Информация о периферической нейропатии

Поделиться
Время для прочтения: Примерно 4 мин.

В этом материале приводится информация о том, что такое периферическая нейропатия, каковы причины ее возникновения и симптомы.

Периферическая нейропатия — это термин, используемый для описания изменений, которые происходят при поражении периферических нервов. Периферические нервы — это все нервы вне головного и спинного мозга. По ним сигналы от головного и спинного мозга поступают в остальные части тела. Существует 3 типа периферических нервов:

  • Сенсорные нервы, которые помогают вам чувствовать боль, температуру, вибрацию, а также осязать что-либо и ориентироваться в пространстве (осознавать положение ног и рук в пространстве).
  • Двигательные нервы, которые помогают вам двигаться и держать мышцы в тонусе.
  • Вегетативные нервы, которые контролируют процессы внутри вашего организма, происходящие естественным путем, например, как быстро бьется сердце, и как сильно вы потеете.
Вернуться к началу страницы

Причины периферической нейропатии

Самая распространенная причина периферической нейропатии — диабет (такую нейропатию также называют диабетической). В список других причин входят:

  • определенные виды химиотерапии; для получения дополнительной информации ознакомьтесь с разделом «Химиотерапевтические агенты»;
  • некоторые лекарства, предназначенные для лечения определенных заболеваний, например противосудорожные средства (phenytoin), лекарства для лечения болезней сердца и нарушений кровяного давления (amiodarone) и антибиотики (metronidazole);
    • В Фонде поддержки больных периферической нейропатией (The Foundation for Peripheral Neuropathy®) вам могут предоставить полный список лекарств, которые могут вызывать периферическую нейропатию. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт www.foundationforpn.org/what-is-peripheral-neuropathy/causes/other-drugs
  • рак легких;
  • множественная миелома (тип рака крови);
  • злоупотребление алкоголем;
  • некоторые другие формы рака (например индуцированный нейролейкоз);
  • опухоли головного и спинного мозга;
  • болезнь Лайма, если ее не лечить;
  • рассеянный склероз.

Если у вас есть какие-либо из перечисленных возможных причин возникновения периферической нейропатии, расскажите о них вашему медицинскому сотруднику. Скажите, какие лекарства вы принимаете в настоящее время, а какие принимали в прошлом. Это также относится к безрецептурным лекарствам и пищевым добавкам.

Иногда нет очевидной причины возникновения периферической нейропатии.

Вернуться к началу страницы

Симптомы периферической нейропатии

У многих людей с периферической нейропатией наблюдаются изменения ощущений в пальцах ног, ступнях, пальцах рук, ладонях или лице. Эти изменения ощущений могут не распространяться выше запястий или лодыжек.

Симптомы периферической нейропатии различаются в зависимости от того, какие периферические нервы поражены. Иногда поражен только один тип нервов. Чаще всего бывают поражены сразу несколько типов. Также возможны и другие симптомы. Вот примеры некоторых лекарств:

  • Если поражены сенсорные нервы, у вас может возникнуть ощущение «булавок и игл» или «поражения электрическим током». Вы также можете ощущать холод, покалывание, пощипывание или жжение в руках и ногах. Некоторые люди становятся очень чувствительными к прикосновениям, а другие чувствуют онемение.
  • Если поражены ваши двигательные нервы, у вас может наблюдаться мышечная слабость, судороги и подергивания. Вы также можете терять равновесие и координацию (контроль движения тела). Это может сильно затруднить ходьбу, вождение автомобиля или выполнение действий с мелкими предметами (например, с ручкой или пуговицами рубашки).
  • Если поражены ваши вегетативные нервы, ваше сердце может биться быстрее или медленнее, чем обычно. Вы можете потеть больше или меньше, чем обычно. Вы также можете заметить изменения в работе кишечника и мочевого пузыря (изменения в опорожнении кишечника и мочеиспускании).

Обязательно обсудите эти симптомы с вашим медицинским сотрудником. Вам могут предложить способы избавления от этих симптомов.

