О меланоме глаза

Эта информация поможет вам узнать, что такое меланома глаза, а также о факторах риска и ее лечении.

О меланоме глаза

Меланома глаза, также называемая увеальной меланомой, — это тип опухоли глаза. И это самый распространенный вид опухоли глаза у взрослых. Меланома глаза развивается в клетках меланоцитов, находящихся в вашем глазу. Меланома глаза отличается от меланомы кожи.

Рисунок 1.

Рисунок 1. Строение глаза

Увеальная меланома может обнаружиться в различных частях вашего глаза (см. рисунок 1). Название ее определенных разновидностей зависит от местоположения опухоли. Например:

  • Меланома радужки — это меланома глаза, развивающаяся в радужной оболочке. Радужная оболочка — это цветная область вокруг зрачка.
  • Меланома цилиарного тела — это меланома глаза, находящаяся в цилиарном теле. Цилиарное тело — это тонкая мышца в вашем глазу, которая участвует в создании жидкости и обеспечивает фокусировку зрения.
  • Хориоидальная меланома — это меланома глаза, развивающаяся в сосудистой оболочке. Сосудистая оболочка — это слой кровеносных сосудов в стенке глаза, под сетчаткой (слоем ткани в задней части глазного яблока, который воспринимает свет и помогает человеку видеть).

У многих людей есть веснушки, также называемые невусами, в одном или в обоих глазах. Невусы сами по себе не являются меланомами глаза, но иногда они могут перерасти в глазную меланому. Если у вас есть невусы, врач, возможно, захочет понаблюдать за их размером, цветом, толщиной или возможной утечкой жидкости. Изменения любого их этих факторов могут быть признаком того, что невус (веснушка) превращается в меланому глаза.

Вернуться к началу

Факторы риска развития меланомы глаза

Точная причина развития меланомы глаза неизвестна. Исследования показали, что, в отличие от меланомы кожи, меланома глаза не связана с общими факторами окружающей среды, такими как солнечный свет, воздействием токсинов или образом жизни.

К факторам риска развития меланомы глаза относятся:

  • голубой, зеленый или светлый цвет глаз;
  • бледная или светлая кожа, склонная к появлению веснушек или обгоранию на солнце;
  • попадание в глаза «зайчиков» — ярких вспышек света во время сварки;
  • прием carbidopa-levodopa (Sinemet®) — лекарства, используемого для лечения болезни Паркинсона.

Риск развития меланомы глаза также увеличивается с возрастом.

Вернуться к началу

Симптомы меланомы глаза

У большинства людей развитие меланомы глаза, как правило, проходит бессимптомно. Среди людей, у которых проявляются симптомы, к наиболее распространенным относятся:

  • размытое (нечеткое) зрение;
  • изменения зрения, такие как слепые пятна или тени, вспышки света или плавающие объекты (мушки перед глазами).

Появление темного пятна или видимой веснушки на глазу также может быть признаком меланомы глаза, особенно если оно каким-либо образом меняется со временем.

Очень мало людей испытывают боль.

Вернуться к началу

Диагностика меланомы глаза

Чтобы узнать, есть ли у вас меланома глаза, врач осмотрит внутреннюю и внешнюю сторону вашего глазного яблока. Для этого он может использовать специальные инструменты и диагностическую визуализацию.

Сначала медсестра/медбрат применит глазные капли, чтобы расширить зрачок. Это позволит лучше осмотреть ваше глазное яблоко. Вы можете ощутить легкое жжение или покалывание из-за глазных капель.

После того, как зрачок расширится, лаборант исследует ваше глазное яблоко с помощью специальных камер и инструментов для визуализации. Ниже приведены примеры таких камер и инструментов.

