Прогрессирующий рак полости рта

Эта информация поможет вам понять, что такое прогрессирующий рак полости рта, включая факторы риска, симптомы, способы диагностики и лечения.

Вернуться к началу

О полости рта

Полость рта (или просто рот) состоит из:

  • губ;
  • щек;
  • зубов;
  • языка;
  • десен;
  • свода полости рта;
  • дна полости рта.

Рак может развиваться в любой части полости рта. Прогрессирующий рак полости рта может поражать соседние ткани, мышцы и кости. На высоких стадиях рак может распространяться в лимфоузлы в области шеи.

Вернуться к началу

Факторы риска прогрессирующего рака полости рта

К факторам риска прогрессирующего рака полости рта относятся:

  • курение сигарет или другой табачной продукции;
  • жевание табака;
  • употребление алкогольных напитков;
  • старение; рак полости рта обычно развивается у людей в возрасте от 65 до 74 лет;
  • мужской пол; рак полости рта развивается у мужчин в два раза чаще, чем у женщин;
  • вирус папилломы человека (Human Papilloma Virus (HPV)), который может инфицировать кожу и слизистую оболочку рта, горла, гениталий и анальной области.
Вернуться к началу

Симптомы прогрессирующего рака полости рта

У вас может наблюдаться любой из следующих симптомов:

  • непроходящая боль в области губ, рта, или же и того, и другого;
  • уплотнение на губах, шее или во рту, которое не исчезает;
  • белые или красные пятна на деснах, языке или щеках;
  • непроходящее кровотечение, боль или онемение во рту;
  • непроходящая боль в горле;
  • ощущение, как будто что-то застряло в горле;
  • проблемы с пережевыванием пищи или глотанием;
  • боль во время пережевывания пищи или при глотании;
  • отек, из-за которого зубные протезы плохо сидят или вызывают дискомфорт;
  • изменение голоса;
  • боль в ушах;
  • неспособность открыть рот.
Вернуться к началу

Диагностика прогрессирующего рака полости рта

Чтобы проверить, есть ли у вас рак полости рта, вам необходимо пройти биопсию (процедуру забора небольших образцов ткани). В ходе биопсии врач возьмет небольшой фрагмент ткани из той области, где может находиться раковая опухоль. Эту ткань исследуют на наличие аномальных или раковых клеток. На получение результатов биопсии потребуется не менее 5 рабочих дней. После этого врач сможет объяснить вам диагноз.

Ваш врач может назначить вам и другие исследования, например исследование методом компьютерной томографии (computed tomography (CT)), магнитно-резонансную томографию (magnetic resonance imaging (MRI)) или позитронно-эмиссионную томографию (positron emission tomography (PET)), чтобы выяснить, не распространился ли рак на другие области.

Вернуться к началу

Информация об операции для лечения прогрессирующего рака полости рта

Операция — это наиболее распространенный метод лечения прогрессирующего рака полости рта. Ее цель состоит в том, чтобы удалить все пораженные раком ткани. В зависимости от операции вам может потребоваться реконструкция тканей, мышц или костей. В этом случае вместе с хирургом, который специализируется на органах головы и шеи, будет работать пластический хирург.

Хирург, который специализируется на органах головы и шеи, может направить вас на прием к стоматологу и челюстно-лицевому хирургу. При необходимости они осмотрят ваши зубы и сделают протез. Протез — это устройство, которое заменяет удаленную часть тела.

Объем операции зависит от того, каким образом специализирующийся на органах головы и шеи хирург удалит раковую опухоль.

  • Некоторые опухоли удаляются через разрез (хирургический надрез) в челюсти. Разрез делается между 2 передними нижними зубами. После выполнения разреза и удаления опухоли челюсть соединяется обратно с помощью металлической пластины и винтов.
  • Если раковая опухоль расположена близко к челюсти или затрагивает только небольшую ее часть, удаляется только эта часть кости.
  • Если рак затрагивает большую часть кости, эта часть челюсти удаляется полностью.
  • Иногда ткани, мышцы, кости, артерии и вены могут взять из другой части тела, чтобы заменить те, что были удалены. Это называется свободным лоскутом.
  • Вам также может быть необходимо удалить лимфоузлы в области шеи. Опухоль и лимфоузлы будут направлены в патологоанатомическое отделение (Pathology Department) для исследования. Для получения результатов потребуется не менее 1 недели.

