Как помочь вашему ребенку после смерти родителя

Информация в этой статье разъясняет, как помочь вашему ребенку после смерти родителя.

Вернуться к началу

Понимание горя ребенка

Для любого ребенка смерть родителя — это тяжелейшее испытание. Сколько бы ни было лет вашему ребенку, у вас может возникнуть желание оградить его от печали и растерянности, которые испытываете вы. Детям, как и взрослым, может потребоваться помощь в осознании утраты и приспособлении к жизни после нее. Помните, что то, как ребенок переживает горе, зависит от его возраста, понимания смерти и от поведения окружающих.

Переживание горя детьми младшего возраста

Дети младшего возраста выражают свое горе иначе, чем взрослые. После смерти родителя у них могут случаться короткие и сильные выбросы эмоций. Кроме того, у них могут возникать физические реакции, такие как болевые ощущения в организме или изменения в режиме сна. Некоторые дети могут выражать горе через изменения в своем поведении. Они могут испытывать трудности с выполнением повседневных задач или вести себя так, как не вели никогда раньше. Они могут горевать в течение коротких периодов времени с перерывами между ними. Например, ребенок может плакать или казаться грустным, а вскоре после этого попроситься на прогулку или начать играть. Другие дети могут не показывать никаких признаков печали или горя.

Переживание горя подростками

Если дети младшего возраста могут не полностью понимать смерть, подростки имеют об этом более зрелое представление. Подростки находятся на том жизненном этапе, когда происходит формирование их личности, образа мыслей и эмоций. После смерти родителя они могут испытывать широкий спектр эмоций. Некоторые могут почувствовать, что их место в семье изменилось, и взять на себя обязанности взрослых. Подросткам для переживания горя может понадобиться уединение. Дайте понять ребенку, что он может поговорить с вами и обратиться за поддержкой.

Вернуться к началу

Как помочь вашему ребенку

Вам может быть трудно помочь своему ребенку, поскольку вы сами переживаете утрату. Если вы испытываете затруднения в общении с ребенком, попросите о поддержке и помощи члена семьи, друга, социального работника, психолога или религиозного либо духовного наставника.

Вот несколько способов того, как вы можете помочь своему ребенку справиться с утратой.

Поделитесь вашими собственными мыслями и чувствами

Естественным является стремление не плакать перед ребенком, однако выражение ваших эмоций может послужить ребенку примером того, как справляться с трудностями. Поделитесь вашими собственными чувствами по поводу потери любимого человека. Рассказав ребенку о том, что вы чувствуете, вы поможете ребенку выразить и свои чувства. Если ваша семья придерживается каких-либо религиозных или духовных взглядов, вам может помочь упоминание в разговоре вашей веры.

Говорите о смерти прямо

Во время разговора о смерти избегайте таких фраз, как «ушел» или «покинул». Это может ввести ребенка в заблуждение и заставить думать, что его родитель скоро проснется или вернется. Честность и прямота помогут вашему ребенку осознать произошедшее и научиться справляться с горем. Некоторые семьи используют религиозные или духовные убеждения, чтобы помочь ребенку понять, что родителя нет физически. Если вы считаете, что это может быть полезно, попросите помощи у религиозного или духовного наставника.

Чтите память умершего

Ритуалы, позволяющие почтить память любимого человека, могут оказать успокаивающий эффект на вас и на вашего ребенка. Благодаря поддержанию старых семейных традиций или созданию новых вы и ваша семья можете сохранить связь с любимым человеком. В разных культурах и религиях существуют ритуалы почтения чьей-либо памяти. Некоторые семьи заводят собственные ритуалы, например собираются вместе и готовят специальное угощение, разводят сад, посещают любимые места или празднуют дни рождения. Что бы вы ни выбрали, помните, что нет правильного или неправильного способа почтить память любимого человека. Постарайтесь делать то, что будет для вашей семьи наиболее комфортным.

Вернуться к началу

Участие в похоронах

Решение об участии ребенка в похоронах или церемонии прощания принимается вами и вашим ребенком. Возможность присутствия на похоронах позволит ребенку пережить горе вместе с семьей. Если ваш ребенок будет присутствовать на похоронах, заранее убедитесь в том, что он знает, чего ожидать. Вы также можете обдумать возможность участия ребенка в церемонии. Ребенок может написать письмо или нарисовать что-то и положить в гроб. Он также может сделать для похорон коллаж с фотографиями родителя.