  • Оптическая когерентная томография (Optical Coherence Tomography (OCT)). При OCT для получения изображений слоев сетчатки используется луч света. Для проведения OCT используют яркий свет, но сама процедура безболезненна.
  • Ультразвук. Аппарат ультразвукового исследования использует звуковые волны для создания изображений внутренней стороны глазного яблока. Для проведения исследования ультразвуком датчик (зонд), покрытый безопасным для вашего глаза гелем, помещают снаружи вашего глазного яблока. Хотя вы можете почувствовать некоторое давление из-за датчика или ощущать прохладу из-за геля, эта процедура безболезненна.
  • Optos®. Optos — это усовершенствованная камера, которая делает снимки вашего глазного дна (внутренней поверхности глазного яблока).
  • Трансиллюминация. При трансиллюминации используется очень яркий свет, чтобы увидеть расположение опухолей внутри вашего глазного яблока. Для проведения трансиллюминации снаружи глаза устанавливают зонд, и яркий пучок света в течение нескольких секунд просвечивает глазное яблоко. В течение нескольких минут после процедуры вы можете видеть яркие пятна. Хотя вы можете почувствовать некоторое давление зонда на глазное яблоко, трансиллюминация безболезненна.
  • Исследования с введением контрастного вещества. Вам поставят внутривенную (IV) капельницу в кисть или руку для введения контрастного вещества. С помощью полученных снимков будут исследованы кровеносные сосуды и кровоток в сетчатке и сосудистой оболочке.

Ваш зрачок все еще будет расширенным в течение нескольких часов после визита к врачу. Из-за этого вам может быть сложно читать или смотреть на экран монитора компьютера. Также чувствительность к свету может быть выше, чем обычно. Для защиты глаз от света возьмите с собой солнцезащитные очки. Если вы обычно приезжаете и уезжаете с приема за рулем автомобиля, возьмите с собой кого-нибудь, кто сможет отвезти вас домой.

Вернуться к началу

Наблюдение за развитием меланомы глаза

После постановки диагноза вы будете регулярно посещать офтальмолога-онколога (врача, который специализируется на раке глаз) для осмотра ваших глаз. Во время таких визитов врач может использовать некоторые из описанных в разделе «Диагностика меланомы глаза» инструменты и проводить процедуры медицинской визуализации.

Чтобы врач мог внимательно следить за раком, крайне важно не пропустить ни один из этих приемов. Если меланома глаза распространится, метастазы обычно попадают через кровь в печень. Ваш врач обсудит это с вами. Врач может посоветовать вам делать ультразвуковое исследование или MRI брюшной полости (живота) не реже одного раза в год.

Вернуться к началу

Лечение меланомы глаза

Существует несколько способов лечения меланомы глаза. Ваш врач обсудит с вами, какой вид лечения будет для вас наиболее эффективным. Вам могут предложить один или несколько из представленных ниже вариантов.

Наблюдение или «бдительное ожидание»

Если у вас нет проявления каких-либо симптомов или, если ваши симптомы поддаются лечению, вместе со своим врачом вы можете принять решение тщательно наблюдать за опухолью в течение определенного периода времени, не применяя никакого другого лечения. Многие люди выбирают вариант «бдительного ожидания» до появления или изменения симптомов.

Если вы выберете вариант «бдительного ожидания», вы будете регулярно проходить контрольные обследования и осмотры глаз. Крайне важно не пропускать назначенные приемы.

Брахитерапия

Брахитерапия — это один из видов радиотерапии. При этом варианте лечения ваш врач вместе с онкологом-радиологом изготовит небольшой диск (аппликатор) по размеру вашего глаза, который будет направленно передавать излучение непосредственно на опухоль. Хирург-офтальмолог (окулист) установит аппликатор на вашем глазу во время операции.

Аппликатор будет находиться на вашем глазу в течение нескольких дней, пока опухоль не получит нужное количество радиации. Весь период времени до извлечения аппликатора вы будете находиться в больнице. Вас поместят в отдельную палату, поскольку вы будете излучать небольшое количество радиации в окружающее вас пространство. Во время пребывания в больнице вас не смогут навещать люди младше 18 лет и беременные женщины.

