Как помочь ребенку при болезни брата или сестры

Эта информация позволит вам узнать, как вы можете помочь вашему ребенку пережить диагноз и лечение его брата или сестры.

Болезнь одного из детей влияет на всю семью. Особенно тяжело может быть вашим другим детям. Они могут беспокоиться за брата или сестру, чувствовать напряжение из-за изменений в обычной жизни семьи или ощущать недостаток внимания. Вам может быть непросто помочь своим детям, поскольку вы сами вынуждены справляться со своими эмоциями и обязанностями.

Информация в данном материале может помочь понять чувства вашего ребенка. Она также поможет выбрать стратегию поддержки вашего ребенка. Возможно, вам также стоит обратиться за поддержкой к кому-то, на кого вы и ваш ребенок можете положиться. Список вспомогательных служб приведен в разделе «Ресурсы для вас и вашей семьи» этого материала.

Вернуться к началу

Понимание чувств ребенка

Все дети реагируют на диагноз брата или сестры по-разному. Ниже приведены чувства, которые могут возникнуть у вашего ребенка, а также возможные действия для поддержки.

  • Грусть: ваш ребенок может чувствовать одиночество и грусть. Эти чувства могут возникать из-за изменений в обычной жизни вашей семьи и разлуки с вами и братом или сестрой на время приемов или лечения. Старайтесь делать что-то, чтобы ваш ребенок чувствовал себя особенным. Когда вы напоминаете своему ребенку, что вы думаете о нем и любите его, это может помочь ему справиться с этими чувствами.
  • Беспокойство: ваш ребенок может беспокоиться о здоровье брата или сестры. Открыто и честно поговорите о здоровье брата или сестры вашего ребенка. Дайте ребенку высказаться о своих переживаниях и задать вопросы. Это поможет создать атмосферу, где ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он может получить ответы на свои вопросы.
  • Тревожность: ваш ребенок может чувствовать тревогу по поводу того, что переживает его семья. В жизни и повседневных делах вашего ребенка может произойти множество неожиданных изменений. Постарайтесь по возможности сохранить привычный для ребенка распорядок дня, но также подготовьте его к ожидаемым изменениям. Объясните ребенку, какие изменения могут произойти и какие действия могут потребоваться в ближайшие недели. Возможно, это поможет ребенку несколько избавиться от тревожности и неуверенности в будущем.
  • Злость: дети часто выражают свои эмоции через злость. Ваш ребенок может чувствовать злость, когда будет видеть, что вы уделяете больше внимания его брату или сестре. Ребенок может злиться, когда вы будете проводить с ним меньше времени, сосредотачиваясь на медицинских потребностях его брата или сестры. Поговорите с ребенком о его чувствах. Разговор с вами или со взрослым, которому ваш ребенок доверяет, может помочь ему справиться со злостью.
  • Боль: вашему ребенку может быть больно видеть изменения в семье или наблюдать побочные эффекты лечения у брата или сестры. Ваш ребенок также может наблюдать за вашей реакцией на диагноз и лечение его брата или сестры, что может повлиять на его собственные чувства. Это нормально, если вы хотите избежать тяжелого разговора с ребенком. Но, поговорив с ребенком о том, что вы все переживаете, вы можете помочь ему выразить свои чувства.
  • Ревность: ваш ребенок может чувствовать себя обделенным вниманием или считать, что вы проводите больше времени с его братом или сестрой. Постарайтесь выделять время, чтобы побыть с каждым ребенком наедине. Таким образом, у каждого из ваших детей будет свое время, которое они смогут провести с вами наедине, и никто из них не будет бороться за ваше внимание.
  • Вина: ваш ребенок может испытывать вину за негативные чувства по отношению к его брату/сестре или к семье. Поговорите о различных эмоциях, которые ваш ребенок может испытывать. Напомните, что испытывать их — это нормально; это может помочь уменьшить ощущение вины у ребенка.
  • Смятение: дети часто чувствуют смятение при болезни брата или сестры. Ваш ребенок может спрашивать себя, почему брат или сестра болеет, а он нет. Он может задуматься, заболеет ли он сам такой же болезнью. Он также может решить, брат или сестра заболели из-за него. Обязательно успокойте его, объяснив, что это неправда. Честность и прямота в общении с ребенком могут помочь ему осознать произошедшее и справиться со смятением.
  • Досада: распорядок дня и обязанности в семье могут измениться, когда ваш ребенок начнет лечение. Всем членам семьи нужно приспособиться к этим изменениям. Братья и сестры могут чувствовать досаду от этих изменений и желать сделать больше, чтобы помочь своему брату или сестре. Помогайте вашему ребенку приспособиться к изменениям. Это может помочь ему справиться с чувством досады и неопределенности.

