Как справиться с последствиями менопаузы и ранней менопаузы для организма

Эта информация поможет вам понять, каковы последствия менопаузы и ранней менопаузы для организма и как с ними справиться.

Вернуться к началу

Естественная менопауза

В яичниках женщины содержится запас яйцеклеток и вырабатываются различные гормоны, включая эстроген. От этих гормонов зависит ежемесячный менструальный цикл (месячные). При рождении в организме девочки содержится около 1 миллиона яйцеклеток, но по мере взросления их количество сокращается. Чем меньше яйцеклеток в организме, тем сложнее забеременеть. У большинства женщин живущих в США к 51 году запас яйцеклеток истощается настолько, что яичники перестают вырабатывать эстроген. Когда это происходит, месячные прекращаются и начинается менопауза.

Из-за исчезновения эстрогена и наступления менопаузы в организме может произойти ряд изменений, в том числе:

  • такие симптомы как приливы, ночная потливость, нарушения сна и перепады настроения;
  • изменения вульвы (внешней части влагалища) и влагалища;
  • повышенный риск остеопении или остеопороза (снижения плотности или истончения костей), что может приводить к повышенному риску переломов;
  • повышенный риск заболеваний сердца.
Вернуться к началу

Менопауза и рак

Из-за некоторых видов лечения рака менопауза может наступать у женщин в раннем возрасте. Это называется преждевременной менопаузой, ранней менопаузой, преждевременным истощением яичников или недостаточностью функции яичников.

Причины ранней менопаузы у женщин с раком включают:

  • хирургическое удаление обоих яичников;
  • потеря яйцеклеток в яичниках из-за некоторых лекарств для химиотерапии;
  • потеря яйцеклеток в яичниках из-за воздействия радиации.

Несмотря на то, что многие прошедшие лечение рака женщины не сталкиваются с менопаузой в раннем возрасте, у некоторых женщин она может наступить раньше, чем обычно. Как правило, это происходит во время или сразу после лечения рака. Однако у некоторых женщин менопауза наступает спустя годы после лечения рака. Сложно предсказать, когда у женщины наступит менопауза и наступит ли она раньше обычного из-за лечения рака.

Если вы моложе 40 лет, позвоните своему врачу или медсестре/медбрату при появлении симптомов ранней менопаузы, в том числе:

  • нерегулярных месячных на протяжении 3 месяцев или дольше;
  • отсутствии месячных на протяжении 3 месяцев или дольше;
  • любых симптомов менопаузы.

Симптомы менопаузы при приеме некоторых лекарств

Некоторые женщины получают лекарства (например, leuprolide) для подавления функции яичников. Симптомы менопаузы могут появиться и во время приема таких лекарств. Если вы не получали никакого другого лечения, которое может приводить к ранней менопаузе, ваши яичники должны вновь заработать после прекращения приема этих лекарств.

Вернуться к началу

Лечение симптомов менопаузы

Гормональная терапия при ранней менопаузе

В случае наступления ранней менопаузы ваш врач может порекомендовать гормональную терапию для замещения гормонов, которые больше не вырабатываются вашим организмом в нужном объеме. Благодаря этому можно предупредить некоторые последствия ранней менопаузы для организма.

Гормональная терапия может помочь за счет:

  • лечения симптомов менопаузы;
  • предотвращения истончения костей.

Если у вас сохранена матка, ваш врач назначит вам эстроген и прогестин. Если вам проводили гистерэктомию (операцию по удалению матки), ваш врач может назначить вам только эстроген. Гормональную терапию можно получать несколькими различными способами. Врач расскажет, какой способ подходит вам лучше всего.

Некоторые женщины обеспокоены приемом эстрогена из-за рисков для здоровья, однако многие из этих рисков отмечаются у женщин, которые принимают эстроген в более позднем возрасте, после наступления менопаузы естественным путем. Нет никаких доказательств того, что женщины более молодого возраста, принимающие лекарства для замещения гормонов, которые должны вырабатываться в их возрасте естественным путем, сталкиваются с теми же рисками.

