Типирование лейкоцитарных антигенов человека и забор стволовых клеток: информация для доноров

Эта информация поможет вам понять, как осуществляется типирование лейкоцитарных антигенов человека (human leukocyte antigen (HLA)) и забор (сбор) стволовых клеток. Вы получили эту информацию, так как проходите обследование для выяснения можете ли вы стать потенциальным донором стволовых клеток.

Использованные в тексте этого материала слова «вы» и «ваш» относятся к вам или вашему ребенку.

Донорство стволовых клеток — это 3-ступенчатый процесс.

  1. HLA-типирование. Оно выполняется для того, чтобы проверить, подходят ли ваши стволовые клетки реципиенту (пациенту).
  2. Медицинское обследование. Если ваш тип HLA такой же, как и у пациента, вы пройдете медицинское обследование, позволяющее убедиться в том, что вы достаточно здоровы для донорства стволовых клеток.
  3. Забор стволовых клеток. Это процедура по извлечению некоторого количества стволовых клеток.
Вернуться к началу

HLA-типирование

О маркерах антигена HLA

Маркеры антигена HLA — это белки, которые присутствуют в большинстве клеток вашего организма (см. рисунок 1). Существует множество маркеров антигена HLA, и у разных людей могут наблюдаться разные типы таких маркеров. Маркеры антигена HLA передаются по наследству (переходят от родителей к ребенку), поэтому типы маркеров антигена HLA у ваших близких родственников (родных братьев и сестер, родителей и детей) будут, скорее всего, такие же как у вас.

Рисунок 1.  Маркеры генов HLA

Рисунок 1. Маркеры генов HLA

С помощью маркеров антигена HLA ваша иммунная система распознает, какие клетки принадлежат вашему телу, а какие — нет. Иммунная система знает, какой тип маркеров антигена HLA является нормальным для вашего организма. Обнаруживая другой тип маркеров, она атакует и уничтожает клетку. Вот почему важно, чтобы ваши маркеры антигена HLA были как можно более похожими на маркеры пациента.

Об HLA-типировании

Существует два способа определения типа HLA:

  • анализ крови;
  • мазок из ротовой полости.

Если процедура HLA-типирования будет проводиться с использованием образца в форме мазка из ротовой полости, ознакомьтесь с материалом Инструкции по сбору и отправке образцов лейкоцитарного антигена человека в форме мазков ротовой полости.

Результаты HLA-типирования

Для подготовки результатов теста после получения образца антигена HLA центру MSK обычно требуется 1–2 недели. Если результаты говорят о том, что ваш тип маркеров антигена HLA похож на тип маркеров пациента, это значит, что вы являетесь потенциальным донором. Мы сообщим вам об этом и спросим, можно ли передать эту информацию пациенту. Пациент не узнает об этом, если вы не разрешите сообщить ему эту информацию.

Если вы хотите узнать, на каком этапе обработки находятся ваши результаты:

  • Если пациенту 18 лет или больше, позвоните в Службу взрослых доноров стволовых клеток для трансплантации (Adult Stem Cell Transplant Related Donor Office) по номеру 646-608-3732.
  • Если пациенту нет 18 лет, позвоните в Педиатрическую службу доноров стволовых клеток для трансплантации (Pediatric Stem Cell Transplant Related Donor Office) по номеру 212-639-8478.
Вернуться к началу

Медицинское обследование

Если вы готовы продолжить процедуру сдачи донорского материала, вам необходимо будет пройти ряд обследований, которые позволят убедиться в том, что вы достаточно здоровы для донорства. Обследования могут включать скрининг по телефону и персональное медицинское обследование. Также мы можем запросить копию вашей медицинской карты.

Во время персонального медицинского обследования будет проведен врачебный осмотр, сделана электрокардиограмма (ЭКГ), рентген грудной клетки и взяты анализы крови. Сотрудники Службы доноров свяжутся с вами, чтобы записать на прием для проведения этих обследований. Вам не нужно будет платить за проведение такого приема или обследований.

Убедившись в том, что вы достаточно здоровы для донорства, мы попросим вас предоставить разрешение на передачу соответствующей информации о вашем состоянии здоровья пациенту и обслуживающей его лечащей команде. Без вашего разрешения информация передаваться не будет.