 

Вернуться к началу

Трахеостомия

Иногда операция для лечения прогрессирующего рака полости рта может вызвать отек горла. В этом случае ваш хирург может провести трахеостомию, чтобы убедиться, что вы можете нормально дышать. Трахеостомия - это операция по образованию хирургического отверстия в трахее для облегчения дыхания и защиты вашего дыхательного пути.

Во время трахеостомии ваш хирург сделает отверстие в шее и через него введет в трахею (дыхательное горло) трахеостомическую трубку. Это позволит вам легче дышать. Если вы будете проходить трахеостомию, то медсестра/медбрат предоставит вам материал Уход после трахеостомии.

Вам также сделают трахеостомию, если ваша операция предполагает реконструкцию или использование свободных лоскутов.

Медсестра/медбрат будет ухаживать за трахеостомой, пока вы находитесь в больнице. Образующуюся слизь будут удалять с помощью аспирационной трубки. Следите за тем, чтобы дыхательные пути были чистыми, это облегчит дыхание и снизит риск развития пневмонии.

Трахеостомическую трубку удалят, когда отек дыхательных путей пройдет, и вы сможете дышать нормально. Если трахеостома останется у вас после выписки, медсестра/медбрат научит вас, как за ней ухаживать.

Вернуться к началу

После операции

Общение после трахеостомии

Если вам сделали трахеостомию, вы, возможно, не сможете говорить, когда проснетесь первый раз после операции, но вы сможете общаться письменно. Медсестра/медбрат даст вам карандаш и бумагу. Вы также можете отвечать на вопросы “да” или “нет”, кивая или качая головой. Для облегчения общения вам также могут дать планшет. На планшете установлено приложение, которое поможет вам сообщить о ваших потребностях. Медсестра/медбрат научит вас пользоваться планшетом.

Компрессионные ботинки

Пока вы находитесь в постели, на вас будут надеты компрессионные ботинки. Эти ботинки оказывают легкое давление на икры, что предотвращает образование тромбов. Их снимут, когда вы сможете вставать с постели и ходить. Если вы перенесли операцию без использования свободного лоскута, вы сможете вставать с кровати и ходить на следующий день после операции. Если во время операции использовался свободный лоскут, это произойдет несколько позже, в зависимости от расположения свободного лоскута. С каждым днем ваша физическая активность будет расти.

Питательный зонд

Если вам будет слишком сложно есть и пить, после операции вам могут установить питательный зонд. В зависимости от операции вы можете быть неспособны принимать пищу в течение недели после операции. Медицинский сотрудник предоставит вам дополнительную информацию.

Болеутоление

Вы будете испытывать болевые ощущения после операции. Обязательно попросите у медсестры/медбрата болеутоляющее. Сначала вы можете получать его через капельницу внутривенного (IV) введения. Позже вы можете принимать лекарства перорально (через рот) или через питательный зонд, если он у вас установлен. По мере выздоровления вам будет требоваться меньше болеутоляющего.

Дренажные трубки

В случае удаления лимфоузлов в области шеи, в шею установят дренажные трубки. Также вам могут установить их в область свободного лоскута, если он использовался. Дренажные трубки обычно извлекают при уменьшении количества выделений. Скорее всего, все эти трубки удалят перед тем, как вас выпишут из больницы. Если вас выпишут из больницы с установленными трубками, медсестра/медбрат научит вас ухаживать за ними.

Гигиена полости рта

Медсестра/медбрат научит вас пользоваться комплектом для орошения полости рта и ухода за ней. Этот комплект поможет поддерживать чистоту полости рта и ускорит заживление. После выписки из больницы вам будет необходимо полоскать рот с помощью комплекта для орошения. Особенно важно полоскать рот после приема пищи. После того как вы поедите, в полости рта не должно оставаться частиц пищи.

Как предотвратить спазм жевательных мышц

Спазм жевательных мышц — это неспособность открыть рот. Во время восстановления после операции очень важно предотвратить спазм жевательных мышц. Медсестра/медбрат научит вас выполнять упражнения для предотвращения этого побочного эффекта, они описаны в материале Как предотвратить спазм жевательных мышц.