Не все женщины могут безопасно получать гормональную терапию. Как правило, гормональная терапия не рекомендуется для женщин с:

  • гормоночувствительными опухолями (например, с раком груди);
  • историей образования тромбов;
  • заболеваниями сердца или сосудов (с историей инфарктов, повышенного кровяного давления или инсультов);
  • заболевания печени;
  • вагинальными кровотечениями неизвестного происхождения.

Поговорите со своим врачом, чтобы узнать безопасно ли вам получать гормональную терапию. Если вы не можете получать гормональную терапию, существуют другие способы справиться с последствиями менопаузы и ранней менопаузы. Некоторые из них описаны в следующем разделе.

Способы справиться с симптомами без гормонов

Вы также можете справиться с симптомами без гормонов, соблюдая рекомендации в этом разделе.

Приливы и ночная потливость

Обычно приливы начинаются с ощущения тепла, которое возникает в области лица, шеи, груди и спины и может распространиться по всему телу. Ощущения при приливах могут разниться — от легкого тепла и красноты (румянца) до проливного пота. У некоторых приливы происходят 1 или 2 раза в день, тогда как у других — гораздо чаще, до 3 раз в час. Приливы могут случаться внезапно в течение дня или будить вас ночью.

Приливы можно минимизировать, отказавшись от курения, кофеина, алкоголя и острой пищи. Для получения дополнительной информации о том, как справляться с приливами, ознакомьтесь с материалом Контроль приливов без применения гормонов.

Нарушения сна

Крепкий ночной сон может улучшить ваше самочувствие и прибавить вам сил. У некоторых женщин с менопаузой или ранней менопаузой могут возникать проблемы со сном — они могут с трудом засыпать или просыпаться посреди ночи. Для получения дополнительной информации о том, как справляться с нарушениями сна, ознакомьтесь с материалом Как улучшить сон в домашних условиях.

Перепады настроения

Некоторые женщины отмечают изменения в своем настроении после наступления менопаузы. Если вы испытываете тревожность или депрессию в течение длительного времени, попросите у врача или медсестры/медбрата направление в Центр по предоставлению консультаций (Counseling Center) Memorial Sloan Kettering (MSK) для получения эмоциональной поддержки или назначения лекарства, которое может помочь устранить эти симптомы. Для получения дополнительной информации звоните в Центр по предоставлению консультаций по номеру 646-888-0200.

Изменения вульвы и влагалища

После наступления менопаузы вульва и влагалище становятся более сухими и менее эластичными. Женщины, которые не могут получать гормональную терапию, могут справиться с этими проблемами за счет регулярного использования увлажняющих средств для вульвы и влагалища, а также за счет использования вагинальных смазок во время половой активности. Некоторые женщины также могут пользоваться эстрогеном для вагинального введения. Чтобы получить дополнительную информацию об использовании этих продуктов для контроля изменений вульвы и влагалища, а также для улучшения вашего сексуального опыта, ознакомьтесь с материалом Укрепление здоровья вульвовагинальной зоны.

Если вам необходима дополнительная поддержка и информация об этих проблемах, поговорите со своим врачом или медсестрой/медбратом о Программе по вопросам сексуальной медицины и здоровья для женщин (Female Sexual Medicine & Women’s Health Program) в центре MSK. Чтобы записаться на прием, позвоните по номеру 646-888-5076.

Состояние костной ткани

Остеопения — это состояние, при котором минеральная плотность костной ткани ниже нормы. Остеопения может привести к остеопорозу — болезни, при которой кости становятся более хрупкими и ломкими. Риск развития этих состояний возрастает из-за прекращения выработки эстрогена, что является следствием менопаузы или ранней менопаузы.

Вы можете предпринять ряд мер для уменьшения вероятности превращения остеопении в остеопороз, а также для снижения риска переломов, в том числе выполнять физические упражнения и употреблять продукты с высоким содержанием кальция и витамина D. Для получения дополнительной информации о поддержании здоровья костей ознакомьтесь с материалом Укрепление здоровья костной ткани.