Симптомы периферической нейропатии могут возникать быстро или развиваться постепенно. Они могут возникать и пропадать или проявляться в большей либо меньшей степени в определенное время. В зависимости от того, что вызвало периферическую нейропатию, симптомы могут со временем ослабнуть или сопровождать вас на протяжении всей жизни. Эти симптомы не представляют опасность для жизни.

Химиотерапевтические агенты

Некоторые распространенные виды химиотерапевтических лекарств также могут вызывать периферическую нейропатию. В этом разделе мы перечислим их, а также симптомы, которые эти лекарства могут вызвать.

  • Бортезомиб, карфилзомиб
    • Могут вызывать онемение, боль или жжение в ногах или руках.
  • Цисплатин, карбоплатин, оксалиплатин и талидомид
    • Могут вызывать затруднения в осознании положения рук и ног в пространстве. Это называется позиционной чувствительностью. При этом вы можете выскользнуть из туфель или тапочек, если они не зашнурованы или не закрыты до середины верхней части (подъема) вашей ступни.
    • При ходьбе вы можете не чувствовать поверхность под ногами. Может появиться чувство, будто на ваших босых ногах надеты носки, или как будто вы идете по битому стеклу.
  • Паклитаксел, доцетаксел и наб-паклитаксел
    • Могут вызвать проблемы, связанные с осязанием формы предмета в руке или манипуляциями с мелкими предметами.
  • Винкристин, винбластин и паклитаксел
    • Могут вызвать проблемы в ощущении отличия между теплом и холодом.

При употреблении любого из перечисленных препаратов у вас также могут возникнуть проблемы при выполнении действий, которые требуют мышечной силы и координации. Например, вы можете испытывать затруднения при переносе ноги с педали газа на педаль тормоза во время управления автомобилем. У некоторых пациентов также возникают ощущения мышечных спазмов, тяжести, припухлости, которой фактически нет, а также слабости в руках или ногах.

Эти симптомы невозможно предотвратить, пока вы проходите курс химиотерапии. При усилении симптомов ваш медицинский сотрудник может прекратить лечение или уменьшить дозу препарата для химиотерапии.

Проявления некоторых из этих симптомов могут пройти в течение первых 6–18 месяцев после лечения.

Вернуться к началу страницы

Лечение пациентов с периферической нейропатией

В настоящее время нет известных способов лечения периферической нейропатии. Есть способы, которые помогут справиться с симптомами и обеспечить безопасность при периферической нейропатии. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с материалом Лечение пациентов с периферической нейропатией.

Вернуться к началу страницы

Источники информации

Фонд поддержки больных периферической нейропатией (The Foundation for Peripheral Neuropathy®)
www.foundationforpn.org
Эта организация может предоставить вам общую информацию о периферической нейропатии. У Фонда также есть группы поддержки. Для получения дополнительной информации позвоните по номеру 877-883-9942 или посетите сайт www.foundationforpn.org.

Вернуться к началу страницы

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Дата последнего обновления

About Peripheral Neuropathy

Share
Time to Read: About 3 minutes

This information describes peripheral neuropathy, including its causes and symptoms.

Peripheral neuropathy (peh-RIH-feh-rul noor-AH-puh-thee) is the term used to describe changes that happen when your peripheral nerves are damaged. Peripheral nerves are all the nerves outside of your brain and spinal cord. They send messages from your brain and spinal cord to the rest of your body. There are 3 types of peripheral nerves:

  • Sensory nerves that help you feel pain, touch, temperature, vibration, and position (knowing where your hands and feet are, and how they’re positioned in space).
  • Motor nerves that help you move and keep your muscle tone.
  • Autonomic nerves that control things that happen naturally, such as how fast your heart beats and how much you sweat.
Back to top

Causes of Peripheral Neuropathy

The most common cause of peripheral neuropathy is diabetes (also called diabetic neuropathy). Other causes of peripheral neuropathy include:

  • Certain types of chemotherapy. For more information, read the “Chemotherapy agents” section.
  • Some medications that treat certain conditions, such as anticonvulsants (phenytoin), heart or blood pressure medications (amiodarone), and antibiotics (metronidazole).
  • Lung cancer
  • Multiple myeloma (a type of blood cancer)
  • Alcohol abuse
  • Some other forms of cancer (for example, leukemia-induced neuroleukemiosis)
  • Brain or spinal cord tumors
  • Lyme disease, if left untreated
  • Multiple sclerosis

If you have any of these possible causes of peripheral neuropathy, talk with your healthcare provider. Tell them what medications you’re taking now and have taken in the past. Include over-the-counter medications and supplements.

