Операция Уиппла: краткий обзор для членов семьи и друзей

Эта информация разъяснит операцию Уиппла (панкреатодуоденэктомию), которая проводится члену вашей семьи или другу. Обращайтесь к ней как к справочному материалу, пока вы ждете завершения операции и получаете от медсестры/медбрата новости о ходе операции.

Операция Уиппла проводится для удаления опухоли в головке поджелудочной железы.

Вернуться к началу

Об органах человека

Поджелудочная железа

Поджелудочная железа - это орган, расположенный в задней части брюшной полости (живота), позади желудка и прямо над тонким кишечником (см. рисунок 1). Она состоит из 3-х частей: головки, тела и хвоста. Головка поджелудочной железы прикреплена к двенадцатиперстной кишке (которая является начальным отделом тонкой кишки).

Поджелудочная железа имеет 2 основные функции:

  • она вырабатывает пищеварительные соки, которые помогают расщеплять жиры и белки;
  • эта железа также вырабатывает инсулин и глюкагон — горомоны, которые помогают регулировать уровень сахара в крови.

Хотя фрагмент поджелудочной железы удаляется в ходе операции, оставшейся части обычно достаточно для выработки гормонов и пищеварительных соков.

Желчный пузырь

Желчный пузырь — это небольшой орган в форме капли, расположенный под печенью. Его основная функция состоит в хранении желчи. Желчь — это вещество, которое вырабатывается в печени и помогает организму переваривать жиры. Когда вы едите, желчный пузырь направляет желчь в двенадцатиперстную кишку, чтобы помочь пищеварению.

Общий желчный проток

Общий желчный проток — это маленькая трубка, по которой желчь переносится из печени в желчный пузырь на хранение, а затем из желчного пузыря поступает в двенадцатиперстную кишку, когда вы едите.

Двенадцатиперстная кишка

Двенадцатиперстная кишка является начальным отделом тонкой кишки. Она напрямую соединена с желудком. Частично переваренная пища перемещается из желудка в двенадцатиперстную кишку, где она продолжает перевариваться под воздействием желчи из желчного пузыря и пищеварительного сока из поджелудочной железы.

Тощая кишка

Двенадцатиперстная кишка является средним отделом тонкой кишки, в которой продолжается процесс пищеварения.

Рисунок 1. Поджелудочная железа и окружающие органы

Рисунок 1. Поджелудочная железа и окружающие органы

Вернуться к началу

Об операции Уиппла

Операция Уиппла выполняется через один большой разрез (хирургический надрез) в брюшной полости. Иногда перед выполнением большого разреза хирург делает несколько маленьких и вводит маленькую видеокамеру в брюшную полость. Хирург пользуется камерой для осмотра органов, чтобы понять, распространился ли рак за пределы поджелудочной железы. Это называется диагностической лапароскопией (минимально инвазивной процедурой). Если рак распространился, хирург может решить не продолжать операцию. Если рак не распространился, хирург сделает большой разрез и проведет операцию Уиппла, чтобы попытаться удалить опухоль.

Во время операции хирург удалит желчный пузырь, головку поджелудочной железы, двенадцатиперстную кишку и конец общего желчного протока. В некоторых случаях удаляется и часть желудка.

После удаления органов хирург соединит оставшуюся часть общего желчного протока, оставшуюся часть (хвост) поджелудочной железы, желудок и тощую кишку. Это делается для того, чтобы соки поджелудочной железы и желчь поступали в тонкую кишку, как и до операции (см. рисунок 2).

Рисунок 2.  Поджелудочная железа и окружающие органы после операции

Рисунок 2. Поджелудочная железа и окружающие органы после операции

Вернуться к началу

По прибытии в больницу

Придя в больницу, поднимитесь на лифте B в дооперационный центр (Presurgical Center (PSC)) на 6-ом этаже.

В дооперационном центре

Отметьтесь в консьерж-службе дооперационного центра. Администраторы попросят вас продиктовать ваш номер мобильного телефона, чтобы медсестра/медбрат и другие сотрудники могли связываться с вами в течение дня. Если у вас нет мобильного телефона, скажите им об этом. Вы сможете остаться на 6-ом этаже, где вас будут информировать о ходе проведения операции. Помните, что на 6-ом этаже еда и напитки запрещены.