Как только опухоль получит необходимое количество радиации, аппликатор извлекут во время еще одной операции, и вы сможете вернуться домой. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим материалом «Об офтальмологической брахитерапии» (About Ocular Brachytherapy). Вы можете найти его через функцию поиска на нашем веб-сайте www.mskcc.org/pe или получить у медсестры/медбрата.

Энуклеация

Энуклеация — это удаление глаза во время операции. При энуклеации ткань вокруг глазного яблока (например, веко) остается на месте. Вы можете испытывать некоторый дискомфорт после операции, но большинство пациентов не чувствуют боли. Энуклеацию проводят в операционной, и большинство людей возвращаются домой в тот же день.

Как только вы восстановитесь после операции, вы встретитесь с окуларистом. Окуларист — это специалист по изготовлению и подбору глазных протезов (искусственных глаз). С вашей помощью окуларист изготовит искусственный глаз, максимально похожий на ваш глаз. Он научит вас ухаживать за протезом.

Лазерная фотокоагуляция

Лазерная фотокоагуляция — это терапия с использованием специального типа лазера для выжигания и разрушения опухоли. Большинству пациентов назначают лазерную фотокоагуляцию после брахитерапии. Первый сеанс обычно проводят во время операции по извлечению аппликатора из вашего глаза. После этого вы придете в офис еще на 2 процедуры.

После первого сеанса лазерную фотокоагуляцию будут проводить в офисе без наркоза. Перед началом процедуры в ваш глаз закапают обезболивающие капли. Во время процедуры вы можете ощутить тепло в глазу, но само лечение безболезненно.

Протонная терапия

Это еще один способ направить пучок излучения прямо на опухоль, это лечение проводится в Бостоне. Особенно эффективно такое лечение может воздействовать на опухоли, находящиеся рядом с нервом, и в целом оно похоже на терапию с помощью аппликатора. В этом случае также будет нужна операция в операционной для размещения маркеров на глазу, после чего ежедневно в течение около 2 недель будут проводиться сеансы облучения.

Вернуться к началу

О генетическом анализе при меланоме глаза

Некоторые исследования показали, что люди с меланомой глаза и мутацией в гене BAP1 (BRCA1-ассоциированный белок) могут быть подвержены более высокому риску метастазирования (распространения рака).

Врач может порекомендовать вам сдать анализ на мутацию гена BAP1, если у вас диагностировали меланому глаза, а также если:

  • вам еще нет 30 лет;
  • у вас ранее был диагностирован другой вид рака, особенно, если это был рак легких, рак почки, рак желудка или меланома кожи;
  • кто-то из ваших близких родственников болел раком, особенно, раком легких, раком почки, раком желудка или меланомой кожи.

Если вы захотите пройти генетический анализ, сообщите об этом своему врачу или медсестре/медбрату. Они направят вас к одному из наших генетических консультантов.

Вернуться к началу

Позвоните своему врачу, если вы:

  • внезапно потеряли зрение;
  • заметили внезапные изменения зрения;
  • испытываете боль.
 
Вернуться к началу

Ресурсы

Фонд глазной меланомы (Ocular Melanoma Foundation)
Предоставляет информацию и поддержку пациентам с меланомой глаза.
www.ocularmelanoma.org

Фонд исследования меланомы (Melanoma Research Foundation)
Предоставляет информацию о профилактике, диагностике и лечении меланомы.
www.melanoma.org

Национальный институт рака (National Cancer Institute, NCI)
Предоставляет информацию о меланоме глаза, в том числе о причинах ее развития, скрининге и лечении.
www.cancer.gov/types/eye
800-4-CANCER (800-422-6237)

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Winter Storm Update: MSK is preparing for the coming storm. Read more

About Ocular Melanoma

This information explains ocular melanoma, including what it is, risk factors, and treatment.

About Ocular Melanoma

Ocular melanoma, also called uveal melanoma, is a type of eye tumor. It’s the most common eye tumor in adults. Ocular melanoma begins in the melanocyte cells within your eye. Ocular melanoma isn’t the same disease as cutaneous (skin) melanoma.

