Забор аутологичных стволовых клеток периферической крови

Эта информация поможет вам узнать, чего следует ожидать до, во время и после процедуры забора аутологичных стволовых клеток периферической крови, которая проводится в центре Memorial Sloan Kettering (MSK).

Вернуться к началу

О заборе аутологичных стволовых клеток периферической крови

Забор стволовых клеток периферической крови представляет собой процедуру по извлечению некоторого количества стволовых клеток из вашей крови. Стволовые клетки — это незрелые клетки, из которых формируются все клетки крови в организме. Сюда относятся:

  • белые кровяные клетки, которые помогают организму бороться с инфекциями и другими болезнями;
  • красные кровяные клетки, которые несут кислород из легких в остальные части организма;
  • тромбоциты, которые помогают останавливать кровотечения и способствуют заживлению ран.

Термин «аутологичный» означает забор, хранение и последующий возврат (трансплантацию) в организм ваших собственных стволовых клеток в ходе трансплантации стволовых клеток периферической крови. Ваши стволовые клетки будут расти и созревать в новые клетки крови, которые заменят собой разрушенные в ходе лечения клетки. Периферическая кровь — это кровь, которая циркулирует (течет) в кровеносных сосудах.

 
Вернуться к началу

До процедуры

Мобилизация стволовых клеток и инъекции гранулоцитарного колониестимулирующего фактора

Обычно в кровотоке циркулирует лишь небольшое количество стволовых клеток. Для увеличения количества стволовых клеток в кровотоке вам сделают инъекции (уколы) лекарства, которое содержит гранулоцитарный колониестимулирующий фактор (granulocyte colony-stimulating factor (GCSF)).

GCSF поможет вашему организму вырабатывать больше стволовых клеток, чем обычно. Оно также помогает стволовым клеткам попадать в кровоток, откуда их проще забрать. Этот процесс называют мобилизацией. К примерам лекарств с GCSF относятся filgrastim (Neupogen®), pegfilgrastim (Neulasta®) и plerixafor (Mozobil®). Медсестра/медбрат обсудит с вами, какие инъекции вам нужны.

Вам потребуется делать по одной инъекции каждый день в течение 1–2 недель. Медсестра/медбрат скажет вам, когда следует начать ставить инъекции и когда прекратить их. Вы можете обсудить с медсестрой/медбратом то, каким образом вы будете получать инъекции, например, вы можете приходить в клинику. Если вы хотите делать инъекции самостоятельно, ваша медсестра/медбрат покажет вам, как это делать. Вам также выдадут материал Самостоятельное введение Filgrastim (Neupogen®) или Pegfilgrastim (Neulasta®) предварительно заполненным шприцем, который поможет вам запомнить порядок действий.

Распространены следующие побочные эффекты GCSF:

  • боль в костях (в грудине, руках, ногах и пояснице);
  • головная боль;
  • гриппозные симптомы, например:
    • озноб;
    • мышечная боль или боль в теле;
    • кашель;
    • боль в горле;
    • насморк;
    • рвота;
    • диарея (жидкий или водянистый стул);
    • слабость (чувство сильной усталости и утомления).
  • тошнота (ощущение подступающей рвоты);
  • температура до 99–100 °F (37,2–37,8 °C).

Вы можете принять loratadine (Claritin®) за день до начала курса инъекций. Это поможет вам предотвратить или ослабить некоторые побочные эффекты. При необходимости вы можете принимать acetaminophen (обычный или с повышенной силой действия), например Tylenol®. Не принимайте нестероидные противовоспалительные препараты (nonsteroidal anti-inflammatory drugs (NSAIDs)), такие как ibuprofen (Advil® и Motrin®) и naproxen (Aleve®). Эти лекарства могут вызвать кровотечение.

Если loratadine и acetaminophen не помогают, сообщите об этом вашему медицинскому сотруднику. Вам назначат более сильнодействующее лекарство.

Установка туннельного катетера

Перед забором стволовых клеток медсестра/медбрат осмотрит вены на ваших руках, чтобы убедиться, что их состояние позволяет провести эту процедуру. Если их состояние не позволяет провести процедуру (например, они слишком тонкие), вам установят туннельный катетер (тонкую гибкую трубку) в крупную вену рядом с ключицей. Туннельный катетер — это один из видов центрального венозного катетера (ЦВК).

После установки туннельного катетера медсестра/медбрат научит вас за ним ухаживать. Вам также выдадут материал Информация о туннельном катетере, который поможет вам запомнить порядок действий.