Пройдя регистрацию, пациент отправится в дооперационный центр (Presurgical Unit) для обследования перед операцией. Вместе с ним может пойти один человек, а другие посетители должны остаться в зоне ожидания. По желанию пациента другие посетители могут присоединиться к ним после того, как медсестра/медбрат завершит обследование. Медперсонал сообщит вам о том, сколько посетителей может находиться в палате, и как долго будет длиться посещение.

Иногда операции откладываются. Это может произойти, если предыдущая операция длится дольше, чем ожидалось, или по другим независящим от нас причинам. Если так случится, мы приложим все усилия, чтобы сообщить вам об этом.

Когда операционная (operating room (OR)) будет готова, сотрудники хирургической бригады отведут туда пациента. Они подготовят пациента к операции, что может занять от 15 до 90 минут.

Роль медсестры/медбрата-посредника

Когда пациента переведут в операционную, вас направят в зону ожидания в основном вестибюле на 1-ом этаже. Придя в основной вестибюль, отметьтесь в регистратуре. Пока вы будете там, на протяжении всей операции медсестра/медбрат-посредник будет сообщать вам новости примерно каждые 2 часа. Мы также можем сообщить вам по телефону точное время, когда началась операция. Не забывайте, что операции иногда откладываются даже после того, как пациента доставили в операционную. Если в течение 90 минут после запланированного начала операции медсестра/медбрат-посредник не сообщит вам по телефону о том, что операция началась, вы можете позвонить медсестре/медбрату по одному из указанных ниже телефонов.

Если вы решите покинуть зону ожидания, медсестра/медбрат будет информировать вас каждые 2 часа по телефону.

Иногда хирургу бывает нужно поговорить с родственниками и друзьями пациента во время операции, чтобы обсудить полученные во время операции сведения. Если это произойдет, медсестра/медбрат-посредник будет присутствовать при таком разговоре. Медсестра/медбрат-посредник или администратор консьерж-службы организуют вам встречу с хирургом и после окончания операции.

 

Обращайтесь к медсестре/медбрату-посреднику, если у вас возникла проблема или вам просто нужно поговорить. Чтобы связаться с медсестрой/медбратом-посредником, сделайте следующее:

  • Находясь в больнице, воспользуйтесь бесплатным больничным телефоном. Наберите 2000 и попросите связать вас с абонентом цифрового пейджера под номером 9000. Будьте терпеливы; это может занять до 2 минут.
  • Находясь за пределами больницы, наберите номер 212-639-2000. Попросите связать вас с абонентом цифрового пейджера под номером 9000.
  • Попросите персонал регистрационной стойки связаться с медсестрой/медбратом-посредником от вашего имени.
Вернуться к началу

Во время операции

Такая операция обычно занимает около 4 часов, но она может длиться и другое время. На протяжении всей операции вас будут информировать о том, как она проходит.

Во время ожидания можно сделать следующее:

  • В кафетерии и в сувенирном магазине на 1-ом этаже можно приобрести еду и напитки. Вы также можете взять еду с собой и перекусить в кафетерии. Помните, что на 6-ом этаже еда и напитки запрещены.
  • Гардероб находится внизу у эскалатора на нулевом уровне. Он работает с понедельника по пятницу с 11:00 до 16:00. Если у вас с собой небольшие сумки или другой багаж и вы хотите выйти из вестибюля, можно оставить эти вещи в гардеробе.
  • Беспроводной доступ в Интернет есть почти во всех зонах больницы. Также вы можете воспользоваться компьютерами в комнатах рядом с основным вестибюлем. Попасть в них можно из коридора, ведущего в кафетерий.
  • Пользуясь мобильным телефоном, будьте учтивы и внимательны к окружающим. Звоните и принимайте звонки по мобильному телефону в отведенном для этого месте. Возможно, вам пригодится зарядное устройство для телефона, возьмите его с собой в больницу.
  • Межконфессиональная часовня Mary French Rockefeller All Faith Chapel находится в помещении M106 возле основного вестибюля на 1-ом этаже. Это помещение располагается сразу же за компьютерной комнатой по пути в кафетерий. Часовня открыта в любое время для совершения молитв и медитации.
  • Для пациентов и их посетителей ежедневно с 9:00 до 20:00 работает Центр отдыха для пациентов (Patient Recreation Pavilion). Дети могут находиться в этом центре только под присмотром взрослых. Здесь есть библиотека, открытая площадка, а также по определенному графику там проводятся мастер-классы и развлекательные мероприятия. Чтобы попасть в центр, поднимитесь на лифте M на 15-й этаж.