На похоронах всегда помните о переживаниях ребенка и проверяйте его самочувствие. Возможно, вам стоит попросить кого-то, кому ваш ребенок доверяет, иногда выходить вместе с ребенком на перерывы. Если ребенок захочет покинуть помещение, позвольте ему это сделать. После похорон или церемонии прощания у ребенка могут появиться новые вопросы о смерти.

Вернуться к началу

Ресурсы для вас и вашей семьи

Ресурсы MSK

Поддержка доступна для вас и вашей семьи вне зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь. Memorial Sloan Kettering (MSK) предлагает ряд ресурсов для переживающих горе семей и их друзей. Вы можете узнать больше об этих ресурсах на странице www.mskcc.org/experience/caregivers-support/support-grieving-family-friends

Программа «Разговор о раке с детьми» (Talking with Children About Cancer)
«Разговор о раке с детьми» — это программа, предназначенная для оказания поддержки проходящим лечение рака родителям в воспитании детей и подростков. Наши социальные работники предлагают семейные группы поддержки, индивидуальные и групповые консультации, доступ к ресурсам и рекомендации для специалистов, включая школьных социальных работников, школьных психологов, консультантов, учителей и другой персонал. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/talking-with-children

Программа для лиц, переживших утрату (Bereavement Program)
646-888-4889
Центр MSK предлагает услуги в рамках программы для лиц, переживших утрату (Bereavement Program), с целью помочь членам семьи и друзьям, потерявшим близкого человека. Людям, потерявшим любимого человека из-за рака, может быть полезно поговорить с другими переживающими горе людьми. Отделы социальной работы, психиатрии и поведенческих наук предлагают группы поддержки и образовательные программы для людей, потерявших близкого человека из-за рака. В число услуг входят короткие курсы индивидуальных консультаций, ресурсы для детей, переживших утрату, группы для взрослых и доступ к местным ресурсам.
Чтобы получить дополнительную информацию или вступить в группу поддержки для лиц, переживших утрату, позвоните в отдел социальной работы по телефону 646-888-4889.

Центр по предоставлению консультаций центра MSK
646-888-0200
Некоторые семьи, пережившие тяжелую утрату, находят, что им помогли консультации специалистов. Наши психиатры и психологи работают в клинике для понесших тяжелую утрату, где они консультируют и поддерживают отдельных лиц, пары и семьи, а также могут прописать лекарства, которые помогут справиться с депрессией.

Духовная поддержка
212-639-5982
Наши капелланы готовы выслушать и поддержать членов семьи, помолиться, обратиться к местному духовенству или религиозным группам, просто утешить и протянуть руку духовной помощи. За духовной поддержкой может обратиться любой человек вне зависимости от его формальной религиозной принадлежности.

Дополнительные ресурсы

Для понесших утрату родителей и детей доступны книги, образовательные ресурсы и местные программы поддержки. Для получения дополнительной информации об этих программах позвоните вашему социальному работнику или посетите веб-сайт www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/talking-with-children/resources

Полезные веб-сайты

The Dougy Center: национальный центр для детей и семей, переживающих горе
www.dougy.org
Центр The Dougy Center оказывает поддержку для переживающих горе детей, подростков, молодых людей и семей. Центр предоставляет онлайн-ресурсы и программы для поддержки и помощи семьям, переживающим горе.

Организация Gilda’s Club
www.gildasclubnyc.org
Место, где мужчины, женщины и дети, больные раком, получают социальную и эмоциональную поддержку благодаря общению, участию в мастер-классах, лекциях и общественных мероприятиях.