Эти чувства являются нормальными. Однако бывают случаи, когда помощь терапевта или другого медицинского сотрудника может быть полезна или даже необходима. Присмотритесь, не проявляет ли ваш ребенок эмоции, которые мешают его социальному, эмоциональному или физическому благополучию. Он может жаловаться, что у него болит голова или живот. Ваш ребенок может вернуться к поведению более младшего возраста, например, мочиться в постель или сосать большой палец. Если у вас есть какие-либо опасения или вы не знаете, что делать дальше, обратитесь к вашему социальному работнику или сотрудникам медицинской бригады клиники MSK Kids.

Вернуться к началу

Как поддержать вашего ребенка

Реакция ребенка на диагноз и лечение его брата или сестры зависит от возраста ребенка и понимания ситуации. Его реакция будет зависеть от того, как справляются с ситуацией его близкие люди. Вот несколько способов того, как вы можете помочь вашему ребенку понять и пережить диагноз брата или сестры.

Будьте открыты и честны

Вы можете стараться защитить вашего ребенка и сказать ему, что с его братом или сестрой все будет хорошо. Однако важно не лгать ребенку и не давать обещаний, которые вы не сможете выполнить. Это может еще больше запутать вашего ребенка. Открытый и честный разговор поможет вашему ребенку довериться вам. Это также поможет вашему ребенку не оставаться наедине со своими мыслями и чувствами в такое тяжелое время. У вас может не быть ответов на все вопросы, и вы можете честно в этом признаться.

Помогите ребенку разобраться в чувствах

Дайте ребенку понять, что его чувства нормальны. Помогите ему выразить чувства через искусство, игру и другую деятельность. Это поможет ребенку справиться с эмоциями. Также поговорите с ребенком о ваших чувствах. Расскажите ему, что вы тоже чувствуете грусть и страх. Объясните, как вы справляетесь с этими чувствами. Ваш ребенок может сказать, что у него «все хорошо» или что он не испытывает никаких чувств по поводу диагноза брата или сестры. Продолжайте говорить ребенку, что он может на вас положиться.

Дайте ему возможность откровенно задать вам вопросы

У вашего ребенка могут появиться вопросы о том, что случилось с его братом или сестрой и почему это произошло.Вы можете беспокоиться о том, как ваш ребенок отреагирует на диагноз брата или сестры. Важно дать ребенку понять, что вам можно задавать вопросы. Постарайтесь отвечать на них максимально честно. Позволив ребенку задавать вопросы, вы поможете ему почувствовать себя с вами более комфортно. Честно отвечая на вопросы, вы поможете вашему ребенку понять, что на самом деле происходит. Ребенку уже не нужно будет строить ошибочные предположения о создавшейся ситуации. Ваша медицинская бригада может помочь вам подготовиться к разговору с ребенком.

Уделяйте ребенку время

Из-за изменений ваш ребенок может ощущать грусть и одиночество. Постарайтесь проводить с ним какое-то время наедине, чтобы он чувствовал себя в безопасности и ощущал поддержку. Прокатитесь на машине, погуляйте или поиграйте с ребенком. Ваш ребенок может сам придумать, чем он хотел бы заняться.

Обращайтесь к ребенку за помощью

Помогите вашему ребенку почувствовать себя причастным и нужным, попрося его о помощи. Он может помочь вам собрать игрушки, чтобы передать их своему брату/сестре в больницу. Это также поможет вашим детям поддерживать связь друг с другом, если они не могут быть рядом. Если это возможно, дайте вашему ребенку навестить брата или сестру в больнице. Это даст ему представление о больнице и о том, что в ней происходит.

Поговорите с учителями и тренерами вашего ребенка

Если ваш ребенок учится в школе, сообщите учителям о диагнозе его брата или сестры. Это может помочь вашему ребенку ощутить поддержку и там. Учитель или социальный консультант может помочь ребенку выразить чувства в течение дня. Возможно, вам стоит поговорить и с представителями социальных групп, к которым относится ваш ребенок, например с тренерами, преподавателями или религиозными деятелями. Приспособиться к изменениям будет тяжело. В этом сможет помочь создание сети поддержки.

Позаботьтесь о себе

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, — это позаботиться о себе. Выберите человека, с которым вам комфортно говорить, даже если вы не уверены в том, что хотите сказать. Важно создать систему поддержки для вас и вашей семьи.

