Способы справиться со слабостью для пациентов, перенесших рак

Эта информация поможет вам справиться со слабостью как следствием рака после окончания лечения.

Слабость является самым распространенным побочным эффектом рака и его лечения. Она может сохраняться в течение нескольких месяцев или лет после окончания лечения рака. Слабость как следствие рака отличается от слабости, которую испытывают люди, не болеющие раком. Обычно она длится дольше, может быть очень интенсивной и может не проходить даже после отдыха.

Люди описывают такую слабость как чувство утомления или бессилия, ощущение тяжести в конечностях, нежелание делать что-либо, неспособность сконцентрироваться, чувство раздражения или ощущение медлительности. Слабость может быть от легкой до сильно выраженной. Она может развиваться постепенно или появляться внезапно.

Причины возникновения слабости при заболевании раком

Никто не знает наверняка, что именно является причиной слабости при заболевании раком, но она может быть обусловлена:

  • лечением рака, включая химиотерапию, радиотерапию, хирургическую операцию и некоторые виды биологической терапии;
  • лекарствами;
  • накоплением токсических веществ в результате поражения клеток организма раком;
  • поражением нормальных клеток;
  • развитием инфекции;
  • повышенной температурой;
  • болью;
  • потерей аппетита или получением недостаточного количества калорий и питательных веществ;
  • проблемами со сном;
  • анемией (низким уровнем красных кровяных телец в крови);
  • одышкой;
  • обезвоживанием;
  • потребностью вашего организма в дополнительной энергии для восстановления нормальных клеток.

Другие факторы, которые могут вызывать усталость как следствие рака, включают:

  • беспокойство;
  • депрессию;
  • горе;
  • недостаток спокойного сна ночью;
  • менее активный образ жизни;
  • напряженность в семье;
  • прохождение медицинских исследований;
  • другие расстройствами организма.
Вернуться к началу

Как справиться со слабостью как следствием рака

VIDEO
This video will help you manage fatigue (feeling tired) from your cancer treatment.
Video Details

Первым шагом в борьбе со слабостью является обращение к медицинскому сотруднику, которому вы должны рассказать о своем состоянии. Опишите уровень вашей слабости. Старайтесь описать ее как можно точнее. Например, скажите: «Я был(-а) настолько уставшим(-ей), что не мог(-ла) работать 3 дня подряд», а не «Я очень сильно устал(-а)».

В течение одной недели постарайтесь записывать все свои действия и помечать, как вы себя чувствовали, выполняя их. Такая форма записи называется журналом действий. Вы можете заметить некоторую закономерность в возникновении слабости. Например, вы больше устаете днем или вечером? Благодаря этим ответам и ответам на другие вопросы медицинский сотрудник сможет предложить вам наиболее эффективные способы справиться со слабостью.

Ниже изложены некоторые рекомендации, помогающие преодолеть слабость.

Получайте ежедневную физическую нагрузку. При умеренной физической нагрузке вы можете почувствовать прилив энергии и облегчение симптомов слабости. Старайтесь выполнять умеренные физические упражнения по 30 минут 5 дней в неделю. Умеренные физические упражнения — это деятельность, которая немного трудна для вас. Выполнение упражнений с умеренной нагрузкой означает, что ваше дыхание учащается, но вы не задыхаетесь, вы немного потеете через 10 минут и можете поддерживать разговор, но не можете петь. Если начало программы упражнений вызывает у вас беспокойство, ваш медицинский сотрудник может направить вас в службу реабилитации (Rehabilitation Service) центра Memorial Sloan Kettering (MSK). Вас осмотрит врач со специальной подготовкой или физиотерапевт, чтобы разработать план, который поможет вам укрепить и накачать мышцы.

Улучшайте качество и режим сна. Постарайтесь достаточно долго спать ночью вместо того, чтобы несколько раз засыпать в течение дня. Не спите подолгу днем и не ложитесь вздремнуть во второй половине дня. Дневной сон почти всегда приводит к проблемам со сном по ночам. Если вам нужен дневной сон, он должен быть коротким и приходиться на первую половину дня. Попробуйте заменить дневной сон легкой активностью, такой как чтение или прослушивание музыки. Придерживайтесь определенного порядка подготовки ко сну. Хотя все люди разные, лучше всего отказаться от употребления напитков с кофеином, алкоголя и курения табака, а также не выполнять физические упражнения за несколько часов до сна. Все это может не давать вам уснуть. Вы можете попробовать расслабиться с помощью музыки или читая перед сном.