Вернуться к началу

Выписка после операции

В большинстве случаев пациенты, перенесшие эту операцию, остаются в больнице на 10–14 дней. Ваш хирург скажет вам, когда вы сможете вернуться к работе и привычной активности. Это зависит от перенесенной операции и от скорости восстановления.

В большинстве случаев пациенты могут справляться с повседневными делами дома без дополнительной помощи, но перед выпиской из больницы медсестра/медбрат обсудит это с вами. Если вам нужна помощь, медсестра/медбрат или куратор поможет организовать посещения патронажной медсестрой/патронажным медбратом или специалистом по оказанию медицинской помощи на дому.

Позвоните вашему врачу, если у вас появились какие-либо из перечисленных ниже признаков или симптомов развития инфекции:

  • температура 101 °F (38,3 °C) или выше;
  • усилилось покраснение вокруг разрезов;
  • усилились выделения из разрезов;
  • выделения, которые имеют неприятный запах;
  • усиление боли, которая не проходит после приема назначенного болеутоляющего или acetaminophen (Tylenol®).
Вернуться к началу

Последующее наблюдение

Через 7-10 дней после выписки вам будет нужно прийти на прием к вашему хирургу, который специализируется на органах головы и шеи. Если в операции участвовал пластический хирург, вам также потребуется прийти на прием и к этому специалисту. Позвоните в офис каждого врача, чтобы записаться на прием. В зависимости от скорости заживления, во время первого приема для последующего наблюдения вам могут снять некоторые швы. Вам также проведут полный осмотр головы и шеи.

Если результаты лабораторных исследований будут готовы, то во время первого приема для последующего наблюдения ваш хирург, который специализируется на органах головы и шеи, просмотрит эти результаты вместе с вами. Он также сообщит вам подробную информацию о раковой опухоли, которая была удалена во время операции.

Ваш врач обсудит с вами необходимость дополнительного лечения. В большинстве случаев пациентам с прогрессирующим раком полости рта после операции необходимо пройти радиотерапию, химиотерапию, или же и то, и другое, чтобы убедиться, что все раковые клетки были удалены. Если вы хотите пройти эти процедуры в центре Memorial Sloan Kettering (MSK), вам будет назначен прием. Если вы хотите пройти их где-либо еще, мы можем помочь вам выбрать врача. Ваша медицинская карта будет отправлена врачу, который будет вас лечить.

Очень важно не пропускать ни одного приема для последующего наблюдения. Эти приемы помогут обнаружить рецидив (повторное возникновение рака) или новые раковые опухоли на ранней стадии. С течением времени посещения будут назначаться реже.

Вернуться к началу

Восстановление

Диагностика и лечение рака могут ввести вас в стрессовое и подавленное состояние. Каждый человек справляется с этим по-своему. Многие говорят, что полезно концентрировать внимание на небольших улучшениях, которые вы будете наблюдать с каждым новым днем и каждой новой неделей, к примеру:

  • отек будет постепенно спадать;
  • лицо начнет выглядеть более естественно, а шрамы будут становиться менее заметными;
  • вам станет проще говорить, и вы сможете есть многие любимые продукты питания; врач-диетолог может помочь вам выбрать лучший способ приготовления вашей любимой пищи, пока способность жевать и глотать не восстановится;
  • у вас появится больше энергии, чтобы заниматься любимыми делами.

Ресурсы поддержки

Многочисленные ресурсы помогут вам и вашим близким в процессе восстановления. Некоторые из них предлагает центр MSK, а другие вы найдете у себя по месту жительства. Спросите у вашего врача, медсестры/медбрата или социального работника о доступных ресурсах.

Вас может поддержать беседа с пациентом, перенесшим рак головы и шеи, или с человеком, который ухаживал за проходившим подобное лечение больным. Благодаря нашей программе поддержки пациентов и ухаживающих за ними лиц вы можете пообщаться с бывшими пациентами и с теми, кто ухаживал за больными. Чтобы подробнее узнать об этой программе, позвоните по номеру 212-639-5007.