Полезная литература

Книги для взрослых о том, как помочь детям и подросткам справиться с горем

Guiding Your Child Through Grief (Как помочь ребенку пережить горе)
Автор: Джеймс П. Эмсвиллер (James P. Emswiler)

The Grieving Child: A Parent’s Guide (Скорбящий ребенок: руководство для родителей)
Автор: Хелен Фицджеральд (Helen Fitzgerald)

Helping Children Cope with the Loss of a Loved One: A Guide for Grown Ups (Как помочь детям пережить потерю близкого человека: руководство для взрослых)
Автор: Вильям С. Кроен (William C. Kroen)

How Do We Tell the Children? A Step-by-Step Guide for Helping Children Two to Teen Cope When Someone Dies (Как поговорить с детьми? Пошаговое руководство по оказанию помощи детям от 2 лет до подросткового возраста, переживающим смерть близкого человека)
Автор: Дэн Шэфер (Dan Schaefer) и Кристин Лион (Christine Lyons)

Preparing Your Children for Goodbye: A Guidebook for Dying Parents (Подготовка ребенка к прощанию: руководство для умирающих родителей)
Автор: Лори Хеддерман (Lori Hedderman)

Take My Hand: Guiding Your Child Through Grief (Возьми меня за руку: как помочь ребенку пережить горе)
Автор: Шэрон Маршалл (Sharon Marshall)

Talking about Death: A Dialogue between Parent and Child (Разговор о смерти: диалог между родителем и ребенком)
Автор: Эрл А. Гроллман (Earl A. Grollman)

Книги для детей о смерти и переживании горя

Always by My Side (Всегда рядом со мной)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Сьюзен Кернер (Susan Kerner)

Everett Anderson’s Goodbye (Прощание Эверетт Андерсон)
Для детей в возрасте от 5 до 8 лет
Автор: Люсиль Клифтон (Lucille Clifton)

Gentle Willow: A Story for Children about Dying (Тихая ива: рассказ о смерти для детей)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Джойс С. Миллс (Joyce C. Mills)

The Fall of Freddie the Leaf (Как упал листок по имени Фредди)
Для детей в возрасте от 4 лет
Автор Лео Бускалья (Leo Buscaglia)

The Goodbye Book (Книга прощаний)
Для детей в возрасте от 3 до 6 лет
Автор: Тодд Парр (Todd Parr)

Lifetimes: A Beautiful Way to Explain Death to Children (Течение жизни: как поэтично объяснить детям смерть)
Для детей в возрасте от 5 лет
Автор: Брайан Меллони (Bryan Mellonie)

The Memory Box: A Book about Grief (Сундучок памяти: книга о скорби)
Для детей в возрасте от 4 до 9 лет
Автор: Джоанна Роланд (Joanna Rowland)

I Miss You: A First Look at Death (Я скучаю по тебе: первое знакомство со смертью)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Пэт Томас (Pat Thomas) и Лесли Хэркер (Leslie Harker)

The Next Place (Лучший мир)
Для детей в возрасте от 5 лет
Автор: Уоррен Хэнсон (Warren Hanson)

Sad Isn’t Bad: A Good-Grief Guidebook for Kids Dealing with Loss (Грусть — это не плохо: как детям правильно справляться с утратой)
Для детей в возрасте от 6 до 9 лет
Автор: Мишлен Мунди (Michaelene Mundy)

Samantha Jane’s Missing Smile: A Story About Coping with the Loss of a Parent (Пропавшая улыбка Саманты Джейн: история о том, как справиться с потерей родителя)
Для детей в возрасте от 5 до 8 лет
Автор: Джули Кэплоу (Julie Kaplow) и Донна Пинхус (Donna Pincus)

Saying Goodbye to Daddy (Прощание с папой)
Для детей в возрасте от 4 лет
Автор: Джудит Вигна (Judith Vigna)

Tear Soup: A Recipe for Healing After Loss (Суп из слез: рецепт исцеления после потери)
Для детей в возрасте от 8 лет
Автор: Пэт Швиберт (Pat Schwiebert)

What on Earth Do You Do When Someone Dies? (Что делать, когда кто-то умирает?)
Для детей в возрасте от 5 до 10 лет
Автор: Тревор Ромен (Trevor Romain)

When Dinosaurs Die: A Guide to Understanding Death (Когда умирают динозавры: руководство для понимания смерти)
Для детей в возрасте от 4 до 7 лет
Автор: Лори Крэнси Браун (Laurie Kransy Brown) и Марк Браун (Marc Brown)

Where Are You? A Child’s Book about Loss (Где ты? Детская книга об утрате)
Для детей в возрасте от 4 до 8 лет
Автор: Лаура Оливьери (Laura Olivieri)

Книги для детей с заданиями для понимания смерти и переживании горя

Help Me Say Goodbye: Activities for Helping Kids Cope When a Special Person Dies (Помоги мне сказать «прощай»: как помочь детям пережить смерть близкого человека)
Для детей в возрасте от 5 до 8 лет
Автор: Дженис Сильверман (Janis Silverman)

When Someone Very Special Dies: Children Can Learn to Cope with Grief (Когда умирает близкий человек: дети могут научиться переживать горе)
Для детей в возрасте от 9 до 12 лет
Автор: Мардж Хигаард (Marge Heegaard)

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Helping Your Child After the Death of a Parent

This information explains how to help your child after the death of a parent.