Вернуться к началу

Ресурсы для вас и вашей семьи

Поддержка в центре MSK

Центр Memorial Sloan Kettering (MSK) располагает множеством ресурсов для поддержки вас и вашей семьи. Для получения дополнительной информации о программах, описанных в данном разделе, поговорите с вашим социальным работником или работником службы жизнеобеспечения для детей.

Вспомогательные службы MSK Kids
ww.mskcc.org/pediatrics/experience/life-pediatrics/support-services-care-teams
Вспомогательные службы и медицинские бригады клиники MSK Kids могут помочь вам сориентироваться в диагностике и лечении вашего ребенка в ходе всего периода лечения. Они могут оказывать вашей семье поддержку, помощь, консультирование и предоставлять дополнительные ресурсы. Поговорите с вашей медицинской бригадой о получении поддержки для вас и вашей семьи.

Поддержка для ухаживающих за пациентами лиц
www.mskcc.org/caregivers
Чтобы лучше заботиться о своей семье, вам нужно заботиться и о себе тоже. Существующие материалы и оказываемая поддержка помогают справиться с многочисленными обязанностями, возникающими в связи с уходом за ребенком, который проходит лечение. Чтобы узнать о ресурсах поддержки и получить информацию, ознакомьтесь с материалом Руководство для лиц, ухаживающих за больными .

Программа Разговор о раке с детьми
www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/talking-with-children
Разговор о раке с детьми (Talking with Children About Cancer) — это программа помощи в воспитании детей и подростков для родителей, проходящих лечение рака. Но эта программа также может помочь вам поговорить с вашим ребенком о лечении его брата или сестры. Наши социальные работники предлагают семейные группы поддержки, индивидуальные и групповые консультации, доступ к ресурсам и рекомендации для специалистов, включая школьных социальных работников, школьных психологов, консультантов, учителей и другой персонал.

Дополнительные материалы

Вот несколько материалов, которые могут помочь вашему ребенку во время лечения брата или сестры.

Полезная литература

A Day with Dr. Waddle (‎День с доктором Вадл)
Автор: Центр научных исследований раковых заболеваний (Center for Basic Cancer Research)
Возраст от 7 до 10 лет

Because…Someone I Love Has Cancer (У близкого мне человека рак)
Автор: Американское общество по борьбе с раком
Возраст от 5 до 11 лет

Drums, Girls & Dangerous Pie (Барабаны, девушки и опасный пирог)
Автор: Джордан Сонненблик (Jordan Sonnenblick)
Возраст от 10 до 13 лет

Oliver’s Story- For «‎Sibs» of Kids with Cancer (История Оливера: для братьев и сестер детей, больных раком)
Author: Майкл Додд (Michael Dodd)
Возраст от 3 до 8 лет

Sort of Forever (Вроде навсегда)
Автор: Салли Уорнер (Sally Warner)
Возраст от 8 до 12 лет

Staying Afloat (Остаться на плаву)
Авторы: Сьюзан Корнблат (Suzanne Kornblatt), лицензированный социальный работник, Джоанна Формонт (Joanna Formont), лицензированный консультант по психическому здоровью, Арлин Баснер (Arlene Basner), помощник врача, Джоан Перкел (Joan Perkell), лицензированный клинический социальный работник и Дайан Сильвер (Diane Silver), помощник врача
Все возрасты Эта книга представляет собой руководство для совместного использования родителями, братьями и сестрами для того, чтобы справиться с тяжелыми чувствами.

What About Me, When Brothers and Sisters Get Sick (Что делать мне, если мой брат или сестра болеет)
Автор: Аллен Петеркин (Allen Peterkin), дипломированный врач
Возраст от 3 до 8 лет

Поддержка со стороны сообщества

CancerCare
800-813-4673
www.cancercare.org
Эта организация осуществляет консультирование, работает с группами поддержки, проводит образовательные мастер-классы, выпускает публикации и оказывает финансовую помощь.

Gilda’s Club
www.gildasclubnyc.org
212-647-9700 Место, где больные раком люди получают социальную и эмоциональную поддержку благодаря общению, участию в мастер-классах, лекциях и общественных мероприятиях.

Alex’s Lemonade Stand
www.alexslemonade.org/childhood-cancer/for-families/supersibs
Некоммерческая организация, которая оказывает услуги поддержки для детей, больных раком, и их семей. У них также есть специальная программа для братьев и сестер под названием SuperSibs!

Sunrise Day Camp
https://sunrisedaycamp.org
Дневной лагерь для больных раком детей и подростков в возрасте от 3½ до 16 лет, а также для их братьев или сестер.