Программа «Ресурсы для жизни после рака» (Resources for Life After Cancer (RLAC) Program) центра MSK предусматривает поддержку и обучение пациентов, окончивших лечение. Для получения дополнительной информации об этой группе и предлагаемых программах позвоните по телефону 646-888-8106 или посетите страницу нашей программы для перенесших рак пациентов по адресу www.mskcc.org/experience/living-beyond-cancer/services-survivors

Эмоциональное здоровье

Это нормально, если вы чувствуете подавленность во время или после лечения. Доступны программы, которые помогут вам справиться с этими чувствами. Важно распознать признаки депрессии, такие как:

  • чувство беспомощности и грусти;
  • неспособность сосредоточиться или заниматься привычными делами;
  • перепады настроения;
  • изменения в режиме сна (увеличение или сокращение обычной продолжительности сна);
  • повышение или потеря аппетита.

Позвоните вашему врачу или медсестре/медбрату, если у вас появились перечисленные симптомы, и они не проходят более 2 недель. Чтобы поговорить с консультантом, позвоните в Центр по предоставлению консультаций MSK (Counseling Center) по номеру 646-888-0200. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с материалом Преодоление депрессии в ходе лечения рака.

Курение и употребление алкоголя

При употреблении табака или алкоголя повышается риск развития рака полости рта. Отказ от этих вредных привычек поможет уменьшить риск рецидива или образования новой опухоли. Если вы хотите бросить курить, мы можем дать вам направление к специалистам программы лечения табакозависимости (Tobacco Treatment Program) в нашем центре или по месту вашего жительства. Для получения дополнительной информации обратитесь к специалистам программы лечения табакозависимости (Tobacco Treatment Program) центра MSK по телефону 212-610-0507 или посетите веб-сайт: www.mskcc.org/cancer-care/counseling-support/tobacco-treatment. Советы о том, как бросить курить, приведены в нашем материале Рекомендации по лечению табакозависимости для пациентов и членов их семьи.

Если вы хотите перестать употреблять алкогольные напитки, существуют программы, которые могут вам помочь. Для получения более подробной информации позвоните в Центр по предоставлению консультаций (Counseling Center) центра MSK по телефону 646-888-0200.

Вернуться к началу

Поделитесь своим мнением

Поделитесь своим мнением

Ваш отзыв поможет нам скорректировать информацию, предоставляемую пациентам и лицам, ухаживающим за больными.

Questions Да В некоторой степени Нет

Последнее обновление

Advanced Cancer of the Oral Cavity

This information will help you understand advanced cancer of the oral cavity, including its risk factors, symptoms, diagnosis, and treatment.

About Your Oral Cavity

Your oral cavity (mouth) includes your:

  • Lips
  • Cheeks
  • Teeth
  • Tongue
  • Gums
  • Roof of the mouth
  • Floor of the mouth

Cancer can develop in any part of your oral cavity. Advanced cancer of the oral cavity can involve nearby tissue, muscle, and bone. More advanced cancers can spread to the lymph nodes in the neck.

Back to top

Risk Factors of Advanced Cancer of the Oral Cavity

The risk factors for advanced cancer of the oral cavity include:

  • Smoking cigarettes or other tobacco products.
  • Chewing tobacco.
  • Drinking alcohol.
  • Getting older. Oral cancer usually affects people aged 65 to 74.
  • Male sex. Men are twice as likely to get oral cancer compared to women.
  • Human papillomavirus (HPV), which can infect the skin and lining of the mouth, throat, genitals, and anal area.
Back to top

Symptoms of Advanced Cancer of the Oral Cavity

You may have any of the following symptoms:

  • A sore on your lip, mouth, or both that doesn’t heal
  • A lump on your lips, neck, or in your mouth that doesn’t go away
  • A white or red patch on your gums, tongue, or cheeks
  • Bleeding, pain, or numbness in your mouth that doesn’t go away
  • A sore throat that doesn’t heal
  • A feeling that something is caught in your throat
  • Difficulty or pain with chewing or swallowing
  • Swelling that causes dentures to fit poorly or become uncomfortable
  • A change in your voice
  • Pain in your ear
  • Not being able to open your mouth
Back to top

Diagnosing Advanced Cancer of the Oral Cavity

To see if you have cancer of your oral cavity, you will need to have a biopsy. During the biopsy, your doctor will remove a small amount of tissue from the area where the cancer may be located. This tissue will be tested to see if there are any abnormal or cancerous cells. It will take at least 5 business days to receive the results of the biopsy. At that time, your doctor will explain your diagnosis.