Врач может порекомендовать вам прием добавок с кальцием, с витамином D, или же и с тем, и с другим, если ваш рацион содержит недостаточное количество этих элементов. Для получения информации о видах кальциевых добавок и способах их приема ознакомьтесь с материалом Кальциевые добавки.

Состояние сердца

Прекращение выработки эстрогена во время менопаузы или ранней менопаузы может повлиять на состояние вашего сердца. Существует множество способов снизить риск развития заболеваний сердца.

  • Не курите. Если вам нужна помощь в избавлении от этой привычки, обратитесь в Программу по лечению табакокурения MSK (MSK Tobacco Treatment Program) по телефону 212-610-0507.
  • Употребляйте полезные для сердца продукты питания и поддерживайте нормальный вес. Советы о том, как это сделать, приведены в материале Как улучшить здоровье через питание.
  • Регулярно выполняйте физические упражнения. Хороший вариант — выполнять любые физические упражнения, повышающие пульс, на протяжении 30 минут 5 дней в неделю.
  • Если у вас высокое кровяное давление, диабет или высокий уровень холестерина, спросите у вашего врача или медсестры/медбрата, как лечить эти состояния.
Вернуться к началу

Дополнительные ресурсы

Североамериканское сообщество по проблемам менопаузы (The North American Menopause Society)
www.menopause.org/for-women

Сайт Women’s Health.gov
www.womenshealth.gov/menopause

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Managing the Health Effects of Menopause and Early Menopause

This information will help you understand and manage the health effects of menopause and early menopause.

Back to top

Natural Menopause

The ovaries hold a woman’s supply of eggs and produce hormones, including estrogen. These hormones regulate your monthly menstrual cycle (period). Girls are born with about 1 million eggs, but lose eggs as they age. With fewer eggs, it’s harder to get pregnant. For most women in the United States, at age 51, the egg supply becomes so low that the ovaries stop producing estrogen. When this happens, monthly menstrual periods end, and menopause begins.

The loss of estrogen and menopause can cause changes to your body, including:

  • Symptoms such as hot flashes, night sweats, trouble sleeping, and mood changes.
  • Vulvar (outside of vagina) and vaginal changes.
  • An increased risk of osteopenia or osteoporosis (loss of bone density, or thinning of the bones), which can increase the risk of fractures (breaks).
  • An increased risk of heart disease.
Back to top

Menopause and Cancer

Some treatments for cancer cause women to go through menopause at a young age. This is also called premature or early menopause, premature ovarian failure, and primary ovarian insufficiency (POI).

Causes of early menopause in women with cancer include:

  • Surgical removal of both ovaries.
  • Loss of eggs in the ovaries from certain chemotherapy medications
  • Loss of eggs in the ovaries from being exposed to radiation.

Although many women treated for cancer won’t get menopause at a young age, some women go through menopause earlier than they normally would. This is usually during or right after their cancer treatment. But some women go through menopause years after cancer treatment. It’s hard to predict if or when a woman will go through menopause earlier due to cancer treatment.

If you’re younger than 40 years of age, call your doctor or nurse if you have any symptoms of early menopause, including:

  • Irregular periods for 3 months or longer.
  • No periods for 3 months or longer.
  • Any symptoms of menopause.

Menopausal symptoms while taking certain medications

Some women are given medications (such as leuprolide) to suppress their ovaries. These will cause menopausal symptoms while you’re on the medication. If you haven’t received any other treatment that could cause early menopause, your ovaries should start to work normally again after you stop the medication.

Back to top

Treatment for Symptoms of Menopause

Hormone therapy (HT) for early menopause

If you have early menopause, your doctor may recommend HT to replace the hormones your body is no longer producing in their usual amounts. This can prevent some of the health effects of early menopause.

HT can help by:

  • Treating the symptoms of menopause.
  • Helping to prevent thinning of your bones.

If you have a uterus, your doctor will prescribe estrogen and progestin. If you’ve had a hysterectomy (a surgery to remove your uterus), your doctor may prescribe estrogen only. HT can be given in several different ways. Your doctor will recommend what’s best for you.