SIBSPLACE®
516-374-3000
www.sibsplace.org
Это бесплатная программа для детей в возрасте от 5 до 17 лет, у которых один из родителей, братьев или сестер болен раком. Эта программа предлагает поддержку сверстников и творческие мероприятия.

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Supporting Your Child Through Their Sibling’s Care

This information explains how you can help your child through their sibling’s diagnosis and treatment.

When one of your children is sick, the whole family is affected. It can be especially hard for your other children. They may worry about their sibling, feel stressed about changes to their family’s daily routine, or feel as if they’re getting less attention. Helping your children may be challenging as you cope with your own emotions and responsibilities.

The information in this resource can help you begin to understand your child’s feelings. It offers strategies to support you as you support your children. You may also find it helpful to ask for support from someone you and your child can depend on. You can find a list of support services in the “Resources for You and Your Family” section of this resource.

Back to top

Understanding Your Child’s Feelings

Every child reacts to a sibling’s diagnosis differently. Here are some feelings your child may have and what you can do to help.

  • Sadness: Your child may feel lonely and sad. This may be because of changes in their family routine and being separated from you and their sibling during appointments or treatment. It can be helpful to do things to make your child feel special. When you remind them you’re thinking about them and love them, it can help them manage these feelings.
  • Worry: Your child may worry about their sibling’s overall health. Encourage open and honest conversations around their sibling’s health. Let your child express their concerns and ask questions. This can help create an environment where they feel supported and know their questions can be answered.
  • Anxiety: Your child may feel anxious about what the family is going through. There may be a lot of unexpected changes to their lives and daily routine. Try to keep to their normal routine as best you can, but also prepare them for any expected changes. Explain to them how things may be different and what they may need to do in the coming weeks. This can help reduce anxiety and uncertainty about the future.
  • Anger: Children often express their emotions through anger. Your child can feel angry when they see their sibling getting more attention. They can be angry when you spend less time with them to focus on their sibling’s medical needs. Encourage your child to talk about how they’re feeling. This can help them process their anger in a health way with you or a trusted adult.
  • Pain: It can be hurtful for your child to see changes in their family or their sibling have side effects of treatment. They may also notice how you’re reacting to their sibling’s diagnosis and treatment, which can affect their own feelings. It’s normal to want to avoid hard conversations with your child. But talking with them about what you’re all experiencing can help them express their own feelings.
  • Jealousy: Your child may feel left out, or that their sibling is spending more time with you. It can be helpful to set aside some time to spend alone with each child. This way, all your children spend time alone with you and don’t compete for your attention.
  • Guilt: Your child may feel guilty for having negative feelings towards their sibling or their family. Talk with them about the different emotions they may be feeling. Remind them that it’s normal to feel them, which can help reduce their guilt.
  • Confusion: Children often feel confused when a sibling is sick. They may wonder why their sibling is sick and they are not. They may wonder if they’ll get the same illness themselves. They may feel they had a role in causing the sibling’s illness. Be sure to reassure them this is not true. Being honest and direct with your child can help them better understand what’s happening and make them less confused.
  • Frustration: Family routines and responsibilities may change as your child starts their treatment. All family members will need to adjust to these changes. Siblings may feel frustrated with these changes and wish they can do more to help their sibling. Support your children as they adapt to change and transition. This can help them manage their frustration and feelings of uncertainty.

These feelings are normal. But there are times when getting support from a therapist or other provider can be helpful or even necessary. Watch to see if your child shows emotions that get in the way of their social, emotional, or physical well-being. They may say their head or stomach hurts. They may behave younger than their age, wetting the bed or sucking their thumb. If you have concerns or are unsure about next steps, talk with your social worker or your MSK Kids care team.

Back to top

Supporting Your Child

Your child’s response to their siblings’ diagnosis and treatment will depend on their age and understanding of the situation. They will react to how people close to them are coping. Here are some ways you can help your child understand and cope with their sibling’s diagnosis.

Be open and honest

You may want to protect your child and make them feel their sibling will be OK. But it’s important to avoid lying or making a promise you can’t keep. That can be even more confusing. Open and honest communication will help your child trust you. It also helps them feel less alone with their thoughts and feelings during a confusing time. It’s OK to not know all the answers, and you can be honest about not knowing.

Validate their feelings

Let your child know that how they feel is OK. Help them express their feelings through art, play, or another activity. This will help them cope with their emotions. Talk with your child about how you’re feeling too. Tell them that you also feel sad and scared. Explain how you cope. Your child may share that they are feeling “fine” or don’t have feelings about their sibling’s diagnosis at all. Keep telling your child you’re here to support them.

