использовать презервативы со спермицидами или смазками, так как у них может быть неприятный вкус.
  • Используя коффердам, накройте им наружные половые органы или анус и удерживайте в таком положении, пока ваш партнер занимается с вами оральным сексом.
Вернуться к началу

Источники информации

Программа Memorial Sloan Kettering (MSK) по вопросам сексуальной медицины и здоровья для женщин (Female Sexual Medicine and Women’s Health Program)

Звоните, чтобы получить помощь по вопросам, связанным с сексуальной функцией у женщин.

Американское общество по борьбе с раком (American Cancer Society)

Чтобы запросить материал в печатном виде, звоните по номеру 1-800-227-2345.

Американский конгресс акушеров-гинекологов (American Congress of Obstetricians and Gynecologists)

www.acog.org/patients

Департамент здравоохранения и психогигиены Нью Йорк Сити

Располагает информацией о том, где можно получить и как использовать мужские и женские презервативы.

Американская федерация планирования семьи Planned Parenthood

www.plannedparenthood.org

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Sexual Activity During Cancer Treatment: Information for Women

This information provides guidance for women on sexual activity during cancer treatment.

Most women can be sexually active throughout their cancer treatment, but it’s important to do so safely. If you have any questions about the information below, speak with your doctor or nurse. If you have any concerns about how to follow these suggestions based on your religious observances, we advise you to speak with your religious leader.

Use Birth Control to Prevent Pregnancy

It’s important to prevent pregnancy while you’re getting cancer treatment. If you become pregnant with an egg that has been damaged by exposure to radiation, chemotherapy, or other anticancer medications, or if an embryo or fetus is exposed to these treatments during its development, you may have an increased risk for miscarriage or birth defects. Becoming pregnant can also prevent you from receiving the best diagnostic tests and treatments for your cancer, as these may harm a fetus.

If there is any chance you could become pregnant, use birth control (contraception) throughout your cancer treatment. Don’t rely on your partner withdrawing before ejaculation (“pulling out”) or on avoiding sex during fertile times of your menstrual cycle (the “rhythm method”). These methods are not effective in preventing pregnancy.

It’s important to pick a birth control method that is effective and fits your lifestyle. Make an appointment with your healthcare provider (HCP), who manages your gynecologic care and speak with them about an option that’s best for you.

No matter what method you choose, use your birth control as instructed or you may become pregnant. If you have any problems with your birth control, talk with your HCP to find another option.

Types of birth control

Nonhormonal birth control

The following forms of birth control don’t contain hormones and are safe for most women.

Copper intrauterine device (IUD)

A copper IUD is a small, T-shaped device your HCP places inside your uterus. It can stay in place for 10 years or it can be removed earlier. Copper IUDs may cause heavier blood flow during your monthly periods, so check with your oncologist (cancer doctor) to see if this is safe for you.

Male condoms

Male condoms can prevent pregnancy and protect you from sexually transmitted infections (STIs), including HIV. If this is your only form of birth control, have your partner use a condom each time you have vaginal sex. See the section “Barrier Devices” for information on buying and using condoms.

Female condoms are not effective in preventing pregnancy.

Surgical sterilization

Surgical sterilization is a permanent method of birth control for people who are sure that they don’t want any (more) children. One type of surgical sterilization is a tubal ligation (having your “tubes tied”) which permanently blocks your fallopian tubes. Another type is the placement of a device in your fallopian tubes to block them.

Hormonal birth control

These forms of birth control contain hormones, either a combination of estrogen and progestin, or progestin alone. Hormonal birth control is very effective in preventing pregnancy, but does not protect against STIs, including HIV.

Some medical conditions make it unsafe to use hormonal birth control, so they aren’t right for everyone. Women who shouldn’t take hormonal birth control include those with a hormone-sensitive tumor (such as certain kinds of breast cancer), a personal or family history of blood clots, a history of migraines with aura, impaired liver function, and those who are 35 years of age or older and smoke. There are other medical conditions that also make it unsafe to use hormonal birth control, so talk with your oncologist and HCP to see if hormonal birth control is right for you and which type is best.

There are several different kinds of hormonal birth control.

Birth control pill

These pills are taken once a day. Skipping a day or more may increase your chance of becoming pregnant.

Injectable contraception (Depo-Provera®)

This is a shot your HCP gives you every 12 weeks.

Implantable contraception (Implanon®, Explanon®)

This is a small rod your HCP implants under the skin of your arm. It can stay in place for 3 years or be removed earlier.

Intrauterine device (LNG IUD, Mirena®, Skyla®)

This is a small, T-shaped device your HCP places inside your uterus. It releases the hormone progestin. The Skyla® IUD can stay in place for 3 years and the Mirena® IUD can stay in place for 5 years, but they can be removed earlier.

Other considerations

Continue to use birth control for a period after your treatment ends in order to prevent pregnancy.

  • If you’re getting chemotherapy or radiation directed to an area near your ovaries, continue to use birth control for at least 1 year after your treatment ends. This allows time for damaged eggs to clear from your body.
  • If you’re getting targeted or immunotherapy, the amount of time you should use birth control will vary based on the medication you’re taking. Ask your doctor or nurse how long you should continue to use birth control after treatment.

If you plan to have children after your treatment, ask your doctor when it will be safe for you to start trying. Depending on your situation, your doctor may recommend you wait more or less time.