Медсестра/медбрат будет по телефону информировать вас о ходе операции, так что вы можете спокойно уходить из вестибюля в любое время.

Вернуться к началу

После операции

Когда операция будет подходить к концу, представитель медицинской бригады свяжется с вами по телефону или встретится лично. После этого поднимитесь на лифте В на 6-ой этаж и отметьтесь у администратора дооперационного центра (PSC concierge). Здесь вы будете ожидать встречи с хирургом.

Встреча с хирургом

Во время встречи хирург расскажет вам, что было обнаружено во время операции, и вы сможете задать вопросы. После встречи с хирургом вернитесь к стойке администратора и сообщите, что консультация закончилась. После этого вы будете находиться в зоне ожидания дооперационного центра, пока не появится возможность навестить пациента в послеоперационной палате (Post-Anesthesia Care Unit (PACU)). В ней за пациентами наблюдают после операции.

Посещение пациента в послеоперационной палате

После операции пациента отвезут в послеоперационную палату (PACU). Может пройти до 90 минут, прежде чем пациент будет готов встретиться с посетителями. Вы тем временем можете пройтись или просто отдохнуть в зоне ожидания.

Когда пациент будет в состоянии встретиться с посетителями, медсестра/медбрат расскажет вам о правилах и порядке посещения пациентов и проводит в послеоперационную палату. Не забывайте, что в послеоперационную палату допускается лишь ограниченное число посетителей. Это необходимо для того, чтобы в палате не было шумно и тесно. Пациенту в послеоперационной палате нужно время, чтобы отдохнуть и получить медицинскую помощь.

После операции пациент может чувствовать усталость, сонливость или испытывать дискомфорт. Возможно, он будет получать кислород через тонкую трубочку, которая будет располагаться под носом. Пациенту также могут подключить другие трубки и системы, например внутривенную (intravenous (IV)) капельницу для введения обезболивающего лекарства, а также оксигемометр для измерения уровня кислорода в крови и частоты сердцебиения.

Когда посещение окончится, медсестра/медбрат проведет вас обратно в зону ожидания и продолжит информировать о состоянии пациента. Медсестра/медбрат послеоперационной палаты разъяснит вам план ухода за пациентом (скажет, останется ли пациент на ночь, и сообщит время перевода в палату стационарного отделения).

Вам выдадут карточку с номером телефона послеоперационного отделения. Укажите только одного человека, которому следует звонить, чтобы сообщать информацию.

Вернуться к началу

Дополнительные материалы

Информация для членов семьи и друзей в день операции

Об операции Уиппла

Программа взаимной поддержки пациентов (Patient-to-Patient Support Program)
www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/groups/patient-patient-support
212-639-5007
patient2patient@mskcc.org
Группа поддержки, обеспечивающая взаимодействие пациентов с другими людьми, которые прошли через диагностику и лечение подобного ракового заболевания.

Программа взаимной поддержки лиц, ухаживающих за больными (Caregiver-to-Caregiver Support Program)
www.mskcc.org/experience/patient-support/counseling/groups/patient-patient-support
212-639-5007
patient2patient@mskcc.org
Группа поддержки, обеспечивающая взаимодействие лиц, ухаживающих за больными, с теми, кто помогал близким людям пройти через диагностику и лечение подобного ракового заболевания. Данная группа поддержки работает в рамках программы взаимной поддержки пациентов (Patient-to-Patient Support Program).

Организация Pancreatic Cancer Action Network
www.pancan.org
877-573-9971
Национальная организация по защите прав пациентов с раком поджелудочной железы. Эта организация помогает пациентам и лицам, которые за ними ухаживают, находить информацию о раке поджелудочной железы, клинических исследованиях и ресурсах поддержки. В этой организации также имеется программа поддержки людей, перенесших это заболевание, и ухаживающих за ними лиц.​

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

The Whipple Procedure: A Brief Overview for Family and Friends

This information will help you understand your family member or friend’s Whipple procedure (pancreaticoduodenectomy). Please use it as a reference while you wait during the surgery and when getting updates from your nurse liaison.