Your doctor may want you to have other tests, such as a computed tomography (CT) scan, magnetic resonance imaging (MRI), or a positron emission tomography (PET) scan, to see if the cancer has spread to other areas of your body.

Back to top

About Surgery to Treat Advanced Cancer of the Oral Cavity

Surgery is the most common treatment for advanced cancer of the oral cavity. The goal of surgery is to remove all of the cancer. Depending on your surgery, you may need to have tissue, muscle, or bone reconstruction. If so, a plastic surgeon will work with your head and neck surgeon.

Your head and neck surgeon may also want you to see a dental and maxillofacial surgeon. They will look at your teeth and have a prosthesis made, if you need one. A prosthesis is something that replaces a part of the body that’s removed.

The extent of your surgery will depend on the way that your head and neck surgeon removes the cancer.

  • Some tumors need to be removed through an incision (surgical cut) in the jaw. The incision is made between the front 2 bottom teeth. The jaw is opened, the tumor is removed, and the jaw is put back together with a metal plate and screws.
  • If the cancer is close to or involves only a small piece of the jaw, only that part of the bone is removed.
  • If the cancer involves a lot of the bone, a whole section of the jaw will be removed.
  • Sometimes, tissue, muscle, bone, arteries, and veins will be taken from another part of the body to replace what was taken out. This is called a free flap.
  • The lymph nodes in your neck may need to be removed as well. The tumor and lymph nodes will be sent to the Pathology Department for testing. It will take at least 1 week to get the results.

 

Back to top

Tracheostomy

  • Sometimes, surgery to treat advanced cancer of the oral cavity may cause swelling in your throat. If this happens, your surgeon may perform a tracheostomy to make sure you can breathe well. You will also have a tracheostomy if your surgery involves any reconstruction or free flaps. During a tracheostomy, your surgeon will make an opening into your neck and put a tracheostomy tube through the opening and into your trachea (windpipe). This will allow you to breathe without difficulty. If you will have a tracheostomy, your nurse will give you the resource Caring for Your Tracheostomy.
  • Your nurse will care for your tracheostomy while you’re in the hospital. They will use a suction tube to clear away the mucus that builds up. Maintaining a clear airway will make your breathing much easier and lower your risk of pneumonia.
  • The tracheostomy tube will be removed as soon as the swelling in your airway goes down and you’re able to breathe normally. If you go home with a tracheostomy, your nurse will teach you how to care for it.
Back to top

After Your Surgery

Communicating with a tracheostomy

If you have a tracheostomy, you may not be able to talk when you first wake up. However, you can communicate by writing. Your nurse will give you a pencil and paper. You can also answer “yes or no” questions by nodding or shaking your head. You may also be given a computer tablet to help you communicate. The tablet has an application (app) that can help you communicate your needs. Your nurse will teach you how to use the tablet.

Compression boots

While you’re in bed, you will wear compression boots. These boots apply gentle pressure on your calves to help prevent blood clots from forming. They will be removed when you’re able to get out of bed and walk. If you haven’t had free flaps, you will be out of bed and walking by the day after your surgery. If you do have free flaps, it may take longer, depending on where the free flaps are located. Your physical activity will increase slowly each day.

Feeding tube

If it will be too difficult for you to eat and drink, you may have a feeding tube placed after surgery. Depending on your surgery, you may not be able to eat until the week after your surgery.

Managing your pain

You will have pain after your surgery. It’s important to ask your nurse for pain medication. At first, you may receive it through your intravenous (IV) line. Later, you may get the medication orally (by mouth) or through your feeding tube, if you have one. You will need less pain medication as you heal.

Drainage tubes

If the lymph nodes in your neck were removed, you will have drainage tubes in your neck. You may also have them in the area of your free flap, if you had one. The drainage tubes are usually removed when the amount of drainage has decreased. All of these tubes will most likely be removed before you leave the hospital. If you go home with a tube(s) in place, your nurse will teach you how to care for it.

Oral hygiene

Your nurse will teach you how to use an oral irrigation kit to care for your mouth. This kit helps keep your mouth clean and promotes healing. You will need to keep rinsing your mouth with the irrigation kit after you leave the hospital. It’s especially important for you to rinse your mouth after meals. There should be no food left inside your mouth after you’re finished eating.