Some cancer treatments may affect your fertility (the ability to become pregnant with a biological child). If you have questions about this, ask your doctor or nurse.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Protect Yourself from Infection

If you or your partner have sex with multiple partners, and you don’t use barrier devices (see the section “Barrier Devices”), you’re at risk for STIs, including HIV. In addition, certain cancer treatments can cause low blood cell counts for long periods of time, which may increase your risk of infection. Your doctor or nurse will tell you if this is a concern for you.

To prevent infection:

  • Wash your hands and genitals before and after having vaginal, oral, or anal sex.
  • To protect yourself from STIs (including HIV), consider using a condom each time you have vaginal, oral, or anal sex throughout your treatment, even if you’re using another form of birth control.
    • Your partner can use a condom, or you can use a female condom. The female condom is a polyurethane pouch placed inside your vagina before sex. Don’t use a male and female condom at the same time. Female condoms are not an effective form of birth control, so you should not rely on them to prevent pregnancy.
  • If you use sex toys, wash them with hot soapy water every time you use them.
  • If you’re expected to have very low blood cell counts for a long period of time, your doctor or nurse may recommend that you use a barrier device during sex, such as condoms or dental dams. See the section “Barrier Devices” for more information.
    • In some situations, your doctor may recommend for you to avoid sex that involves penetration or contact with mucous membranes while your blood counts are low. This includes vaginal, oral, and anal sex or inserting fingers, vibrators, or sex toys into your vagina or anus.
    • Hugging, cuddling, gentle touching, and kissing skin are other ways you can be intimate with your partner during this time.
  • Chemotherapy and radiation to the pelvis may cause your vagina to become dry and irritated. This may cause pain during vaginal sex and lead to infection. If you have vaginal discomfort, use a condom with a water-based lubricant. Ask your nurse for information on vaginal moisturizers and lubricants to help with vaginal dryness. You may also want to avoid vaginal sex until your tissues heal.
  • Some women develop vaginal yeast infections during treatment, especially if they are taking steroids or antibiotics. Symptoms include vaginal itching, irritation, and white and lumpy discharge (like cottage cheese). If you think you have a yeast infection, avoid sexual activity and call your doctor or nurse.

If you had a stem cell transplant, you’re at an increased risk of infection for many months after your treatment. Until your doctor tells you that your immune system has recovered:

  • Use a latex condom each time you have vaginal, oral, or anal sex.
  • Use a condom or dental dam any time your partner’s saliva, vaginal secretions, or semen could enter your mouth. See the section “Barrier Devices” for more information.
  • Do not perform any sexual activity that could expose your mouth to feces.
Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Consider Steps to Avoid Exposing Your Partner to Chemotherapy and Other Anticancer Medications

We don’t know how much anticancer medication gets into a woman’s vaginal fluids or if this poses any risk to a sexual partner. If this is a concern for you or your partner, you may want to use a barrier device whenever your partner may have contact with your vaginal fluids. You can use a condom for vaginal or anal sex and a dental dam when you’re receiving oral sex. This will prevent your partner, regardless of age or sex, from being exposed to any medication that may be in your vaginal fluids.

We don’t know how long these medications may be in vaginal fluids, but you could use barrier devices each day you receive anticancer treatment and for 1 week afterward.

Make sure to use condoms throughout your treatment if needed for birth control or to protect yourself from infection. See the section “Barrier Devices” for more information.

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Barrier Devices

Condoms

  • You can buy condoms at any drug store. We recommend latex condoms, but if you or your partner is allergic to latex, use polyurethane condoms.
  • Spermicides don’t provide any added protection.
  • You can use lubricated condoms or use a separate water- or silicone-based lubricant.
  • Before you use a condom, check the expiration date on the wrapper. Expired condoms are more likely to break.
  • To use a condom correctly (instructions for your male partner):
  1. Be careful when opening and handling the condom. Don’t use your teeth, scissors, or other sharp objects to open the wrapper. Don’t use the condom if it is torn, brittle, or stiff.
  2. Wait until your penis becomes firm before putting on the condom.
  3. While pinching the tip of the condom, unroll it over your penis as far as it will go. The extra space at the tip is needed to collect your semen.
  4. Smooth out any air bubbles because they can cause the condom to break.
  5. After you have ejaculated, but before your penis becomes soft, hold the base of the condom (where the ring is) and carefully pull your penis out of your partner so that nothing spills.
  6. Carefully slide off the condom and throw it in the trash.
  • A condom can tear if it is too tight or it can fall off if it is too loose. If this happens while you are having vaginal sex, and you are of childbearing age, consider taking emergency contraception if you’re not using another form of birth control. Emergency contraception includes levonorgestrel (Plan B®), also known as the “morning-after pill.”

Dental dams

  • A dental dam is a thin, rectangular sheet of latex or silicone that covers the genitals of a woman receiving oral sex.
  • You can buy these online, get them from the New York City Department of Health and Mental Hygiene, or make one out of a condom.
  • If you want to make a dental dam out of a condom, cut off the tip and cut down the side of the tube to make a sheet.
    • You may want to avoid condoms with a spermicide or lubricant, as the taste may be unpleasant.
  • To use a dental dam, hold the sheet over your vulva or anus while your partner is giving you oral sex.
Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Resources

Memorial Sloan Kettering (MSK) Female Sexual Medicine and Women’s Health Program
646-888-5076

Call for help with issues related to female sexual function.

American Cancer Society

Call 1-800-227-2345 to request printed material.

American Congress of Obstetricians and Gynecologists

www.acog.org/patients

New York City Department of Health and Mental Hygiene

Has information on getting and using male and female condoms.

Planned Parenthood

www.plannedparenthood.org

Back to top Arrow (up) icon.Icon pointing upwards. Usually means that the containing element can be opened and closed.

Last Updated