Encourage them to ask questions and speak honestly

Your child may have questions about what their sibling is experiencing, and why they’re going through this. You may feel worried about your child’s reaction to talking about their sibling’s diagnosis. It’s important to let them know they can ask questions. Do your best to answer them honestly. Letting your child ask questions will help them feel comfortable talking with you. Answering honestly will help your child understand what’s really happening. It will stop them from creating their own false ideas about this situation. Your care team can help you get ready to talk with your child.

Spend time with them

Change can make your child feel sad and alone. Try to spend some alone time with them so they feel safe and supported. Take a drive or a walk, or play a game. Your child may have their own ideas of what they’d like to do.

Ask them for help

Help your child feel involved and valued by asking them for their help. They can help you pick toys to take to the hospital for their sibling. This will also help your children stay connected if they can’t be together. If possible, have your child visit their sibling in the hospital. This can help them understand what the hospital is and what happens there.

Talk to their teachers and coaches

If your child is in school, tell their teachers about their sibling’s diagnosis. This can help your child feel supported there too. A teacher or counselor can help your child express their feelings during the day. You may also want to talk to members of social groups that your child is a part of, such as coaches, instructors, or religious figures. It will be difficult to adjust to change. Building a network of support will help.

Take care of yourself

The best thing you can do for your child is to take care of yourself. Identify someone you feel comfortable talking to, even if you’re not sure what to say. Creating a support system for you and your family is important.

Back to top

Resources for You and Your Family

MSK support

Memorial Sloan Kettering (MSK) has many resources to support you and your family. For more information about the programs listed in this section, talk with your social worker or child life specialist.

MSK Kids Support Services
www.mskcc.org/pediatrics/experience/life-pediatrics/support-services-care-teams
MSK Kids’ support services and care teams can help you navigate your child’s diagnosis and treatment throughout their care. They’re here to help support your family and can provide help, counseling, and resources. Talk with your care team about getting support for you and for your family.

Help for caregivers
www.mskcc.org/caregivers
Taking care of yourself will help you take better care of your family. Resources and support are available to help manage the responsibilities that come with caring for a child going through treatment. For support resources and information, read A Guide for Caregivers.

Talking with Children About Cancer program
www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/talking-with-children
Talking with Children About Cancer is a program to help support adults receiving cancer treatment as they parent their children and teenagers. But they can also help you talk with your child about their siblings’ treatment. Our social workers offer family support groups, individual and group counseling, connections to resources, and guidance for professionals in the community including school social workers, school psychologists, guidance counselors, teachers, and school staff.

More resources

Here are some resources that may help your child as their sibling gets treatment.

Helpful books

A Day with Dr. Waddle
Author: Center for Basic Cancer Research
Ages 7 to 10

Because…Someone I Love Has Cancer
Author: American Cancer Society
Ages 5 to 11

Drums, Girls & Dangerous Pie
Author: Jordan Sonnenblick
Ages 10 to 13

Oliver’s Story- For “Sibs” of Kids with Cancer
Author: Michael Dodd
Ages 3 to 8

Sort of Forever
Author: Sally Warner
Ages 8 to 12

Staying Afloat
Authors: Suzanne Kornblatt, LMSW and Joanna Formont, LMHC with Arlene Basner, MA, Joan Perkell, LCSW, and Diane Silver, MA
All ages. This book is a guide for parents and siblings to use together to cope with hard feelings.

What About Me, When Brothers and Sisters Get Sick
Author: Allen Peterkin, MD
Ages 3 to 8

Community support

CancerCare
800-813-4673
www.cancercare.org
This organization provides counseling, support groups, educational workshops, publications, and financial help.

Gilda’s Club
www.gildasclubnyc.org
A place where people living with cancer find social and emotional support through networking, workshops, lectures, and social activities.

Alex’s Lemonade Stand
www.alexslemonade.org/childhood-cancer/for-families/supersibs
A nonprofit foundation that provides many support services for children with cancer and their families. They offer a sibling-specific program, called SuperSibs!

Sunrise Day Camp
https://sunrisedaycamp.org
A day camp for children and young adults ages 3 ½ to 16 living with cancer and their siblings.

SIBS PLACE®
516-374-3000
https://sibsplace.org
This is a free program for children ages 5 to 17 who have a parent or sibling with cancer. They offer peer support and creative arts activities.

Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers. We read every comment, but we're not able to respond. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.
 

Questions Yes Somewhat No

Last Updated