Ваша медсестра/медбрат скажет вам, когда можно будет извлечь туннельный катетер. В зависимости от плана лечения он может оставаться на месте в течение нескольких недель или месяцев. В течение этого времени ваша медсестра/медбрат будет использовать 2 входных порта, прикрепленных к катетеру, для сбора образцов крови, сбора крови во время процедуры забора клеток, а также для внутривенного введения жидкостей и лекарств во время трансплантации стволовых клеток.

Что можно есть и пить

При заборе стволовых клеток у вас может упасть уровень кальция в крови (количество кальция в крови). Поэтому накануне дня проведения процедуры забора и в день ее проведения рекомендуется употреблять молочные продукты и другую пищу с высоким содержанием кальция. К примерам такой пищи относятся греческий йогурт, миндаль, темно-зеленые разновидности салата и тофу. Это поможет повысить уровень кальция в крови.

Также важно пить достаточное количество жидкости перед процедурой забора. Благодаря этому медсестре\медбрату будет легче установить капельницу внутривенного введения для выполнения процедуры.

Вы можете определить, употребляете ли вы достаточное количество жидкости, по цвету мочи. Если она соломенного цвета или светлее, вы употребляете достаточное количество жидкости. Если ее цвет темнее, вам следует пить больше.

Вернуться к началу

День проведения процедуры

Куда идти

Процедура забора будет проводиться в одном из следующих отделений:

  • Кабинет доноров крови (Blood Donor Room)
    Центр исследования рака Арнольда и Мари Шварц (Arnold and Marie Schwartz Cancer Research Building)
    1250 First Avenue (между 67th Street и 68th Street)
    New York, NY 10065
    212-639-7643
  • Отделение афереза (Apheresis Unit) на 12-м этаже
    Центр Дэвида Х. Коха по лечению рака (David H. Koch Center for Cancer Care) в Memorial Sloan Kettering
    530 East 74th Street (между York Avenue и East River)
    New York, NY 10021
    646-608-3142

Для забора клеток вы придете на прием 2–4 раза. Каждый сеанс обычно длится 4–5 часов. Если вам назначат filgrastim, вам будет необходимо принимать дозу этого лекарства перед каждым сеансом.

Точное количество сеансов зависит от количества стволовых клеток, полученных в ходе каждого забора. Каждый день ваш медицинский сотрудник будет говорить вам, нужно ли приходить на следующий сеанс забора клеток.

Чего ожидать

В ходе каждого сеанса забора клеток вы будете лежать на кровати или сидеть в кресле с откидывающейся спинкой. Медсестра/медбрат подключит вас к аппарату. Вас подключат либо с помощью капельницы внутривенного введения (тонкой гибкой трубки), которая устанавливается в вену на каждой руке, или с помощью туннельного катетера.

Аппарат будет выполнять забор крови через одну из капельниц внутривенного введения или портов ввода туннельного катетера. Кровь будет проходить через аппарат, где от нее будут отделяться стволовые клетки. Оставшуюся кровь аппарат будет возвращать в ваш организм через другую капельницу внутривенного введения или через другой порт ввода туннельного катетера.

Вы можете смотреть телевизор, читать, пользоваться смартфоном или планшетом во время процедуры. Если вам станет холодно, вы можете попросить одеяло, чтобы согреться.

При заборе стволовых клеток вы можете почувствовать мышечные судороги, подергивание или покалывание (легкое или острое) вокруг губ и на кончиках пальцев. Это признаки низкого уровня кальция в крови. Если у вас появится любой из этих симптомов, скажите об этом медсестре/медбрату. Вам дадут лекарство Tums®, которое является источником быстрого и простого получения кальция. Вам также могут ввести лекарство с кальцием через внутривенный или туннельный катетер.

Вернуться к началу

После процедуры

Если вам устанавливали капельницы внутривенного введения на руках, после завершения процедуры медсестра/медбрат извлечет их и наложит на места их установки повязки для предотвращения кровотечения. Не снимайте повязки хотя бы 3 часа, но не оставляйте ее более чем на 5 часов. Если при снятии повязок возникло кровотечение, осторожно, но плотно прижмите места установки катетеров на 3-5 минут. Если кровотечение не останавливается, позвоните вашему медицинскому сотруднику.

Если во время процедуры использовался туннельный катетер, медсестра/медбрат промоет его и закроет колпачком.

После сеанса забора клеток у вас может появиться синяк в месте введения внутривенного катетера. Вы также можете чувствовать усталость. Уточните у вашего медицинского сотрудника, когда вы сможете вернуться к своим обычным делам. В большинстве случаев пациенты могут вернуться к повседневной жизни сразу после процедуры.