Sometimes, there’s no known cause of peripheral neuropathy.

Back to top

Symptoms of Peripheral Neuropathy

Many people with peripheral neuropathy have changes in the feeling in their toes, feet, fingers, hands, or face. These changes in feeling may not go past your wrists or ankles.

The symptoms of peripheral neuropathy are different depending on which peripheral nerves are damaged. Sometimes, just 1 type of nerve is damaged. More often, several types are damaged. You may also have a few other symptoms. Some examples are:

  • If your sensory nerves are damaged, you may have a feeling of “pins and needles” or “electric shocks.” You may also feel coldness, prickling, pinching, or burning in your hands and feet. Some people become very sensitive to touch, while other people feel numbness.
  • If your motor nerves are damaged, you may have muscle weakness, cramping, and twitching. You may also have loss of balance and coordination (control of your body movements). This may make it very hard to walk, drive, or handle small objects (such as holding a pen or buttoning a shirt).
  • If your autonomic nerves are damaged, your heart may beat faster or slower than usual. You may sweat more or less than you usually do. You may also see changes in your bowel and bladder function (changes in how you’re pooping and peeing).

Be sure to discuss your symptoms with your healthcare provider. They can suggest ways to manage them.

Symptoms of peripheral neuropathy can happen quickly or grow slowly over time. They may come and go, or get better or worse, at certain times. Depending on what caused your peripheral neuropathy, your symptoms may get better over time, or they may be lifelong. These symptoms are not life threatening.

Chemotherapy agents

Some common types of chemotherapy drugs can also cause peripheral neuropathy. We’ve listed some of them here, along with the symptoms they cause.

  • Bortezomib, carfilzomib
    • You may have a feeling of numbness, pain, or burning in your feet or hands.
  • Cisplatin, carboplatin, oxaliplatin, and thalidomide
    • You may have trouble knowing where your hands and feet are, and how they’re positioned in space. This is called position sense. If this happens, you could slip out of your shoes or slippers if they’re not tied or if they don’t come up past the middle of the top of your foot (your instep).
    • When you walk, you may not be able to feel the floor under your feet. You may feel like your bare feet have socks on them or like you’re walking on broken glass.
  • Paclitaxel, docetaxel, and nab-paclitaxel
    • You may have trouble feeling the shape of an object in your hand or picking up small objects.
  • Vincristine, vinblastine, and paclitaxel
    • You may have trouble telling the difference between hot and cold temperatures.

With all these medications, you may also have problems doing things that need muscle strength and coordination. For example, you may have trouble lifting your foot from the gas pedal to the brake pedal while driving. Some people also have a feeling of muscle cramps, heaviness, swelling that isn’t there, or weakness in their arms or legs.

There’s no way to prevent these symptoms from happening while you’re getting chemotherapy treatment. If your symptoms get worse, your healthcare provider may stop your treatment or decrease your dose of chemotherapy.

Some of these symptoms may get better over the first 6 to 18 months following your treatment.

Back to top

Managing Peripheral Neuropathy

At this time, there’s no known cure for peripheral neuropathy. There are ways to manage symptoms and stay safe while you have peripheral neuropathy. Read the resource Managing Peripheral Neuropathy for more information.

Back to top

Resources

The Foundation for Peripheral Neuropathy®
www.foundationforpn.org
This organization can give you general information about peripheral neuropathy. They also have support groups. For more information, call 877-883-9942 or visit www.foundationforpn.org

Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the educational information we provide. Your care team cannot see anything you write on this feedback form. Please do not use it to ask about your care. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.

While we read all feedback, we cannot answer any questions. Please do not write your name or any personal information on this feedback form.

Questions Yes Somewhat No

Last Updated