Back to top

Understanding Your Child’s Grief

For all children, the death of a parent is devastating. No matter how old your child is, you may feel you need to protect your child from the sadness and confusion that you’re feeling. Like adults, children may need help understanding and adjusting to life after loss. Remember that how your child grieves will depend on their age, understanding of death, and how those around them are grieving.

Grieving children

Children express grief differently than adults. They may have short and intense bursts of emotion following the death of their parent. They may also have physical reactions, like pain and aches in their body or changes in their sleep schedule. Some children may express their grief through changes in their behavior. They may struggle with routine tasks or behave in ways they never have before. They may grieve in short periods with breaks in between. For example, your child may cry or seem sad one moment, then ask to go out and play the next. Other children may not show any signs of sadness or grief.

Grieving teenagers

While younger children may not fully understand death, teenagers will have a more mature understanding. Teenagers are in a stage of life where they are forming their own identity, thoughts, and emotions. It’s common for them to have a wide range of emotions when their parent dies. Some may feel that their identity within the family has changed and may take on adult responsibilities. Teenagers may need privacy as they grieve. Be sure to let them know that they can talk to you for support.

Back to top

Helping Your Child

Helping your child may be hard as you cope with your own grief. If you’re having trouble talking to your child, ask a family member, friend, social worker, psychologist, or religious or spiritual leaders to support and help you.

Here are some ways you can help your child cope with their loss.

Share your own thoughts and feelings

It’s normal to want to avoid crying in front of your child but expressing your emotions can show them healthy coping skills. Share your own feelings about losing your loved one. It can be helpful for your child to hear what you’re feeling and can help them express their own feelings. If your family follows a religion or spirituality practice, you may find it helpful to include your beliefs in the conversation.

Be direct when talking about death

Avoid using phrases like “passed” or “went away” when talking about death. This can be confusing for a child and will have them wondering if their parent will wake up or come back. Being honest and direct can help your child understand what has happened and learn healthy ways to cope. Some families use religion or spiritual practices to help a child understand that a parent is not physically here, if you find that to be helpful, ask a religious or spiritual leader for help.

Honor their memory

Having ways to honor your loved one’s memory can be healing for both you and your child. Revisiting family traditions, or making new ones, is one way you and your family can stay connected to your loved one. Different cultures and faiths have rituals to honor someone’s memory. Sometimes families create their own rituals like getting together for a special meal, planting a garden, visiting one of their favorite places, or celebrating their birthday. Whatever choices you make, remember that there is no right or wrong way to honor a loved one’s memory. Try to do what feels most comfortable for your family.

Back to top

Going to the Funeral

The decision to have your child be part of a funeral or memorial service is up to you and your child. Giving your child the option to attend allows them to grieve with their family. If your child attends the funeral, make sure to let them know what to expect beforehand. You may also want to think of ways to include them in the ceremony. They can write a letter or draw a picture to put in the casket or make a collage of photos of their parent to display.

At the funeral, be mindful about how your child is feeling and check in on them. You may find it helpful to arrange to have someone your child trusts to take breaks with them. If your child wants to leave the room, let them. Your child may have more questions about death after the funeral or memorial service.

Back to top

Resources for You and Your Family

MSK resources

No matter where you are in the world, there is support available to you and your family. Memorial Sloan Kettering (MSK) offers a range of resources for grieving families and friends. You can learn more about these resources at www.mskcc.org/experience/caregivers-support/support-grieving-family-friends.

Talking with Children About Cancer Program
Talking with Children About Cancer is a program to help support adults receiving cancer treatment as they parent their children and teenagers. Our social workers offer family support groups, individual and group counseling, connections to resources, and guidance for professionals in the community including school social workers, school psychologists, guidance counselors, teachers, and school staff. To learn more visit, www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/talking-with-children.