Придерживайтесь определенного режима при выполнении повседневных дел. Выясните, когда вам необходимо отдохнуть, и когда у вас есть силы, чтобы заняться делами. Это поможет вам спланировать свой день.

Планируйте дела. Важно экономить вашу энергию. Для этого вам нужно планировать дела и составлять график дня. Это поможет вам сэкономить силы для необходимых и важных дел и равномерно распределить действия в течение дня. На выполнение важных дел отводите то время, когда у вас больше энергии.

Попросите помочь вам с делами, которые приводят к наибольшей слабости. Обращайтесь за помощью. Не бойтесь прибегать к помощи членов семьи, друзей или местных общественных организаций. Многие организации предоставляют помощь в приготовлении пищи и в уборке. Попросите направить вас к социальному работнику, чтобы получить дополнительные сведения об организациях, которые могут вам помочь.

Попросите у медицинского сотрудника помощи с тем, что усиливает вашу слабость. Скажите медицинскому сотруднику, если у вас есть и другие симптомы (боль, тревожность, депрессия или бессонница), которые могут усиливать вашу слабость. Медицинский сотрудник может назначить вам лекарство для облегчения некоторых из этих симптомов или направить вас к другому специалисту.

Придерживайтесь здорового питания. Вам рекомендован хорошо сбалансированный рацион питания, в который входят фрукты, овощи, цельные злаки и продукты с высоким содержанием белка, например постное мясо, курица или рыба. Принимайте пищу часто, небольшими порциями, это может помочь справиться со слабостью, поскольку для переваривания небольших порций требуется меньше энергии. Вам также может помочь консультация с клиническим врачом-диетологом. Ваш медицинский сотрудник может записать вас на нее. Пейте достаточное количество жидкости.

Продолжайте вести активную социальную жизнь. Не прекращайте общаться с друзьями. Для вас важно проводить с ними время, но и не истощайте свои силы.

Обратитесь за эмоциональной поддержкой. Ваши родные и друзья могут помочь вам справиться со стрессом и слабостью. Возможно, вы также захотите присоединиться к группе поддержки для пациентов, перенесших рак. В программе центра MSK «Ресурсы для жизни после рака» (Resources for Life After Cancer (RLAC) Program) предусмотрены различные группы поддержки для пациентов, окончивших лечение. Получите дополнительную информацию об этой программе у своего медицинского сотрудника или позвоните по номеру 646-888-8106. Многие находят утешение в духовности, она помогает им преодолеть беспокойство и волнение. Вы можете поговорить с капелланом в центре MSK или попросить о встрече со священником.

Получите помощь, чтобы справиться с тревожностью и депрессией. Скажите медицинскому сотруднику, если вы испытываете беспокойство или находитесь в подавленном состоянии. Он может направить вас на консультацию к социальному работнику. Или вам организуют сеанс консультации с психотерапевтом из Центра по предоставлению консультаций (Counseling Center) MSK. Помимо этого, справиться с тревожностью вам может помочь изучение техник релаксации. Подробную информацию о дополнительных методах лечения вы можете получить по телефону, обратившись в Службу интегративной медицины (Integrative Medicine Service) центра MSK по номеру 646-888-0800, или на веб-сайте: www.mskcc.org/cancer-care/integrative-medicine.

Сходите на прием к реабилитационному терапевту (occupational therapist (OT)). Реабилитационный терапевт — это медицинский сотрудник, который может помочь вам составить план для получения максимальной физической нагрузки без переутомления. Попросите медицинского сотрудника записать вас на прием к реабилитационному терапевту в Центре реабилитации (Rehabilitation Center) MSK.