После забора ваши стволовые клетки будут переданы в нашу лабораторию стволовых клеток, где их заморозят и будут хранить до дня трансплантации. Сотрудники вашей медицинской бригады скажут вам, в течение какого времени ваши стволовые клетки будут храниться замороженными. В зависимости от плана лечения они могут храниться в течение нескольких недель или месяцев.

Вернуться к началу

Когда следует обращаться к своему медицинскому сотруднику?

Позвоните медицинскому сотруднику, если у вас возникло что-либо из перечисленного ниже.

  • Температура 100,4 °F (38 °C) или выше
  • Гриппозные симптомы
  • Покраснение, кровотечение, выделения, отек или боль в месте установки туннельного или внутривенного катетера
  • Онемение или покалывание в губах, руках или ступнях
  • Сильная боль с левой стороны туловища
  • Головная боль и неврологические изменения, например:
    • изменения зрения;
    • изменения в краткосрочной и долгосрочной памяти;
    • изменения в мобильности (способности двигаться);
    • проблемы с речью;
    • какие-либо другие тревожные симптомы.
Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Autologous Peripheral Blood Stem Cell Harvesting

This information explains what to expect before, during, and after your procedure for harvesting peripheral (peh-RIH-feh-rul) blood stem cells at Memorial Sloan Kettering (MSK).

Back to top

About Autologous Peripheral Blood Stem Cell Harvesting

Peripheral blood stem cell harvesting is a procedure to harvest (collect) some of the stem cells in your blood. Stem cells are immature cells that make all the blood cells in your body. This includes:

  • White blood cells that help your body fight infections and other diseases.
  • Red blood cells that carry oxygen from your lungs to the rest of your body.
  • Platelets that stop you from bleeding and help your wounds heal.

Autologous (aw-TAH-luh-gus) means your own stem cells will be harvested, stored, and put back (transplanted) into your body in a peripheral blood stem cell transplant. Your stem cells will grow and mature into new blood cells that will replace your cells that were killed during treatment. Peripheral blood is the blood that circulates (flows) in your blood vessels.

 
Back to top

Before Your Procedure

Stem cell mobilization and granulocyte colony-stimulating factor (GCSF) injections

Only a small number of your stem cells naturally circulate in your bloodstream. To raise the number of stem cells in your bloodstream, you’ll get injections (shots) of a medication called granulocyte (GRAN-yoo-loh-SITE) colony-stimulating factor, or GCSF.

GCSF helps your body make more stem cells than usual. It also helps the stem cells move into your bloodstream, where they’re easier to harvest. This process is called mobilization. Examples of GCSF medications include filgrastim (Neupogen®), pegfilgrastim (Neulasta®), and plerixafor (Mozobil®). Your nurse will talk with you about which injections you’ll need.

You’ll need an injection every day for about 1 to 2 weeks. Your nurse will tell you when you’ll start and stop the injections. You can talk with your nurse about making plans to get the injections, such as coming into the clinic. Or, if you want to do the injections yourself, your nurse will show you how to do it. They’ll also give you the resource Giving Yourself an Injection of Filgrastim (Neupogen®) or Pegfilgrastim (Neulasta®) With a Prefilled Syringe to help you remember what to do.

Common side effects of GCSF include:

  • Bone pain in your sternum (breastbone), arms, legs, and lower back
  • Headaches
  • Flu-like symptoms, such as:
    • Chills
    • Muscle or body aches
    • Cough
    • Sore throat
    • Runny nose
    • Vomiting (throwing up)
    • Diarrhea (loose or watery poop)
    • Fatigue (feeling very tired and weak)
  • Nausea (feeling like you’re going to throw up)
  • A fever of 99 to 100 °F (37.2 to 37.8 °C)

You can take loratadine (Claritin®) the day before you start your injections. This will help prevent or lessen some of the side effects. You can also take regular or extra strength acetaminophen (Tylenol®) as needed. Don’t take nonsteroidal anti-inflammatory drugs (NSAIDs) such as ibuprofen (Advil® and Motrin®) and naproxen (Aleve®). These medications can cause bleeding.

If loratadine and acetaminophen don’t help, tell your healthcare provider. They’ll prescribe something stronger.

Tunneled catheter placement

Before your stem cells are harvested, a nurse will check the veins in your arms to see if they’re healthy enough for the procedure. If they’re not healthy enough (for example, if they’re too small), you’ll have a tunneled catheter (a thin, flexible tube) put into a large vein near your collarbone. A tunneled catheter is a type of central venous catheter (CVC).