Вернуться к началу

Забор стволовых клеток

Стволовые клетки — это незрелые клетки, из которых формируются клетки крови в организме: лейкоциты, противостоящие инфекциям, эритроциты, переносящие кислород, и тромбоциты, препятствующие кровотечению. Большинство стволовых клеток находятся в костном мозге. Костный мозг — это вещество, заполняющее внутреннее пространство крупных костей организма. Кроме того, некоторое количество стволовых клеток циркулирует в крови.

Существует 2 способа забора стволовых клеток:

  • забор стволовых клеток периферической крови (peripheral blood stem cell (PBSC));
  • Забор клеток костного мозга

Ниже приводится описание каждого из этих способов. Когда мы выясним, что вы являетесь потенциальным донором, врач, медсестра/медбрат или медсестра/медбрат высшей квалификации обсудят их с вами более подробно. Также можете ознакомиться с материалом Забор аллогенных стволовых клеток периферической крови и О заборе клеток костного мозга.

Забор стволовых клеток периферической крови

Забор PBSC представляет собой процедуру извлечения стволовых клеток из вашей крови. Периферическая кровь — это кровь, которая циркулирует в кровеносных сосудах. Она содержит клетки крови всех типов.

До процедуры

Мобилизация стволовых клеток и инъекции фактора роста

Чтобы мы смогли извлечь стволовые клетки из вашей крови, вам необходимо будет принять лекарство, которое называется фактором роста. Под действием этого лекарства ваш организм будет вырабатывать стволовые клетки в большем количестве, чем обычно. Это лекарство также приводит к попаданию стволовых клеток в кровоток, из которого легче производить их забор. Этот процесс называют мобилизацией.

К разновидностям лекарства-фактора роста относятся filgrastim (Neupogen®) и plerixafor (Mozobil®). Оба эти лекарства вводятся путем инъекции в жировую ткань плеча или бедра. Вам введут либо только filgrastim, либо filgrastim вместе с plerixafor.

Медсестра/медбрат может научить вас делать инъекции самостоятельно, вы можете попросить делать их кого-то из родных или обсудить с врачом другие варианты получения инъекций. Filgrastim вводится ежедневно в течение 5–6 дней. Если вам также назначен plerixafor, то это лекарство вводится ежедневно в течение 1-2 дней.

Распространенные побочные эффекты инъекций этих лекарств включают:

  • боль в костях (в бедренной кости, грудине, руках, ногах и пояснице);
  • небольшое повышение температуры до 99–100 °F (37,2–37,8 °C);
  • головную боль;
  • гриппозные симптомы;

Для устранения этих побочных эффектов можно принимать обычный или сильнодействующий acetaminophen (Tylenol®). Если acetaminophen не помогает, свяжитесь со своим врачом. Возможно, врачу или медсестре/медбрату высшей квалификации придется прописать более сильнодействующее лекарство.

Установка туннельного катетера

Перед забором стволовых клеток медсестра/медбрат или медсестра/медбрат высшей квалификации нашего кабинета доноров крови проверит, позволяет ли состояние ваших вен провести эту процедуру. Если ваши вены не подходят для этого, медицинский сотрудник из отделения интервенционной радиологии установит туннельный катетер в крупную вену рядом с ключицей. Туннельный катетер — это один из видов центрального венозного катетера (ЦВК). Он будет использоваться во время процедуры, а после ее окончания будет извлечен. Медсестра/медбрат научит вас, как за ним ухаживать, и предоставит вам эту информацию в письменном виде.

Что можно есть

При заборе стволовых клеток у вас может упасть уровень кальция в крови. Мы рекомендуем вам употреблять молочные продукты и другую пищу с высоким содержанием кальция (например сыр, молоко, мороженое, темную листовую зелень, витаминизированные хлопья из злаков или обогащенные цельные злаки) или купить безрецептурную кальциевую добавку, такую как Tums®. Это поможет поднять уровень кальция в крови.

Во время процедуры

Процедура забора PBSC проводится в Кабинете доноров крови (Blood Donor Room) центра Memorial Sloan Kettering (MSK). Адрес:

Кабинет доноров крови центра MSK
1250 First Avenue (между East 67th Street и East 68th Street)
New York, NY 10065

Для проведения процедуры вы будете приходить в назначенное время 2 дня подряд. Каждый прием обычно длится 3–4 часа.