Some women are concerned about taking estrogen because of health risks, but many of these risks are reported in women who take estrogen at an older age, after they reach menopause naturally. There is no evidence that these same risks occur in younger women who take hormones to replace those they would have naturally produced at their age.

Not all women can safely take HT. It’s generally not recommended for women with:

  • Hormone-sensitive tumors (such as breast cancer)
  • A history of blood clots
  • Heart or vascular disease (having a history of heart attacks, high blood pressure, or stroke)
  • Liver disease
  • Unexplained vaginal bleeding

Talk with your doctor to see if HT is safe for you. If you can’t take HT, there are other ways to manage the effects of menopause and early menopause. Some of these are described in the next section.

Managing symptoms without hormones

You can also manage your symptoms without hormones by following the tips in this section.

Hot flashes and night sweats

Hot flashes usually start as a warm feeling in your face, neck, chest, and back, which can spread to your entire body. Hot flashes can range from light warming and redness (flushing) to drenching sweats. Some people have 1 or 2 hot flashes a day while others have as many as 3 an hour. They can come on suddenly during the day and can wake you up at night.

You can minimize hot flashes by avoiding smoking, caffeine, alcohol, and spicy food. For more information on how to manage hot flashes, read our resource Managing Your Hot Flashes Without Hormones.

Trouble sleeping

Sleeping well at night can make you feel better and give you more energy. Some people with menopause or early menopause can have problems with their sleep, such as having trouble falling asleep or waking up in the middle of the night. For more information on how to manage trouble sleeping, read our resource Improving Your Sleep at Home.

Mood changes

Some people see changes in their mood after menopause. If you’re feeling anxious or depressed for a long period of time, ask your doctor or nurse for a referral to Memorial Sloan Kettering’s (MSK) Counseling Center for emotional support or to consider medication that may be helpful in treating these symptoms. For more information, call the Counseling Center at 646-888-0200.

Vulvar and vaginal changes

The vulva and vagina become drier and less elastic after menopause. Women who can’t take HT can manage these problems by regularly using vaginal and vulvar moisturizers and using vaginal lubricants during sexual activity. Some women may also be able to use vaginal estrogen. For more information on how to use these products to manage vulvar and vaginal changes and to improve your sexual experience, read our resource Improving Your Vulvovaginal Health.

If you want more support and information about these issues, talk with your doctor or nurse about the MSK Female Sexual Medicine & Women’s Health Program. To make an appointment, call 646-888-5076.

Bone health

Osteopenia is a condition in which your bone mineral density is lower than normal. Having osteopenia can lead to osteoporosis, a disease in which your bones become weak and more likely to fracture. The loss of estrogen production that occurs from menopause or early menopause can increase the risk of these conditions.

There are things you can do to decrease the chance that osteopenia will progress to osteoporosis and reduce your risk for fractures, including exercising and eating a diet rich in calcium and vitamin D. For more information on how to maintain healthy bones, read our resource Improving Your Bone Health.

Your doctor may recommend you take a calcium supplement, a vitamin D supplement, or both if you don’t get enough from your diet. For information on the types of calcium supplements and on how to take them, read our resource Calcium Supplements.

Heart health

Losing estrogen during menopause or early menopause may affect your heart health. There are many ways to reduce your risk of heart disease.

  • Don’t smoke. If you need help quitting, contact the MSK Tobacco Treatment Program at 212-610-0507.
  • Eat a heart-healthy diet and maintain a healthy weight. For tips on how to do this, read our resource Eat Your Way to Better Health.
  • Exercise regularly. Any exercise that raises your heart rate for 30 minutes, 5 days a week, is a good option.
  • If you have high blood pressure, diabetes, or high cholesterol, ask your doctor or nurse about how to treat these.
Back to top

Additional Resources

The North American Menopause Society
www.menopause.org/for-women

Women’s Health.gov
www.womenshealth.gov/menopause

Back to top

Tell us what you think

Tell us what you think

Your feedback will help us improve the information we provide to patients and caregivers. We read every comment, but we're not able to respond. If you have questions about your care, contact your healthcare provider.
 

Questions Yes Somewhat No

Last Updated