After your tunneled catheter is placed, your nurse will teach you how to care for it. They’ll also give you the resource About Your Tunneled Catheter to help you remember what to do.

Your nurse will tell you when your tunneled catheter can be removed. It may stay in place for weeks or months, depending on your care plan. During this time, your nurse will use the 2 access ports attached to your catheter to take samples of your blood, to draw blood during your harvesting procedure, and to give you intravenous (IV) fluids and medications during your stem cell transplant.

What to eat and drink

As your stem cells are harvested, your blood calcium level (the amount of calcium in your blood) may drop. So, the day before and the day of your harvesting procedure, we suggest you eat dairy products and other foods that have a lot of calcium in them. Examples include Greek yogurt, almonds, dark leafy vegetables, and tofu. This will help raise your blood calcium level.

It’s also important to drink enough liquids leading up to your harvesting procedure. This will make it easier for the nurse to place the intravenous (IV) lines for your procedure.

You can tell if you’re drinking enough liquids by checking the color of your urine (pee). If it’s straw-colored or lighter, you’re drinking enough. If it’s darker, you need to drink more.

Back to top

The Day of Your Procedure

Where to go

Your harvesting procedure will be at one of the following locations:

  • Blood Donor Room
    Arnold and Marie Schwartz Cancer Research Building
    1250 First Avenue (between 67th and 68th Streets)
    New York, NY 10065
    212-639-7643
  • Apheresis Unit on the 12th floor
    David H. Koch Center for Cancer Care at Memorial Sloan Kettering
    530 East 74th Street (between York Avenue and the East River)
    New York, NY 10021
    646-608-3142

You’ll have 2 to 4 appointments for harvesting sessions. Each session usually takes 4 to 5 hours. If you’re asked to take filgrastim, you’ll need to take your dose on these days before each appointment.

The exact number of sessions you have depends on the number of stem cells harvested in each session. Your healthcare provider will tell you each day if you need to come back for another harvesting session.

What to expect

You’ll lie on a bed or sit in a recliner chair during each harvesting session. A nurse will connect you to a machine. They’ll connect you either by an intravenous (IV) line (thin, flexible tube) that’s put into a vein in each of your arms or by your tunneled catheter.

The machine will draw blood from one of your IV lines or tunneled catheter access ports. The blood will pass through the machine and the machine will separate out and collect your stem cells. The machine will return the rest of your blood to you through your other IV line or tunneled catheter access port.

You can watch TV, read, or use your smartphone or tablet during your procedure. If you feel cold, you can ask for blankets to keep you warm.

As your stem cells are harvested, you may have muscle cramps, twitching, or feel tingling (a slight stinging or poking feeling) around your lips and fingertips. These are signs your blood calcium level is low. If you have any of these things, tell a nurse. They’ll give you Tums®, which are a quick and easy source of calcium. They may also give you a medication that has calcium through your IV line or tunneled catheter.

Back to top

After Your Procedure

Once you finish the procedure, if you had IV lines in your arms, your nurse will take them out and cover the sites with bandages to prevent bleeding. Leave the bandages in place for at least 3 hours, but not more than 5 hours. If there’s bleeding when you take the bandages off, apply gentle but firm pressure on the sites for 3 to 5 minutes. Call your healthcare provider if the bleeding doesn’t stop.

If your tunneled catheter was used, your nurse will flush and recap it.

After a harvesting session, you may have bruising at the IV sites. You may also feel tired. Ask your healthcare provider when you can go back to doing your regular activities. Most people can right away.

Once your stem cells are harvested, they’ll be brought to our stem cell laboratory, where they’ll be frozen and stored safely until your transplant day. Your care team will tell you how long your stem cells will be frozen and stored. It may be weeks or months, depending on your care plan.

Back to top

When to Call Your Healthcare Provider

Call your healthcare provider if you have any of the following:

  • A fever of 100.4 °F (38 °C) or higher
  • Flu-like symptoms
  • Any redness, bleeding, drainage, swelling, or pain around your tunneled catheter site or at the IV sites
  • Numbness or tingling in your lips, hands, or feet
  • A lot of pain on the left side of your body
  • A bad headache and any neurological (nerve) changes, such as:
    • Changes in vision
    • Changes in short-term or long-term memory
    • Changes in mobility (your ability to move)
    • A hard time speaking
    • Any other concerning symptoms
Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers. We read every comment, but we're not able to respond. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.
 

Questions Yes Somewhat No

Last Updated