The Whipple procedure is a surgery to remove a tumor in the head of the pancreas.

About Your Organs


The pancreas is an organ located in the back of the abdomen (belly) behind the stomach and just above the small intestine (see Figure 1). It has 3 sections: the head, body, and tail. The head of the pancreas is attached to the duodenum (the first part of the small intestine).

The pancreas has 2 main functions:

  • It makes digestive fluids that help break down fats and proteins.
  • It makes insulin and glucagon, hormones that help regulate blood sugar levels.

Although part of the pancreas is removed during surgery, there is usually enough left to continue producing digestive fluids and hormones.


The gallbladder is a small, tear-drop shaped organ located under the liver. Its main job is to store bile. Bile is a substance made in the liver that helps the body digest fat. When food is eaten, the gallbladder sends stored bile to the duodenum to help with digestion.

Common bile duct

The common bile duct is a small tube that moves bile from the liver to the gallbladder to be stored, and then from the gallbladder into the duodenum.


The duodenum is the first part of the small intestine. It is directly attached to the stomach. Partially digested food moves from the stomach into the duodenum, where it is further digested by bile from the gallbladder and digestive fluids from the pancreas.


The jejunum is the middle part of the small intestine, where the digestive process continues.

The pancreas and surrounding organs
Back to top

About the Whipple Procedure

The Whipple procedure is done using one large incision (surgical cut) in the abdomen. Sometimes, before making the large incision, the surgeon will make several small incisions and insert a small video camera into the abdomen. The camera is used to look at the organs to see if the cancer has spread outside of the pancreas. This is called a diagnostic laparoscopy (a minimally invasive procedure). If the cancer has spread, the surgeon may decide not to continue with the surgery. If the cancer has not spread, the surgeon will make a large incision and continue with the Whipple procedure to try to remove the tumor.

During the surgery, the surgeon will remove the gallbladder, the head of the pancreas, the duodenum, and the end of the common bile duct. Sometimes, part of the stomach must be removed.

Then, the surgeon will connect the rest of the common bile duct, the remaining pancreas (the tail), and the stomach to the jejunum. This ensures the pancreatic fluids and bile will flow into the small intestine, as before (see Figure 2).

The pancreas and surrounding organs after surgery
Back to top

Once You’re in the Hospital

When you arrive at the hospital, take the B elevators to the Presurgical Center (PSC) on the 6th floor.

In the PSC

Check in at the PSC concierge desk. The clerks will ask for your cell phone number so the nurse liaison and others can contact you throughout the day. If you don’t have a cell phone number, please tell them. They will make arrangements for you to stay on the 6th floor, where you will get updates during the surgery. Please remember that there is no food or drink allowed on the 6th floor.

Once the patient is checked in, they will go to the Presurgical Unit to be examined before surgery. One person can come along, but other visitors should wait in the waiting area. If the patient wishes, other visitors may join when the nurse has finished the exam. The nursing staff will let you know how many visitors can be in the room and how long the visits will last.

Sometimes, surgeries are delayed. This could happen if an earlier surgery takes longer than expected or for other reasons beyond our control. We will make every effort to notify you if that happens.

When the operating room (OR) is ready, the surgical team will take the patient there. They will prepare the patient for surgery, which can take 15 to 90 minutes.

The Nurse Liaison role

When the patient is taken to the OR, you will be directed to the waiting area in the main lobby on the 1st floor. Check in at the main lobby desk when you arrive. While you are there, a nurse liaison will bring you updates approximately every 2 hours while the patient is in surgery. We may also call you with the exact start time of the surgery. Please remember that surgeries are sometimes delayed, even after the patient has been brought into the OR. If your nurse liaison has not called you with the start time of the surgery within 90 minutes of the scheduled start time, you can call the nurse liaison at one of the numbers below.

If you choose to leave the waiting area, the nurse liaison will call you every 2 hours with updates.

Occasionally, the surgeon will need to speak with the patient’s family and friends during the surgery to discuss findings. If this happens, the nurse liaison will be there for the conversation. The nurse liaison or the concierge clerk will also arrange for you to meet with the surgeon after the surgery is finished.