Во время процедуры забора клеток вы будете находиться на кровати или в откидывающемся кресле. Вас подключат к аппарату через внутривенные катетеры, установленные на руках, или через туннельный катетер. Забор крови будет осуществляться через катетеры, после чего она будет пропущена через аппарат. Аппарат извлечет стволовые клетки, а остальная кровь будет введена вам обратно.

После процедуры

Большинство людей может вернуться к привычным делам на следующий день после проведения процедуры. Мы свяжемся с вами после процедуры, чтобы узнать о вашем самочувствии.

Забор клеток костного мозга

Забор клеток костного мозга — это процедура извлечения стволовых клеток из костного мозга. Клетки костного мозга могут извлекаться из разных мест вашего организма, например из грудины, а также из передней и задней части бедренной кости. Все эти точки называются местами забора. Самым распространенным местом забора является задняя часть бедренной кости. Для проведения процедуры вам будет сделан общий наркоз (будет введено лекарство, под действием которого вы заснете).

До процедуры

  • Возможно, вам потребуется сдать одну дозу (около пинты (0,5 л)) крови за 2 недели до процедуры. В случае необходимости вам снова введут эту кровь в палате послеоперационного наблюдения. Это позволит вам почувствовать себя энергичнее после процедуры.
  • Вам понадобится ответственный сопровождающий, который отвезет вас домой после процедуры. Это необходимо по той причине, что вы можете испытывать сонливость после анестезии.
Инструкции по употреблению пищи и напитков

Чтобы подготовиться к анестезии, вам потребуется выполнить особые указания накануне вечером и утром в день проведения процедуры.

  • Не ешьте после полуночи накануне дня проведения процедуры. Это также касается леденцов и жевательной резинки.
  • Вы можете выпить не более 12 унций (350 мл) воды в период между полуночью и за 2 часа до времени прибытия в больницу. Не пейте ничего другого.
  • Не пейте какие-либо жидкости за 2 часа до запланированного времени прибытия в больницу. Это также касается воды.

Во время процедуры

Процедура забора клеток костного мозга будет проведена в операционной. Поскольку местом забора, как правило, является задняя часть бедренной кости, вероятно, вы будете лежать на животе. Когда вы заснете, врач введет вам иглу через кожу в кость, чтобы забрать костный мозг.

Количество извлекаемого костного мозга зависит от веса и заболевания пациента. Ваш вес и рост также может ограничить количество костного мозга, которое вы можете сдать.

Ваш организм восстановит костный мозг естественным образом через 2–3 месяца после процедуры.

После процедуры

Вы проснетесь в палате пробуждения (Post Anesthesia Care Unit, PACU). Вы можете испытывать некоторую боль или болезненные ощущения в местах забора. Вам дадут обезболивающее лекарство, чтобы устранить дискомфорт. Вы также получите рецепт для приобретения обезболивающего лекарства, которое будете принимать дома в случае необходимости.

После проведения процедуры забора клеток костного мозга люди в большинстве случаев возвращаются домой в тот же день. Ваше состояние должно нормализоваться примерно через 7–10 дней, но многим людям становится лучше уже через несколько дней. Вам дадут обезболивающее лекарство, а также вы получите особые указания по поводу того, как ухаживать за собой дома. Также мы свяжемся с вами после процедуры, чтобы узнать о вашем самочувствии.

Вы не сможете заниматься спортом с интенсивной физической нагрузкой (например бегом, в том числе трусцой, или аэробикой), а также контактными видами спорта (такими как футбол или баскетбол) в течение 1 недели после проведения процедуры.

В течение 2 месяцев после проведения процедуры очень важно придерживаться хорошо сбалансированного рациона питания, включающего продукты с высоким содержанием железа. Для получения дополнительной информации прочитайте материал Железо в рационе питания. Некоторым людям после процедуры назначают курс пероральных добавок с содержанием железа, помогающих ускорить восстановление костного мозга. Если вам показан прием таких препаратов, ваш врач или медсестра/медбрат высшей квалификации предложат вам график приема добавок.

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Human Leukocyte Antigen (HLA) Typing and Stem Cell Harvesting: Information for Donors

This information will help you understand your human leukocyte (LUKE-oh-site) antigen (HLA) typing and stem cell harvesting (collection). You’re getting this information because you’re being tested to see if you’re a potential stem cell donor.

In this resource, the words “you” and “your” refer to either you or your child.