 
Вернуться к началу

Как сберечь свои силы

  • Выделяйте достаточно времени на выполнение своих дел и работайте сидя. Не забывайте поддерживать нормальное дыхание. Остановитесь и отдохните, если вы почувствовали усталость.
  • Сидите на высоких сиденьях, с них легче вставать, чем с низких.
  • Работайте за столом или прилавком, который находится на уровне вашей талии. Это способствует улучшению кровообращения и нормальному дыханию.
  • Размещайте и храните принадлежности для работы там, где вы ими пользуетесь, и где вам будет удобно их доставать.
  • Следите за хорошей осанкой.
  • Если вам нужно достать то, что находится ниже уровня вытянутой руки, присядьте или согните колени, но не спину.
  • Садитесь перед зеркалом или раковиной для более долгих по времени занятий, например во время накладывания макияжа или бритья. Выбирайте прически, за которыми легко ухаживать.
  • Принимайте теплый, а не горячий душ.
  • Подвесьте полочки рядом с лейкой душа, чтобы вам не приходилось тянуться или нагибаться за мылом и шампунем.
  • Установите в душе поручни. Используйте скамейку, чтобы принимать душ сидя в ванне.
  • Пользуйтесь мочалкой или щеткой (например, щеткой для спины) с длинной ручкой, чтобы тереть ступни и другие труднодоступные места.
  • Вытирайтесь полотенцем в положении сидя или надевайте махровый халат.
  • Выбирайте и раскладывайте одежду перед тем как одеться. Чтобы одеться, садитесь на стул или на край кровати.
  • Выбирайте рубашки или блузы с застежкой спереди, а брюки и юбки со свободной посадкой. Такую одежду легче надеть и снять.
  • Если вам нужно наклониться, чтобы что-то достать, выдыхайте при наклоне и вдыхайте, дотянувшись до цели.
  • Носите обувь без шнуровки и застежек на низком каблуке с амортизирующими подошвами или стельками.
Вернуться к началу

Дополнительные ресурсы

OnCancer: новости и аналитические данные из центра Memorial Sloan Kettering (MSK)
www.mskcc.org/blog/recognizing-and-managing-related-fatigue

Видео центра MSK, разъясняющее способы справиться со слабостью после лечения рака
www.mskcc.org/videos/playlist/diet-exercise-and-therapies-managing-fati…

CancerNet
www.cancer.net/navigating-cancer-care/side-effects/fatigue

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Managing Cancer-Related Fatigue for Survivors

This information will help you manage cancer-related fatigue after your cancer treatment.

Fatigue is the most common side effect of cancer and cancer treatment. It can last for months or years after cancer treatment is completed. Fatigue related to cancer is different from fatigue that people without cancer experience. It usually lasts longer, can be intense and may not improve with rest. 

People describe cancer-related fatigue as feeling tired or weak, having a sense of limb-heaviness, not wanting to do things, not being able to concentrate, feeling irritable or a sensation of moving slowly. The fatigue can range from mild to severe. It can develop gradually over time, or can begin suddenly. 

No one is sure what exactly causes cancer-related fatigue, but it may be caused by:

  • Cancer treatments, including chemotherapy, radiation therapy, surgery, and some biologic therapies
  • Medications
  • The build-up of toxic substances that are left in the body after cells are killed by cancer 
  • Injury to normal cells
  • Infection
  • Fever
  • Pain
  • Loss of appetite or not getting enough calories and nutrients
  • Trouble sleeping
  • Anemia (low level of red blood cells)
  • Shortness of breath
  • Dehydration
  • Extra energy your body needs to repair normal cells

Other factors that may cause cancer-related fatigue include:

  • Anxiety
  • Depression
  • Grief
  • Not having enough restful sleep at night
  • Being less active
  • Family stress
  • Dealing with medical tests 
  • Other medical conditions
Back to top

The first step in managing cancer-related fatigue is to tell your healthcare provider (HCP) what you are experiencing. Be sure to report the level of your fatigue when you talk to him or her. It is helpful if you can be specific. For example, “I was so tired that I couldn’t work for 3 days,” rather than “I was really tired.”

For 1 week, try keeping a list of your activities and how you feel when you do them. This is called an activity log. You may notice a pattern to your fatigue. For example, are you more tired in the afternoon or the evening? Based on the answers to this and other questions, your HCP will be able to suggest the best ways for you to manage your fatigue.

Here are some suggestions to help manage your fatigue.

Exercise daily. Research shows that moderate exercise can help increase your energy level and relieve symptoms of fatigue. Aim for 30 minutes of moderate exercise 5 days per week. Moderate exercise is activity that feels somewhat hard. You are exercising at a moderate pace if your breathing quickens but you are not out of breath, you develop a light sweat after 10 minutes and you can hold a conversation but you can’t sing. If you are anxious about beginning an exercise program, your healthcare provider (HCP) can refer you to Memorial Sloan Kettering’s (MSK) Rehabilitation Service. You will be evaluated by a specially trained doctor or a physical therapist to develop a plan to help strengthen and build muscles.