Bereavement Program
646-888-4889
MSK offers services through our Bereavement Program to help family and friends who have lost a loved one. People who have lost someone close to them to cancer may find it helpful to talk with others who are also grieving. The Departments of Social Work and Psychiatry and Behavioral Sciences offer support groups and education programs for people who have lost someone to cancer. Services include short term individual counseling, resources for bereaved children, bereavement groups for adults, and links to community resources.
To learn more, or to join a bereavement support group, call the Social Work Department at 646-888-4889.

MSK Counseling Center
646-888-0200
Some bereaved families find counseling helpful. Our psychiatrists and psychologists lead a bereavement clinic that provides counseling and support to individuals, couples, and families who are grieving, as well as medications to help if you feel depressed.

Chaplaincy Services
212-639-5982
Our chaplains are available to listen, help support family members, pray, contact community clergy or faith groups, or to simply be a comforting person and a spiritual presence. Anyone can request spiritual support, regardless of formal religious affiliation.

Additional resources

There are books, educational resources, and community support programs available for parents and children. For more information about these programs, call your social worker or visit www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/talking-with-children/resources.

Helpful websites

The Dougy Center: The National Center for Grieving Children and Families
www.dougy.org
The Dougy Center provides support to grieving children, teens, young adults, and families. They provide online resources and tools to help support and guide families who are grieving.

Gilda’s Club
www.gildasclubnyc.org
A place where men, women, and children living with cancer find social and emotional support through networking, workshops, lectures, and social activities.

Helpful books

Books for adults to help children and teens cope with grief

Guiding Your Child Through Grief
Author: James P. Emswiler

The Grieving Child: A Parent’s Guide
Author: Helen Fitzgerald

Helping Children Cope with the Loss of a Loved One: A Guide for Grown Ups
Author: William C. Kroen

How Do We Tell the Children? A Step-by-Step Guide for Helping Children Two to Teen Cope When Someone Dies
Author: Dan Schaefer and Christine Lyons

Preparing Your Children for Goodbye: A Guidebook for Dying Parents
Author: Lori Hedderman

Take My Hand: Guiding Your Child Through Grief
Author: Sharon Marshall

Talking about Death: A Dialogue between Parent and Child
Author: Earl A. Grollman

Books for children about death, dying, and grief

Always by My Side
For ages 4 to 8
Author: Susan Kerner

Everett Anderson’s Goodbye
For ages 5 to 8
Author: Lucille Clifton

Gentle Willow: A Story for Children about Dying
For ages 4 to 8
Author: Joyce C. Mills

The Fall of Freddie the Leaf
For ages 4 and up
Author: Leo Buscaglia

The Goodbye Book
For ages 3 to 6
Author: Todd Parr

Lifetimes: A Beautiful Way to Explain Death to Children
For ages 5 and older
Author: Bryan Mellonie

The Memory Box: A Book about Grief
For ages 4 to 9
Author: Joanna Rowland

I Miss You: A First Look at Death
For ages 4 to 8
Author: Pat Thomas and Leslie Harker

The Next Place
For ages 5 and older
Author: Warren Hanson

Sad Isn’t Bad: A Good-Grief Guidebook for Kids Dealing with Loss
For ages 6 to 9
Author: Michaelene Mundy

Samantha Jane’s Missing Smile: A Story About Coping with the Loss of a Parent
For ages 5 to 8
Author: Julie Kaplow and Donna Pincus

Saying Goodbye to Daddy
For ages 4 and older
Author: Judith Vigna

Tear Soup: A Recipe for Healing After Loss
For ages 8 and older
Author: Pat Schwiebert

What on Earth Do You Do When Someone Dies?
For ages 5 to 10
Author: Trevor Romain

When Dinosaurs Die: A Guide to Understanding Death
For ages 4 to 7
Author: Laurie Kransy Brown and Marc Brown

Where Are You? A Child’s Book about Loss
For ages 4 to 8
Author: Laura Olivieri

Activity books for children about death, dying, and grief

Help Me Say Goodbye: Activities for Helping Kids Cope When a Special Person Dies
For ages 5 to 8
Author: Janis Silverman

When Someone Very Special Dies: Children Can Learn to Cope with Grief
For ages 9 to 12
Author: Marge Heegaard

Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers. We read every comment, but we’re not able to respond. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.
 

Questions Yes Somewhat No

Last Updated