Donating stem cells is a 3-step process.

  1. HLA typing. This is done to see if your stem cells are a good match for the recipient (the patient).
  2. Health screening. If your HLA type matches the patient’s, you’ll have a health screening to make sure you’re healthy enough to donate stem cells.
  3. Stem cell harvesting. This is the procedure to collect some of your stem cells.
Back to top

HLA Typing

About HLA markers

HLA markers are proteins that are found on most cells in your body (see Figure 1). There are many HLA markers, and different people can have different patterns of the markers. HLA markers are inherited (passed from parents to their child), so your close family members (siblings, parents, and children) are most likely to have a pattern of HLA markers that’s like yours.

Figure 1. HLA markers

Figure 1. HLA markers

HLA markers are a way for your immune system to tell which cells belong in your body and which ones don’t. Your immune system knows which pattern of HLA markers is normal for your body. If it finds a cell that has a different pattern of markers, it will attack and kill the cell. That’s why it’s important that your HLA markers are as similar to the patient’s as possible.

About HLA typing

Your HLA type can be tested in 2 ways:

  • A blood test
  • A swab of your cheek

If you’ll be doing your HLA typing using a cheek swab sample, read the resource Instructions for Collecting and Shipping HLA Samples Using Cheek Swabs.

Results of your HLA typing

After MSK gets your HLA test sample, it usually takes about 1 to 2 weeks for your results to come back. If your results show your pattern of HLA markers is like the patient’s, it means you’re a potential donor. We’ll contact you to tell you and to ask if we can tell the patient. We won’t tell them unless you give permission.

If you want to check on the status of your results:

  • If the patient is age 18 or older, call the Adult Stem Cell Transplant Related Donor Office at 646-608-3732.
  • If the patient is younger than 18, call the Pediatric Stem Cell Transplant Related Donor Office at 212-639-8478.
Back to top

Health Screening

If you’re willing to move forward with the donation process, you’ll have some tests to make sure you’re healthy enough to donate. These tests usually include a phone health screening and an in-person health screening. We may also ask for copies of your medical records.

During the in-person health screening, you’ll have a physical exam, an electrocardiogram (EKG), a chest x-ray, and blood tests. The donor office will contact you about scheduling an appointment for this testing. You won’t need to pay for the appointment or tests.

Once we’re sure you’re healthy enough to donate, we’ll ask for your permission to share any relevant health information with the patient and their healthcare team. We won’t share any of your information without your permission.

Back to top

Stem Cell Harvesting

Stem cells are immature cells that are the foundation of the blood cells in your body: the white blood cells that fight infection, red blood cells that carry oxygen, and platelets that stop you from bleeding. Most of your stem cells are found in your bone marrow. Bone marrow is a substance in the spaces in the center of the larger bones in your body. There are also some stem cells circulating in your blood.

There are 2 ways that your stem cells can be harvested:

  • Peripheral blood stem cell (PBSC) harvesting
  • Bone marrow harvesting

Each method is described below. Once we’ve found out if you’re a potential donor, a doctor, nurse practitioner (NP), or nurse will discuss these methods with you in more detail. You can also read the resources Allogeneic Donor Peripheral Blood Stem Cell Harvesting and About Bone Marrow Harvesting.

Peripheral blood stem cell harvesting

PBSC harvesting is the procedure used to collect stem cells from your blood. Peripheral blood is the blood that circulates in your blood vessels. It includes every type of blood cell.

Before your procedure

Stem cell mobilization and growth factor injections

Before we can collect stem cells from your blood, you’ll need to take a medication known as a growth factor. The growth factor medication will cause your body to make more stem cells than usual. It also causes the stem cells to move into your bloodstream, where they can be collected more easily. This process is called mobilization.

Growth factor medications include filgrastim (Neupogen®) and plerixafor (Mozobil®). Both of these medications are given as an injection (shot) into the fatty tissue in your upper arms or thighs. You’ll take either filgrastim alone or both filgrastim and plerixafor.

A nurse can teach you to do the injections yourself, you can have a family member give them to you, or you can talk with your healthcare provider about making other arrangements. You’ll need filgrastim injections daily for 5 to 6 days. If you’re also taking plerixafor, those injections will be daily for 1 to 2 days.