Please contact the nurse liaison if a problem arises or if you just need to talk. To reach your nurse liaison:

  • From inside the hospital, use a hospital courtesy phone. Dial 2000 and ask for beeper 9000. Please be patient; this can take up to 2 minutes.
  • From outside of the hospital, dial 212-639-2000. Ask for beeper 9000.
  • Ask a staff member at the front desk to contact the nurse liaison for you.
Back to top

During the Surgery

The surgery usually takes about 4 hours, but the time may vary. You will be updated throughout the procedure.

While you are waiting, here are some things you can do:

  • Food and drinks are available on the 1st floor in the cafeteria and in the gift shop. You can also bring your own food and eat it in the cafeteria. Please remember that food and drinks are not allowed anywhere on the 6th floor.
  • The coat-check room is located at the bottom of the escalator on the ground level. It’s open Monday through Friday from 11:00 am to 4:00 pm. If you have small bags or luggage with you and would like to leave the lobby, you can leave these items in the coat-check room.
  • Wireless Internet access is available in most areas of the hospital. You can also use the computers in the rooms off the main lobby. They are located in the hallway going towards the cafeteria.
  • Please be courteous and mindful of others while using your cell phone. Use the designated area to accept and make calls on your cell phone. It may be useful to bring your phone charger to the hospital.
  • The Mary French Rockefeller All Faith Chapel is an interfaith chapel located in room M106 near the main lobby on the 1st floor. The room is located just past the computer room going towards the cafeteria. It’s open at all times for meditation and prayer.
  • The Patient Recreation Pavilion is open daily from 9:00 am to 8:00 pm for patients and their visitors. Children are allowed in the pavilion as long as they are supervised by an adult. Arts and crafts, a library, an outdoor terrace, and scheduled entertainments are available in this area. To get to the pavilion, take the M elevators to the 15th floor.

The nurse liaisons will continue to update you on the progress of the surgery by phone, so please feel free to leave the lobby area at any time.

Back to top

After the Surgery

A team member will contact you by phone or in person when the surgery is almost finished. At this time, please take the B elevators to the 6th floor and check in with the PSC concierge. You will wait here to meet with the surgeon.

Meeting with the surgeon

During the meeting, the surgeon will explain what was found during the surgery and you will be able to ask questions. After you have met with the surgeon, return to the concierge desk and tell them that you have finished your consultation. You will then have a seat in the PSC waiting area until you are able to visit the patient in the Post Anesthesia Care Unit (PACU), or recovery room.

Visiting the patient in the PACU

After surgery, the patient will be taken to the PACU. It can take up to 90 minutes before the patient is ready to have visitors. You can use this time to take a walk or just relax in the waiting area until the patient is ready to see you.

When the patient is able to have visitors, a family nurse liaison will instruct you on visitation policies and procedures and escort you to the PACU. Please remember that only a limited number of visitors can go into the PACU. This is to keep the area quiet and avoid overcrowding. The patients in the PACU need time for rest and nursing care after surgery.

The patient may be tired, groggy, or uncomfortable following the surgery. The patient will be receiving oxygen through a thin tube called a nasal cannula that rests beneath their nose. They may also be connected to other tubes and wires, such as an intravenous (IV) line to administer pain medication and a pulse oximeter to measure their oxygen level and heart rate.

After your visit, the nurse will escort you back to the waiting area and continue to update you on the patient’s condition. The PACU nurse will explain the plan of care for the patient, such as whether the patient is staying overnight and when they will be moved to an inpatient room.

We will give you a card with the PACU phone number. Please appoint one person to call for updates.

Back to top

Additional Resources

Information for Family and Friends for the Day of Surgery

About Your Whipple Procedure

Patient-to-Patient Support Program
A peer support group that connects patients with other people who have been through a similar cancer diagnosis and treatment.

Caregiver-to-Caregiver Support Program
A peer support group that connects caregivers with others who have supported loved ones through a similar cancer diagnosis and treatment. This support group is run through the Patient-to-Patient Support Program.

Pancreatic Cancer Action Network
A national patient advocacy organization for the pancreatic cancer community. This organization helps patients and caregivers find information about pancreatic cancer, clinical trials, and support resources. It also has a survivor and caregiver support network.​

Back to top