Preventing trismus

Trismus is not being able to open your mouth. It’s very important to prevent trismus while you’re recovering from surgery. Your nurse will teach you the exercises described in the resource Preventing Trismus to prevent this side effect.

Back to top

Going Home After Surgery

Most people are in the hospital for 10 to 14 days after their surgery. Your surgeon will tell you when you can return to work and your normal activities. This depends on your surgery and how you recover.

Most people can manage at home without additional help, but your nurse will talk with you about this before you leave the hospital. If you need help, your nurse or case worker can help you arrange for a visiting nurse or home health aide.

Call your doctor if you have any of the following signs or symptoms of infection:

  • A temperature of 101° F (38.3° C) or higher
  • Increased redness around any incisions
  • Increased or foul smelling drainage from any incisions
  • Increased pain that doesn’t go away after taking your prescribed pain medication or acetaminophen (Tylenol®)
Back to top

Follow-up Visits

You will need to see your head and neck surgeon 7 to 10 days after your discharge. If a plastic surgeon was involved in your surgery, you will also need to see them. Call each office to make the appointments. Depending on how you’re healing, some or all of your stitches will be removed during your first follow-up visit. You will also have a complete head and neck exam.

If your pathology test results are ready, your head and neck surgeon will go over them with you during your first-follow up visit. This will give you details about the cancer that was removed during your surgery.

You will learn whether you need any further treatment. Most patients with advanced cancer of the oral cavity will need radiation therapy, chemotherapy, or both after their surgery to make sure all the cancer was removed. If you’re going to have it done at Memorial Sloan Kettering (MSK), an appointment will be made for you. If you’re going to have it done somewhere else, we can help you choose a radiation oncologist or medical oncologist. All of your records will be sent to the doctor who will be treating you.

It’s very important to keep all of your follow-up appointments. These appointments can help find any recurrence (when the cancer comes back) or new cancers early on. Over time, your appointments will be spaced further apart when there is no evidence of disease.

Back to top

Recovery

The diagnosis and treatment of cancer can be a very stressful and overwhelming event. Each person copes in their own way. Many people say it helps to concentrate on the small improvements you will see as the days and weeks go by, such as:

  • The swelling will slowly disappear.
  • Your face will begin to look more natural and the scars will become less noticeable.
  • You will be able to talk more easily and eat many of the foods you like. A dietitian can help you find the best ways to prepare your favorite foods while you regain your ability to chew and swallow.
  • You will have more energy to do the activities you enjoy.

Support resources

There are many resources to help you and your family during your recovery. Some are here at MSK and others are in your community. Ask your doctor, nurse, or social worker about what resources are available.

You may find it comforting to speak with a head and neck cancer survivor or caregiver who has been through a similar treatment. Through our Patient-to-Patient Support Program, we are able to offer you a chance to speak with former patients and caregivers. To learn more about this program, call 212-639-5007.

The MSK Resources for Life After Cancer (RLAC) Program provides support and education for people who are finished with treatment. To learn more about this group and the programs offered, call 646-888-8106 or visit our Services for Survivors web page at www.mskcc.org/cancer-care/survivorship/cancer-care/survivorship/services-survivors

Emotional health

It’s not unusual to feel depressed during or after your treatment. Services are available to help treat and manage these feelings. It’s important to recognize the signs of depression, including:

  • Feelings of helplessness and sadness
  • Not being able to concentrate or carry out normal activities
  • Changes in mood
  • Changes in sleep pattern (sleeping more or less than usual)
  • Increase or decrease in appetite

If you have any of these symptoms and they last more than 2 weeks, tell your doctor or nurse. To speak with a counselor, contact the MSK Counseling Center at 646-888-0100.

Tobacco and alcohol use

Tobacco and alcohol use increases your risk for oral cavity cancer. Stopping these activities will help reduce your chances of a recurrence or of developing a new, second cancer. If you want to stop using tobacco, we can refer you to a tobacco treatment program either here or in your community. For more information, contact the MSK Tobacco Treatment Program at 212-610-0507 or visit our Tobacco Treatment Program web page at www.mskcc.org/cancer-care/counseling-support/tobacco-treatment. If you want to stop drinking alcohol, there are programs that can help you. Contact the MSK Counseling Center at 646-888-0100 for more information.

Back to top