Common side effects of these medications include:

  • Bone pain in your hips, breastbone, arms, legs, and lower back
  • Low-grade fevers of 99 °F to 100 °F (37.2 °C to 37.8 °C)
  • Headaches
  • Flu-like symptoms

Regular or extra strength acetaminophen (Tylenol®) can help relieve these side effects. If acetaminophen doesn’t help, contact your doctor’s office. Your doctor or NP may need to prescribe something stronger.

Tunneled catheter placement

Before we collect your stem cells, a NP or nurse from our donor room will check your veins to make sure they’re sturdy enough for the procedure. If they aren’t, a healthcare provider from the Interventional Radiologist Department will place a tunneled catheter into a large vein near your collarbone. A tunneled catheter is a type of central venous catheter (CVC). It will be used during your procedure and will be removed once your collection is complete. Your nurse will teach you how to care for it and will give you written information.

What to eat

As your stem cells are collected, your blood calcium levels may drop. We recommend that you eat dairy products and other foods that are rich in calcium (such as cheese, milk, ice cream, dark leafy greens, fortified cereals, or enriched grains) or take an over-the-counter calcium supplement, such as Tums®. This will help raise the calcium levels in your blood.

During your procedure

Your PBSC harvesting will take place in the Blood Donor Room at Memorial Sloan Kettering (MSK). The address is:

Blood Donor Room at MSK
1250 First Avenue (between East 67th and 68th Streets)
New York, NY 10065

You’ll have appointments 2 days in a row. Each appointment usually takes 3 to 4 hours.

The harvesting is done while you’re on a bed or a recliner chair. You’ll be connected to a machine by IV tubes in your arms or your tunneled catheter. Blood will be drawn through the tubes and sent through the machine. The machine will collect your stem cells and the rest of your blood will be returned to you.

After your procedure

Most people can return to their regular activities the day after their donation. We’ll follow up with you after your procedure to see how you’re feeling.

Bone marrow harvesting

Bone marrow harvesting is the procedure used to collect stem cells from your bone marrow. Bone marrow can be removed from different sites on your body, such as your breastbone and the front and back of your hips. These are called harvest sites. The most common harvest site is the back of your hips. You’ll get general anesthesia (medication to make you sleep) for your procedure.

Before your procedure

  • You may need to give a unit (about a pint) of blood 2 weeks before your procedure. If needed, this blood will be given back to you in the recovery room. It will help increase your energy levels after the procedure.
  • You’ll need to a responsible care partner take you home after your procedure. This is because you’ll probably be sleepy from the anesthesia.
Instructions for eating and drinking

To get ready for the anesthesia, you’ll need to follow special instructions the night before and morning of your procedure.

  • Don’t eat anything after midnight the night before your procedure. This includes hard candy and gum.
  • You can drink a total of 12 ounces of water between midnight and 2 hours before your scheduled arrival time. Don’t drink anything else.
  • Don’t drink anything starting 2 hours before your scheduled arrival time. This includes water.

During your procedure

Your bone marrow harvesting procedure will be done in the operating room. Since the harvest site is usually the back of your hip bones, you’ll probably be lying on your stomach. Once you’re asleep, your doctor will put a needle through your skin and into your bone to take out the marrow.

The amount of bone marrow that will be removed depends on the patient’s weight and illness. Your weight and size may also limit how much you can donate.

Your body will naturally replace the bone marrow in 2 to 3 months after the procedure.

After your procedure

When you wake up, you’ll be in the Post Anesthesia Care Unit (PACU). You may have some pain or soreness at your harvest sites. You’ll get pain medication to help with any discomfort. You’ll also get a prescription for pain medication to take at home, if needed.

Most people go home the same day as their bone marrow harvesting procedure. You should be back to feeling normal within 7 to 10 days, but many people feel better within a few days. You’ll get pain medication and specific instructions on how to care for yourself at home. We’ll also follow up with you after your procedure to see how you’re feeling.

You won’t be able to do any strenuous exercise (such as running, jogging, or aerobics) or play any contact sports (such as football, soccer, or basketball) for 1 week after your procedure.

It’s important to follow a well-balanced diet high in iron for 2 months after your procedure. For more information, read the resource Iron in Your Diet. Some people need to take an oral iron supplement for a little while after their procedure to help their bone marrow recover. If you do, your doctor or NP will give you a plan for taking the supplement.

Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers. We read every comment, but we're not able to respond. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.
 

Questions Yes Somewhat No

Last Updated