Figure 1.

Ocular melanoma can be found in different areas of your eye (see Figure 1). Its specific name depends on where in your eye it’s found. For example:

  • Iris melanoma is ocular melanoma located in your iris. Your iris is the colored area around your pupil.
  • Ciliary body melanoma is ocular melanoma located in your ciliary body. Your ciliary body is the thin muscle in your eye that makes fluid and allows you to focus.
  • Choroidal melanoma is ocular melanoma located in your choroid. Your choroid is the blood vessel layer within the wall of your eye, under your retina (the layer of tissue at the back of your eyeball that senses light and helps you see).

Many people have freckles, also called nevi, in 1 or both of their eyes. Nevi aren’t ocular melanomas, but they can sometimes develop into ocular melanoma. If you have nevi, your doctor may want to keep track of their size, color, thickness, or if they’re leaking fluid. Changes in any of these things can be a sign that the nevus (freckle) is developing into ocular melanoma.

Back to top

Risk Factors for Ocular Melanoma

The exact cause of ocular melanoma isn’t known. Studies have shown that, unlike skin melanoma, ocular melanoma isn’t caused by common environmental factors such as sunlight, exposure to toxins, or lifestyle.

Risk factors for ocular melanoma include:

  • Having blue, green, or light colored eyes
  • Being white or having fair skin that freckles and easily burns in the sun
  • Being exposed to light given off during welding
  • Taking carbidopa-levodopa (Sinemet®), a medication used to treat Parkinson’s disease

Your risk for ocular melanoma also increases as you get older.

Back to top

Symptoms of Ocular Melanoma

Most people with ocular melanoma don’t have any symptoms. For people who do have symptoms, the most common ones are:

  • Blurry (not clear) vision
  • Changes in vision such as blind spots or shadows, flashes of light, or seeing floating objects (floaters) in their vision

A dark spot or visible freckle on the eye can also be a sign of ocular melanoma, especially if it changes over time.

Very few people have pain.

Back to top

Diagnosing Ocular Melanoma

To see if you have ocular melanoma, your doctor will look at the inside and outside of your eyeball. They may use special tools and imaging tests to do this.

First, your nurse will use eye drops to dilate (widen) your pupil. This makes it easier to see into your eyeball. You may feel a slight burning or stinging feeling from the eye drops that are used.

After your pupil is dilated, a technician will use special cameras and imaging tools to look at your eyeball. Examples of these cameras and tools include:

  • Optical Coherence Tomography (OCT): OCT uses light to take pictures of the layers of your retina. OCT uses a bright light, but it isn’t painful.
  • Ultrasound: Ultrasound uses sound waves to create an image of the inside of your eyeball. With ultrasound, a probe (wand) covered in gel that’s safe for your eye is placed on the outside of your eyeball. Although you might feel some pressure from the probe or a cool sensation from the gel, ultrasound isn’t painful.
  • Optos®: Optos is an advanced camera that takes pictures of your fundus (the back of your eyeball).
  • Transillumination: Transillumination uses a very bright light to show the location of tumors inside your eyeball. With transillumination, a probe is placed on the outside of your eyeball and a bright light is shined through your eyeball for several seconds. You may see bright spots for a few minutes afterward. Although you may feel some pressure from the probe on your eyeball, transillumination isn’t painful.
  • Contrast or dye studies: An intravenous (IV) line is placed in your arm or hand and dye is injected. Pictures are taken to look at blood vessels and blood flow in your retina and choroid.

Your pupil will stay dilated for a few hours after your appointment. This can make reading or using a computer screen hard. It may also make you more sensitive to light than usual. Bring sunglasses to protect your eyes from light. If you usually drive to and from your appointments, bring a person who can drive you home.

Back to top

Follow-up for Ocular Melanoma

Once a diagnosis has been made, you will have regularly scheduled eye exams with your ophthalmic oncologist (doctor who specializes in eye cancers). During these visits, your doctor may use some of the same tools and imaging tests described in the “Diagnosing Ocular Melanoma” section.