Improve your sleep quality and sleep routine. Try to get continuous sleep at night, instead of taking naps during the day. Avoid long or late-day napping. Naps will almost always cause problems sleeping at night. If you do need to nap, take short naps early in the day. Try to schedule a mild activity, such as reading or listening to music, instead of taking a nap. Follow a regular pre-bedtime routine. Although, everyone is different it is best to 
avoid caffeine, alcohol, tobacco and physical exercise several hours before going to bed. These things may keep you awake. You can try to relax by listening to music or reading before bedtime.

Develop a routine for your daily activities. Know when you need to rest and when you have energy for activity. This can help you plan your days.

Plan your activities. It is important to conserve your energy. You can do this by looking ahead at your daily schedule. This will help you save your energy for things that are necessary and important to you and allow you to space out activities throughout your day. Schedule important activities at those times when you have more energy.

Ask for help with activities that make you most fatigued. Ask for help. Don’t be afraid to rely on support from family, friends, or community organizations. Many organizations provide help with cooking and cleaning. Ask to speak with a social worker for more information about organizations that can help.

Ask your healthcare provider (HCP) for help with things that add to your fatigue.  Tell your HCP if you are feeling other symptoms (such as pain, anxiety, depression or insomnia) that can increase your fatigue. Your HCP may be able to give you medication that can relieve some of these symptoms or arrange an appropriate referral.

Follow a healthy diet. Eat a well-balanced diet that is made up of fruits, vegetables, whole grains, and foods rich in protein such as lean meat, chicken or fish. Eating smaller, more frequent meals may help with fatigue because you need less energy to digest smaller meals. Speaking with a dietician may also be helpful. Your healthcare provider (HCP) can arrange this for you. Stay well hydrated.

Keep socially active. Don’t cut yourself off from your friends. Spending time with them is important, but make sure to pace yourself.

Get emotional support. Your family and friends can help you deal with stress and fatigue. You may also want to join a support group for cancer survivors. MSK’s Resources for Life after Cancer (RLAC) program has various support groups for people who have finished treatment.  Ask your healthcare provider (HCP) for more information about this program or call 646-888-8106. Many people also find that spirituality can help with concerns and worries. You can talk to a chaplain at MSK or ask to see a member of the clergy.

Get help with anxiety and depression. Tell your HCP if you feel worried or down.  He or she may have you talk with a social worker. Or, they may arrange for a counseling session with a psychotherapist from the MSK Counseling Center. In addition, learning relaxation techniques may help you manage anxiety. For more information about complementary therapies, call the MSK Integrative Medicine Service at 646-888-0800 or go to:

Meet with an occupational therapist (OT). An OT is a healthcare professional who can help you make a plan to participate in as many physical activities as possible without overtiring. Ask your healthcare provider (HCP) about scheduling a meeting with an OT at MSK’s Rehabilitation Center.

Back to top

Tips for Saving Your Energy

  • Take your time with your activities, and sit while you work. Remember to maintain normal breathing. Stop and rest as needed if you feel tired.
  • Sit on higher seats, which are easier to stand up from, than low seats.
  • Work at a table or counter top that is waist-high. This allows for better circulation and normal breathing.
  • Organize and store your work items where you use them and can get them easily.
  • Maintain good posture.
  • If you must reach for something lower than an arm’s length, squat or bend from your knees and not from your back.
  • Sit in front of a mirror or sink for activities that take more time, such as putting on makeup or shaving. Keep your hair in a style that is easy to care for.
  • Shower with warm, not hot, water.
  • Put a caddy over your shower head so that you don’t have to reach and bend to grab your soap and shampoo.
  • Install grab bars in your shower. Use a shower bench to sit in the tub while you shower.
  • Use a sponge or brush, such as a back brush with a long handle to scrub your feet and other areas that may be hard to reach.
  • Dry off with a towel while sitting or put on a terry cloth robe.
  • Choose your clothing and lay them out before you get dressed. Sit on a chair or at the edge of your bed to get dressed.
  • Select shirts or blouses that button at the front and bottoms that fit loosely. These are easier to get on and off.
  • If you need to bend over to reach for something, exhale when you bend over and inhale when you reach.
  • Wear slip-on shoes with low heels and shock-absorbent soles or insoles.
Back to top