It’s very important to go to all of these appointments so the cancer can be closely monitored. If ocular melanoma spreads, it usually spreads through the bloodstream to the liver. You and your doctor will discuss this. Your doctor may recommend having an ultrasound or MRI of your abdomen (belly) at least once each year.

Back to top

Treatments for Ocular Melanoma

There are several ways that ocular melanoma can be treated. Your doctor will talk with you to decide what treatment is best for you. You may have 1 or more of the following treatments.

Observation or “watchful waiting”

If you don’t have any symptoms, or if your symptoms are manageable, you and your doctor may decide to carefully watch the tumor for a period of time without giving any other treatment. Many people choose watchful waiting until symptoms appear or change.

If you choose watchful waiting, you will have regular follow-up tests and eye exams. It’s important to go to these appointments.


Brachytherapy is a type of radiation therapy. In this type of treatment, your doctor will work with a radiation oncologist to create a small disc (plaque) that fits on your eye and delivers radiation to the tumor. The plaque will be placed on your eye by an ophthalmology (eye) surgeon during a surgery.

The plaque will stay on your eye for a few days, until the tumor gets the right amount of radiation. You will be in the hospital the whole time the plaque is in place. Because small amounts of radiation will reach the space around you, you will have a single room . No one under the age of 18 or who is pregnant can visit you.

Once the tumor has received the right amount of radiation, the plaque will be removed during another surgery and you will be able to go home. For more information, read our resource About Ocular Brachytherapy. You can search for it on our website,, or you can ask your nurse.


Enucleation is having your eye removed during a surgery. With enucleation, tissue around your eyeball (such as your eyelid) is left in place. You may feel some discomfort after your surgery, but most people don’t feel pain. Enucleation is done in the operating room, and most people go home the same day.

Once you are healed after your surgery, you will meet with an ocularist. An ocularist is someone who makes and fits ocular prostheses (fake eyes). Your ocularist will work with you to make a fake eye that matches your other eye. They will teach you how to care for the fake eye.

Laser photocoagulation

Laser photocoagulation is therapy that uses a special type of laser to burn and destroy the tumor. Most people have laser photocoagulation after brachytherapy. The first session is usually done during the surgery to remove the plaque from your eye. After that, you’ll come back to the office for 2 more treatments.

After the first session, laser photocoagulation is done in the office while you’re awake. Before the procedure begins, you’ll get numbing drops in your eye. Your eye may feel warm during the procedure, but you won’t feel any pain.

Proton beam radiation

This is another way of delivering radiation to the tumor, and is offered in Boston. It can be particularly effective for treating tumors next to the nerve, and is otherwise similar to the plaque radiation. It also requires surgery in the operating room to place markers on the eye, followed by about 2 weeks of radiation given every day.

Back to top

About Genetic Testing for Ocular Melanoma

Some studies have shown that people who have ocular melanoma and who also have a mutation in the BAP1 (BRCA associated protein 1) gene may be at higher risk for metastases (the cancer spreading).

Your doctor may recommend that you be tested for a BAP1 mutation if you have been diagnosed with ocular melanoma and you:

  • Are younger than 30 years of age
  • Have had another cancer in the past, especially if it was lung cancer, kidney cancer, stomach cancer, or a skin melanoma
  • Have a family member who has had cancer, especially if it was lung cancer, kidney cancer, stomach cancer, or a skin melanoma

If you’re interested in genetic testing, tell your doctor or nurse. They will refer you to one of our genetic counselors.

Back to top

Call Your Doctor if You:

  • Suddenly lose your vision
  • Have a sudden change in vision
  • Have any pain
Back to top


Ocular Melanoma Foundation
Has information and support for people managing ocular melanoma.

Melanoma Research Foundation
Has information about prevention, diagnosis, and treatment of melanoma.

National Cancer Institute (NCI)
Has information about ocular melanoma, including its causes, screening, and treatment.
800-4-CANCER (800-422-6237)

Back to top

Last Updated